Слайд 1Высшая нервная деятельность в онтогенезе
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
Студентка 3 курса
ПО:НО
Шутова Е.В.
Слайд 2Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития
в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов.
Развитие нервной системы
Слайд 3Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания
индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:
Пренатальный
Постнатальный
Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.
Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.
Слайд 4В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».
Слайд 5Функциональной системой – называют временное объединение различных органов детского организма, направленное
на достижение полезного для существования организма результата.
Нервная система – является ведущей физиологической системой организма. Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей, органов в единое гормональное работающее целое.
Назначение нервной системы.
Слайд 6Функциональную нервную систему делят «условно» на два типа:
Слайд 7Особенности безусловных и условных рефлексов.
Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы
принято делить на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дуги этих рефлексов формируются в процессе пренатального развития, а в некоторых случаях — и в процессе постнатального развития.
Условные рефлексы — индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условные рефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условных рефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза.
Слайд 8Классификация безусловных рефлексов.
1. Пищевые рефлексы.
2. Оборонительные рефлексы.
3. Ориентировочные рефлексы.
4.
Игровые рефлексы.
5. Половые и родительские безусловные рефлексы.
6. Рефлексы, обеспечивающие передвижение и равновесие тела в пространстве.
7. Рефлексы, поддерживающие гомеостаз организма.
8. Инстинкты.
Слайд 9Классификация условных рефлексов.
Экстероцептивные
Интероцептивные
Проприоцептивные
Натуральные и искусственные условные рефлексы.
Рефлексы на время
Рефлексы подражания
Слайд 10Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития
(от рождения
до 7 лет)
К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный «комфорт».
Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения.
К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица.
На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование связи между словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).
Слайд 11Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью.
Период
до трех лет характеризуется также необычайной легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов.
Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить.
Слайд 12Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
Младший школьный возраст (с 7 до 12
лет) — период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций».
Особое значение для учителя и воспитателя имеет следующий возрастной период—подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей.
Слайд 13Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических
систем человеческого тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.
Слайд 14Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное приспособление к действию факторов окружающей
среды, поэтому те или иные влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясь патологическими.
Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов.
Слайд 15Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся имеет активный отдых после школы: подвижные
игры, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами. Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.
Слайд 16Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков.
Функциональные расстройства высшей
нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в органические, структурные. В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов:
неврастению,
истерию.
психастению.
невроз навязчивых состояний
Слайд 17Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга.
Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.
Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.
Слайд 18Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные
отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию.
Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.
Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.