Слайд 1Самообразование
“Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир”.
А. Дистервег
Слайд 2
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня
подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Слайд 3
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло,
и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Слайд 4Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1. Ежедневная работа с информацией.
2. Желание
творчества.
3. Стремительный рост современной науки.
4. Изменения, происходящие в жизни общества.
5. Материальное стимулирование.
6. Общественное мнение.
Слайд 5Направления самообразования учителя
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель
должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.
Слайд 6Источники самообразования
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.
Слайд 7Формы самообразования учителя
Индивидуальная и групповая.
Слайд 8Составляющие процесса самообразования учителя
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком
глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать
Слайд 9Организация процесса самообразования
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы,
завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и, конечно, самое главное лицо – сам учитель.
Слайд 10Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к
собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Слайд 11
Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и
инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.