Слайд 1Лекция №11 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД»
Тема: «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА»
Слайд 2Общие положения
Для регулирования скорости ДПТ по цепи обмотки якоря изменением напряжении
используется регулируемые преобразователи различной физической природы:
Электромашинные, выполняемые по системе генератор-двигатель;
Полупроводниковые с тиристорными преобразователями переменного напряжения в регулируемое постоянное, выполняемые по системе тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д, УВ-Д);
Полупроводниковые с транзисторныи регуляторами напряжения по системе широтно-импульсный преобразователь напряжения-двигатель (ШИП-Д).
Слайд 3Система генератор-двигатель:
Система генератор-двигатель постоянного тока устарела и не используется в новых
разработках с 80-х годов ХХ века, однако продолжает эксплуатироваться в установках большой мощности, например в электроприводах прокатных клетей прокатных станов и экскаваторах.
В системе Г-Д двигатель М получает питание по цепи ОЯ от отдельного генератора G. Генератор G вращается синхронным или асинхронным двигателем M1. В случае применения синхронного двигателя в качестве приводного двигателя (гонника), он как правило работает с опережающим коэффициентом мощности, что позволяет компенсировать реактивную мощность предприятия.
Слайд 4Система генератор-двигатель:
Управление процессами пуска, реверса и торможением в системе Г-Д перенесено
из силовой якорной цепи в маломощные цепи ОВ электрических машин. Регулируя напряжение, подводимое к ОВ генератора LG, можно изменять его вырабатываемое ЭДС:
где kг – конструктивный коэффициент генератора.
Исходя из уравнения ЭДС генератора следует, что при постоянной скорости вращения генератора G его ЭДС будет определяться потоком возбуждения Фг, который регулируется путем изменения напряжения Uов г, подводимого к ОВ генератора.
Уравнения механической/электромеханической характеристик электропривода имеют вид:
Слайд 5Система генератор-двигатель:
Анализ уравнений механической и электромеханической характеристик ЭП по системе Г-Д
показывает, что характеристики системы при изменении потока возбуждения или его ЭДС представляют взаимно параллельные прямые линии, жесткость которых остается постоянной и определяется суммарным сопротивлением ОЯ генератора и двигателя. Эти характеристики располагаются в 1 зоне регулирования скорости при переменно напряжении ОВ генератора.
Регулируя во второй зоне возможно при изменении потока возбуждения двигателя.
Диапазон регулирования 1:30. Основной недостаток – два вращающихся агрегата в преобразователе. Общая мощность электрических машин превышает в 3 раза мощность исполнительного двигателя.
Слайд 6ЭП с дпт и полупроводниковым преобразователем:
Задача построения статических преобразователей электрической энергии
получила успешное решение только при создании мощных полупроводниковых приборов – тиристоров и транзисторов.
При использовании в силовых преобразователях они работают только в ключевых режимах, для которых существуют 2 устойчивых состояния: открытое и закрытое. В таком режиме потери активной мощности малы, так как падения напряжения небольшое. Это обеспечивает высокий КПД преобразователей электрической энергии. Однако эти 2 режима используются в основном в инверторах для ЭП с АД или СД.
Слайд 7Система тиристорный преобразователь -двигатель:
В автоматизированных электроприводах с широким диапазоном регулирования скорости
система ТП-ДПТ является в настоящее время преобладающей.
Применяемые тиристоры – полууправляемые полупроводниковые приборы. Они включаются по цепи управляемого электрода положительным импульсом управления, а выключаются тогда, когда анодный ток тиристора Iа спадет ниже тока удержания Ia уд.
Схемы ЭП с ТП:
а – трехфазный нулевой нереверсивный;
б - реверсивный
Слайд 8Система тиристорный преобразователь -двигатель:
Управляющие импульсы подаются на тиристоры поочередно в моменты
времени, зависящие от напряжения управления тиристорным преобразователем. Изменяя напряжения управления, можно менять угол α открытия тиристоров, и следовательно, регулировать действующее выпрямленное напряжение на нагрузке. Диаграммы напряжений представлены на рисунке.
ТП работает в выпрямительном режиме при 0<α<90 эл. гр. В пределах угла перекрытия γ два тиристора нулевой схемы будут открыты одновременно и подключены к одной нагрузке – ОЯ двигателя.
