Слайд 1Обряд погребения
О христианской кончине
Слайд 2«Христианский кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добра-го ответа на
Страшнем Судищи Христове просим». За каждым богослужением Православной Церкви звучит это прошение. Православному человеку небезразлично, в каких обстоятельствах произойдет разлучение души с телом и как умирающий перейдет в вечную жизнь.
Поэтому каждый верующий на протяжении всей жизни усердно молится о том, чтобы Господь не попустил ему внезапной смерти, не дал умереть в нераскаянных грехах.
Православная Церковь благословляет своих чад в загробную жизнь Таинствами покая ния, причащения и елеосвящения (соборования). Если умирающий не был крещен, то в первую очередь над ним совершается Таинство крещения. Крещеный человек приносит священнику исповедь во всех неправдах и согрешениях, какие были в его жизни, и, если его раскаяние было чистосердечным, допускается к Причащению Святых Христовых Тайн. Это — лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности.
Слайд 3Кого Церковь не отпевает
Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников
или атеистов), некрещеных людей, а также самоубийц.
Лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы. Если самоубийство совершено обдуманно и сознательно, а не в припадке душевного заболевания, Церковь признает его столь же тяжким грехом, как и отнятие жизни у другого (убийство). Жизнь каждого человека есть драгоценнейший дар Божий, и тот, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает этот дар. Это особенно важно для христианина, жизнь которого вдвойне дар Божий — и по физической природе, и по благодати искупления.
Таким образом, убивающий себя христианин вдвойне оскорбляет Бога: как Творца и как Искупителя. Такое действие может быть только плодом полного отчаяния и неверия в Божественное Провидение, без воли Которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви, которая смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды, предавшего Христа. Ведь, отрекшись от Бога и Богом отверженный, Иуда пошел и удавился. Поэтому по церковным законам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и поминовения.
От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности или в результате несчастного случая (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве и т. д.).
Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. К таким лицам причисляются все преступники, умершие во время совершения преступления: воры, насильники, бандиты, убийцы и т.п.
Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.
Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.
Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание, острое наркотическое или алкогольное опьянение), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем.
Слайд 4Суеверия связанные с погребением
Русский народ, приняв Православие уже более тысячи лет
назад, все же до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения. Существует множество неписаных (и подчас довольно странных) ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды.
В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.
Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане ни в коем случае не должны исполнять и принимать во внимание:
завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
• класть в гроб деньги, вещи и продукты; класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
• считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
• верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
• считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
Слайд 5на поминках ставить для усопшего рюмку водки и хлеб; сохранять эту
«поминальную рюмку» до сорокового дня;
лить водку в могильный холм;
• произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
• рассыпать по могиле хлебные крошки;
• подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы; верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком; верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
• верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
• верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.
Слайд 6Место погребения и могила православного христианина
Кладбища — это священные места, где
покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считались священными и неприкосновенными. Могилы и кладбища обносятся специальной оградой, чтобы туда не проникали животные, не сыпался мусор и пр. Над могилой усопшего насыпается небольшой холм из земли.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа —
Слайд 7Кремация
Когда после грехопадения прародителей в мир вошла смерть, был определен и
способ погребения мертвых тел. Прах ты, и в прах возвратишься, — сказал Бог Адаму (Быт. 3, 19). На основании этих слов умерших хоронят в землю.
Обычай сжигать тела, столь популярный сейчас в России из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения) душ, согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а
ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме — нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.
Православная Церковь относится к кремации неодобрительно и дозволяет ее только при обстоятельствах непреодолимой силы — отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.
Кремация не одобряется Церковью в первую очередь потому, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие не назидательно; оно вселяет в душу скорее отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.