Слайд 1Методика музыкального воспитания и развития дошкольников
.
Преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Луговина
М.М.
Цели и задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО:
- формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, изобразительном), мира природы;
- развитие эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по художественно-эстетическому развитию в ДОУ по ФГОС;
- восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;
- побуждение к сопереживанию литературным персонажам;
- осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
цели предполагает решение ряда задач
ФГОС дошкольного воспитания:
- знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
- развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;
-цветомузыкальное развитие детей в ДОУ; формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
-развитие восприятия, сопереживания героям произведений, развитие навыка детей - звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
Слайд 4Виды и содержание
музыкальной деятельности детей
1. Восприятие музыки, специально созданной для
детей
Исполнительство
Творчество
Музыкально-образовательная деятельность
2. Восприятие музыки, в связи с ее исполнительством
3. Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей
Восприятие музыки
1. Пение
2. Музыкально-ритмические движения
3. Игра на детских музыкальных инструментах
1. Песенное творчество
2. музыкально-игровое и танцевальное творчество
3. Импровизация на детских музыкальных инструментах
1. Знания общего характера
2.Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Слайд 5Этапы становления
музыкальной деятельности ребенка
А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская
Слайд 6Возрастные особенности музыкального восприятия:
Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольностью и
эмоциональностью, ребенок откликается на музыку двигательными реакциями.
В младших группах у детей быстрая переключаемость и неустойчивость внимания, поэтому, они хорошо воспринимают небольшие, яркие по образам произведения, более эмоционально откликаются на вокальную музыку; реагируют эмоционально – хлопают в ладоши, подпрыгивают и т.д.
У детей 4-5 лет уже заметна устойчивость в музыкальных переживаниях и чувствах: бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, хотят узнать, о чем рассказывает музыка.
У детей 5-7 лет восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Вырабатывается умение сосредотачиваться при слушании, улавливать детали исполнения; дети способны установить общее настроение произведения, смену музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Сопоставляют явления действительности с впечатлениями, которые получают от музыки. Появляются любимые произведения.
Слайд 7Слушание музыки может осуществляться в различных формах: в ходе участия детей
во всех музыкальных видах детской муз.деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, в семье и т.д.
Но следует отметить, что правильная организация процесса восприятия музыкального произведения, должна включать ряд этапов (Л.А. Безбородова, А.Г. Гогоберидзе)
краткое, образное вступительное слово педагога.
Первоначальное прослушивание музыкального произведения.
Беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания к основным средствам музыкальной выразительности.
Повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представлений о прослушанном произведении, готовность рассуждать, оценивать, желание послушать его еще.
Слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми муз.образами, создание условий для выражения результатов восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Слайд 8Говоря о развитии музыкального восприятия, следует
остановиться на рекомендуемом для слушания
музыкальном репертуаре
Слайд 9Возрастные особенности развития певческой деятельности дошкольников
На первом году жизни появляются
вокализации и голосовые реакции. К концу первого года ребенок может повторить простейший мотив из 2-3 звуков.
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив, появляются простейшие певческие интонации. От 1г. 8мес. до 1г.10мес. наблюдается подпевание, пропевание отдельных слогов, а воспроизведение мелодии от 1г10мес до 2 лет.
Большинство детей 3года жизни поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление, а точнее воспроизводят ритмический рисунок, могут узнать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Дыхание детей короткое, большинство слов произносят на распев. К концу третьего года жизни могут петь несложные песенки, особенно с аккомпанементом.
Дети четвертого года жизни могут петь несложные песни интонационно точно и эмоционально. Хотя слуховое внимание неустойчиво, они могут узнать знакомые песни. Певческие голоса пока не сформированы, дыхание поверхностное и прерывистое. Используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы)
У детей пятого года жизни повышается способность откликаться на содержание песни, улавливать ритмический рисунок, тембр голоса, силу звучания. Дети узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации, поэтому музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности, дыхание становится более глубоким и продолжительным.
У детей шестого года жизни имеется определенный музыкальный опыт и появляются элементы творчества в пении, музыкальных плясках, играх. Развивается способность анализировать песни и музыкальные произведения. Совершенствуется дыхание, расширяется диапазон голоса. Возникает система представлений о высоте, тембре, силе звука.
У детей седьмого года жизни более развита восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Они различают направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Диапазон расширяется от до первой октавы до ре второй октавы. Формируется система оценок, развивается музыкальный вкус.
Слайд 10Голосовой аппарат ребенка еще очень хрупкий.
Связки короткие и тонкие, небо малоподвижное,
легкие малы, поэтому певческое дыхание короткое, голос высокий, звонкий, но очень слабый. Мышечная сила голосового аппарата еще очень слаба. Поэтому нельзя требовать, чтобы ребенок пел громче. Напряжение голоса приводит к тому, что он теряет легкость и переходит в крик, портятся голосовые связки, возможен срыв голоса, понижается слух.
Первоочередной задачей педагогов является охрана голоса ребенка и его слуха. Для этого необходимо создавать благоприятную «звуковую атмосферу»:
Удерживать детей от громкого и длительного пения, разучивания;
При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен;
Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, добиваться естественного тона в разговоре;
Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах – 3);
Не петь на улице при температуре воздуха ниже +18 градусов и влажности выше 40-60%
Слайд 11Характеристика репертуара для пения.
Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные
по характеру и содержанию текста;
Тематика разнообразная, но близкая и понятная детям;
Песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидактическим требованиям: доступности, сознательности, систематичности, последовательности;
Песни должны способствовать решению воспитательных , образовательных и эстетических задач, соответствовать психическим и физическим особенностям ребенка;
Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей;
В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз, оканчивающихся на длинной ноте, чтобы дети успели сделать вдох перед следующей фразой;
Чем младше дети, тем медленнее темп песен;
Ритм должен быть простым (состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот);
Необходимо учитывать движение мелодии; использовать с переменными, нисходящими и волнообразными направлениями;
Важен интервальный состав песни (от секунды до квинты);
Текст должен быть удобным вокальным, т.е. включать в себя максимум гласных.
Говоря о детском музыкальном материале, педагоги едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов – народный фольклор – детские попевки, хороводные игры.
Слайд 13Ритмика (музыкально-ритмические движения).
Виды ритмики:
Музыкально-ритмические упражнения для совершенствования основных движений (ходьба, бег,
подскоки, прыжки) и общего развития (плавности, гибкости, ловкости); подготовительные для разучивания движений, элементов плясок, хороводов;самостоятельные имитационные, образные упражнения для овладения движениями игровых образов, персонажей.
Танцы, пляски, хороводы: зафиксированные (с авторской композицией движений – современный детский танец и бальный танец, подлинные народные пляски, хороводы с пением, сопровождаемым определенными движениями) и свободные (придумываются по заданию педагога детьми на основе известных им движений);
Музыкальные игры: несюжетные и сюжетные (хороводные, игры-инсценировки, под музыку, под пение).
Слайд 14Требования к репертуару для ритмики.
Соответствие принципу художественности, доступности двигательным возможностям детей,
музыкально-двигательного опыта детей характеру музыкально-ритмических движений;
Небольшой объем произведения и удобный темп;
Моторный характер произведения, побуждающий к движениям;
Соответствие движений характеру и образам музыки;
Разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные и т.д.);
Последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки;
Постепенное усложнение двигательных заданий
Слайд 15Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
Знакомство с новой ритмической композицией, создание целостного представления
о музыке и используемых для передачи ее эмоционально-образного содержания движений .
Разучивание музыкально-ритмической композиции: уточнение и отработка движений, работа над их выразительностью и соответствием характеру музыки; развитие самостоятельности детей, осознанности в выполнении движений.
Разучивание движений предпочтительнее осуществлять под музыку, а не под арифметический счет.
3. Закрепление и совершенствование музыкально-двигательных навыков. Детям предлагаются творческие задания, развивающие способность к импровизации (инсценирование песен, сказок, передача своих чувств; сочинение музыкально-двигательных иллюстраций к рассказам; самостоятельный выбор движений, отвечающих характеру музыки; самостоятельные пластические импровизации
Слайд 16Игра на детских музыкальных инструментах.
Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, используемых
в музыкальном воспитании дошкольников, выделяют две группы:
Созданные на основе народных ( трещетка, бубен, барабан, ложки, баян и др.)
Созданные по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой и др.) и являющиеся упрощенным подобием настоящих.
Помимо этого используются музыкальные игрушки: неозвученные и озвученные. Неозвученные игрушки лишь изображают музыкальный инструмент и предназначены для создания игровой ситуации.
Озвученные в зависимости от звучания могут быть со звуком нефиксированной высоты (погремушки, кастаньеты, треугольники), построенные на одном звуке (свирель, дудка, рожок), с заданной мелодией (музыкальные шкатулки), с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, флейты, баяны, балалайки, домры)
Слайд 17Репертуар для игры на детских музыкальных инструментах включает: маленькие пьески для
первоначальных упражнений; попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры; пьесы, песни для коллективного исполнения.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Восприятие детьми попевки в исполнении педагога
Выразительное произнесение текста попевки ребенком
Ритмизация текста с акцентом на сильные доли
Пропевание попевки с одновременным прохлопыванием ее ритма
Выбор музыкального инструмента ребенком и воспроизведение попевки на этом инструменте
Ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребенок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки)
Слайд 18
Творчество детей в игре на музыкальных инструментах
Младший дошкольный возраст – дети
импровизируют на ударных инструментах, подражают поезду, усиливая и ослабляя звук, карусели – ускоряя и замедляя темп)
Средний возраст – дети способны сыграть простую попевку, мелодию собственного сочинения, используя не только ударные, но и звуковысотные инструменты.
Старший возраст – задания могут носить проблемный характер (сочинение мелодий, контрастных по характеру)
Слайд 19Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо
развить основные музыкальные способности (Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма). Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Для развития песенного творчества разработана серия творческих заданий :
импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
импровизация музыкальных вопросов и ответов;
сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определённом жанре.
Слайд 20Творческие задания I этапа.
Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка,
мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака)
Импровизировать попевку.
Петь свои имена на 2-3х звуках, передовая различные интонации.
Вести певческую перекличку.
Импровизировать мотив на 2-3х звуков на слоги «ля-ля», другой ребёнок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает.
Подражать ритмичному звучанию бубна.
Творческие задания II этапа.
Импровизировать мелодию на слова ответа: «У бабушки», «Ладушки» (русская народная прибаутка)
Упражнения на незнакомый текст в форме музыкального ответа: «Зайчик, зайчик, где ты был?»
Творческие задания III этапа.
Сочинить и спеть веселую песню на слова:» Солнце ярко светит весело на свете»
Сочинить и спеть грустную песню на слова: «Дождик льёт как из ведра. Загрустила детвора».
Сочинить и спеть песню, сочетавшую два звукоряда: «Танечка идет, весело поет. Танечка упала, всем нам грустно стало»
Слайд 21Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в
своей презентации вы должны источник шаблона: Добрая Татьяна Васильевна, МОУ СОШ №1 г. Саяногорск, замдиректора, http://pedsovet.su
Ссылки:
http://banana.by/uploads/posts/thumbs/1182429496_abstract6_055.jpg