Слайд 1
Пункт плана 1
Пункт плана 2
Пункт плана 3
Пункт плана 4
Пункт плана 5
ГБПОУ
МО «Чеховский техникум» СП-4 преподаватель спецдисциплины «Охрана труда» Нечаева Лилия Васильевна .
Изучение
специальной дисциплины «Охрана труда»
в форме «Лекция вдвоём»
Слайд 2
«Расскажи – и я забуду, покажи – и
я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Актуальность технологии активного обучения в форме «Лекция вдвоем» определяется её многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Слайд 3 Лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации
учебного процесса по общепрофессиональным дисциплинам, которые требуют получения базовых знаний.
Актуальность
Слайд 4 Лекция вдвоем (синоним — бинарная лекция)-это разновидность чтения
лекции в форме диалога двух преподавателей (как теоретика и практика). Проблематизация происходит за счет как формы, так и содержания.
В этой форме лекции желательно смоделировать реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой сформировал у обучающихся свое отношение к обсуждаемому материалу лекции.
Термин «Лекция вдвоем»
Слайд 5Особенности
«Лекция вдвоем» заставляет активно включаться в мыслительный
процесс. Получая информацию из двух источников, студенты вынуждены сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.
Высокая активность преподавателей на лекции вызывает эмоциональный отклик обучающихся на происходящее, что является одним из характерных признаков МАО: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Кроме того, обучающиеся получают наглядное представление о культуре дискуссии и способах ведения диалога.
Слайд 6 Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет
повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрым темпом реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом.
Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у обучающихся будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.
Требования к преподавателям
Слайд 7Выбор групп обучающихся
Автор работы исходила
из актуальности проблемы для специальностей 2.17 «Слесарь» и 32.02. «Оператор швейного оборудования» и соответствия обсуждаемых вопросов рабочим программам дисциплин, читаемых преподавателями профессионального образовательного учреждения.
В результате для апробации выбрана тема №4 "Электробезопасность". Учебные вопросы этой темы в большем или меньшем объеме рассматриваются в курсах дисциплин «Охрана труда», «Основы слесарно-сборочных работ», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Спецтехнология», «Технология изготовления швейных изделий», «Электротехника».
Слайд 8Причины выбора
Выбранная тема позволяет наглядно продемонстрировать
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда, действие электрического тока на организм человека, средства защиты от поражения током, а также рассмотреть меры защиты от поражения электрическим током.
Слайд 9Проведение лекции
Лекция проводится двумя преподавателями в
виде дискуссии специалистов –«Теоретика » и «Практика».
На вводном этапе кратко излагается состояние вопроса. «Теоретик» знакомит аудиторию с опасностью поражения электрическим током при замыкании на землю или на корпус находящихся под напряжением токоведущих частей электроустановки, объясняет взаимосвязь силы тока, напряжения и сопротивления, а «Практик» приводит примеры, как человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь.
Слайд 10Проведение лекции
Приведем краткий конспект лекции, а именно, тезисы
вводной части лекции:
«Теоретик»
Виды электротравм. Причины поражения электрическим током. Зависимость силы тока, проходящего через организм человека, от напряжения установки и сопротивления всех элементов электрической цепи. Электролитическое, биологическое, механическое воздействие тока. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током.
Слайд 11Проведение лекции
«Практик»
Электроприборы, которыми используются дома и в СПО, электрические
сети и подстанции. Правила обращения с электрическими приборами. Правила поведения вблизи энергетических объектов. Шаговое напряжение.
Ключевые слова: электротравмы, защитное заземление, зануление, шаговое напряжение.
Слайд 12Проведение лекции
Для наглядности при проведении лекции могут быть использованы видеофильмы
на 5-10 минут, плакаты, схемы, таблицы, знаки по электробезопасности.
Во время объяснения «Теоретика» «Практик» показывает слайды с видами электротравм. После информации «Практика» «Теоретик» включает короткое видео о правилах обращения с электроприборами и поведения вблизи энергетических объектов.
Слайд 13По окончании диалога «Теоретик» и «Практик» отвечают на вопросы студентов. По
количеству и смыслу вопросов можно судить об активности обучаемых и глубине усвоения проблемы.
Слайд 14
По выявленным данным, после «лекции вдвоем» количество сложных и новых терминов,
запомнившихся студентами, на 25—30% выше, чем на лекции традиционной формы и сравнимо с результатами лекции-визуализации
Слайд 15Выводы:
Активный метод обучения в нетрадиционной форме «лекция вдвоем» имеет
следующие преимущества:
актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;
создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств;
наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
Слайд 16Выводы:
вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога
совместного поиска и принятия решений;
выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.
лекция вдвоем является одной из наиболее сильных форм лекций в эмоциональном плане.
на лекциях нетрадиционных форм студенты получают не только сумму знаний, но и наглядное представление о культуре дискуссии, могут научиться способам ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.