Слайд 9Система тиристорный преобразователь -двигатель:
Мгновенное значение выпрямленного напряжения при этом снижается на
полуразность мгновенных значений фазных напряжений. По рис. Тиристоры открыт и при отрицательных фазных напряжениях вторичной обмотки трансформатора. Это возможно когда в цепи выпрямленного тока большая индуктивность и ток в цепи ОЯ поддерживается за счет ЭДС самоиндукции. При малой индуктивности якорной цепи двигателя тиристоры при отрицательных напряжениях на вторичной обмотке трансформатора закрываются, а ток в якорной цепи прерывается. Для уменьшения зоны прерывистого тока в цепь ДПТ включают дополнительную индуктивность L.
Слайд 10Система тиристорный преобразователь -двигатель:
Среднее значение напряжения ТП в режиме непрерывного тока:
где
Етп0 – ЭДС ТП, зависящая от схемы выпрямления; Rп – эквивалентное активное сопротивления ТП.
Электромеханическая и механическая характеристика и механическая характеристика электропривода ТП-Д, в режиме непрерывного тока:
Слайд 11Система тиристорный преобразователь -двигатель:
На практике применяются и другие схемы тиристорных преобразователей,
например, с бестрансформаторной мостовой схемой выпрямления. В этом случае ТП получают питание через воздушные реакторы L1…L3, которые уменьшают возможные искажения в питающей сет, создаваемые ТП и ограничивают скорость нарастания тока через открывающиеся тиристоры (эффект di/dt), а также ограничивают ток КЗ в преобразователе на время срабатывания механических автоматов (на схеме не показаны).
Схемы ЭП с ТП:
а – трехфазная мостовая нереверсивная;
б – реверсивная.
Слайд 12Система тиристорный преобразователь -двигатель:
На практике применяются и другие схемы тиристорных преобразователей,
например, с бестрансформаторной мостовой схемой выпрямления. В этом случае ТП получают питание через воздушные реакторы L1…L3, которые уменьшают возможные искажения в питающей сет, создаваемые ТП и ограничивают скорость нарастания тока через открывающиеся тиристоры (эффект di/dt), а также ограничивают ток КЗ в преобразователе на время срабатывания механических автоматов (на схеме не показаны).
Схемы ЭП с ТП:
а – трехфазная мостовая нереверсивная;
б – реверсивная.
Слайд 13Система тиристорный преобразователь -двигатель:
Электромеханические характеристики ТП выполненного по мостовой схеме аналогичных
характеристикам ТП, выполненного по нулевой схеме, однако в случае применения мостового преобразователя зона прерывистых токов уменьшается.
Электромеханические характеристики реверсивного ЭП с мостовым выпрямителем и раздельным управлением приведены на рисунке.
Слайд 14Достоинства и недостатки системы ТП-ДПТ:
Достоинства: Высокий диапазон регулирования скорости в замкнутых
системах до D=1:100000.
Плавное регулирования скорости.
Максимальная жесткость механической характеристики.
Высокий КПД преобразователя (от 95%).
Недостатки: низкий коэффициент мощности. Приближенно он равен коэффициенту угла отпирания тиристора.
Слайд 15Система источник тока – ДПТ :
При питании ДПТ от источника тока
величина тока, протекаемого по якорю, неизменна и не зависит от ЭДС, что определяет вид электромеханических и механических характеристик.
На рис. представлена схема питания якоря ДПТ от источника тока (ИТ), обеспечивающего I = const. Ток в обмотке возбуждения может изменяться в широких пределах по величине, а также по направлению потенциометром П.
Слайд 16Система источник тока – ДПТ :
На рис. представлено семейство механических характеристик
ДПТ при различных значениях тока возбуждения и, следовательно, магнитного потока (Ф1, Ф2, Ф3). Данные характеристики обеспечивают постоянство момента на валу ДПТ при любой скорости.
Слайд 17Контрольные вопросы:
Назовите типы преобразовательных устройств, применяемые в ЭП постоянного тока.
Каковы
недостатки системы Г-Д?
Опишите функциональную схему и принцип действия управляемого тиристорного преобразоватлея.
Каким образом регулируется напряжения якоря ДПТ в системе ТП – Д.