Слайд 1Методы исследования
Подготовила учитель МАОУ «СОШ №6» г.Северодвинска
Е.И.Толобистюк
Слайд 2Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня
Методы теоретического уровня
Методы экспериментально-теоретического уровня
Слайд 3Методы эмпирического уровня:
наблюдение;
интервью;
анкетирование;
опрос;
собеседование;
тестирование;
фотографирование;
счет;
измерение;
сравнение.
Слайд 4С помощью
методов эмпирического уровня в исследовательской работе изучаются конкретные явления
или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
Слайд 5Методы экспериментально-теоретического уровня
эксперимент;
лабораторный опыт;
анализ;
моделирование;
исторический;
логический;
синтез;
индукция;
дедукция;
гипотетический.
Слайд 6Методы экспериментально-теоретического уровня
исследования помогают не только собрать факты, но и
проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Слайд 7Методы теоретического уровня
изучение и обобщение;
абстрагирование;
идеализация;
формализация;
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
аксиоматика.
Слайд 8Методы теоретического уровня
позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия
и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Слайд 9Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
2. Наблюдение
3. Опрос
4. Анкетирование
5. Эксперимент
6. Анализ текста
Слайд 101. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор
информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
Слайд 112. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе
которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Слайд 123. Опрос
Существует 3 основные вида опроса:
беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по
заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
Слайд 134. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с
помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
Слайд 145. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт
включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
Слайд 156. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации
через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Слайд 16Примеры записи методов исследования
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью,
анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Слайд 17Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий
об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Слайд 18Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров
массы рюкзака;
- анализ полученных данных.
Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
Слайд 19Анализ анкетирования.
Цель опроса- изучить мнение людей по изучаемой проблеме
Определить целевую аудиторию
(пол, возраст, работа)
Обозначить место и время проведения опроса
Составить анкету, опросный лист
Провести анализ результатов анкетирования
Сделать вывод по анкетированию
Слайд 20Практическая работа.
Провести анкетирование для исследовательской работы по теме «Влияет
ли соблюдение режима дня на здоровье пятиклассника?»
Составить 5 вопросов для анкеты.
Повести анкетирование, опросив 10 респондентов
Сделать анализ результатов анкетирования