Слайд 1Инклюзивное образование как процесс обеспечения доступности и качества образования
Лекция ПО МСЭ
Логунова
О.А.
Слайд 2Интеграция и Инклюзия
Совместное обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и
детей с нормативным развитием
Слайд 3
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
(Закон об образовании в РФ)
Слайд 4
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Слайд 5Дети с ограниченными возможностями здоровья
-Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания;
-Это дети, имеющие особые образовательные потребности.
Слайд 6
Этапы развития национальных систем специального образования
Слайд 7Медицинский подход к инвалидности
Определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья
Основное направление деятельности
- минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию (лечение)
Обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому
Слайд 8
Недостатки и последствия
медицинского подхода
Слайд 9Социальная модель инвалидности
«Инвалидность - это потеря или ограничение возможностей нормальной
жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).
Слайд 10
«Это ваш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают
нас инвалидами».
Слайд 11ИНТЕГРАЦИЯ
integrate - объединять в единое целое
Право быть такими, как все
Перемещение учащихся
из специализированных школ в школы по месту жительства
Обучение в отдельных классах (КРО)
Ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом
Не учитывается широкий спектр индивидуальных отличий
Преобладает физическая составляющая интеграции
Слайд 12Инклюзия
include - включать, иметь в своем составе
Утверждается право детей с ОВЗ
быть не такими, как все
Каждый ученик школой и обществом принимается таким каков он есть
Обучение осуществляется в общем со здоровыми сверстниками классе
Физическая составляющая интеграции дополняется социальной составляющей.
Слайд 13Инклюзия (включение)
процесс развития общего образования, который подразумевает и обеспечивает доступность
образования для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 14Включающее образование
это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего
общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Слайд 15
Проиллюстрируем изменения в подходах к организации образования детей с ОВЗ
Слайд 16Обычное образование
«Обычный» ребёнок
Круглые колышки для круглых отверстий
Обычные педагоги
Обычные
школы
Слайд 17Специальное образование
«Особый» ребёнок
Квадратные колышки для квадратных отверстий
Специальные педагоги
Специальные
школы
Слайд 18Интегрированнное образование
- Адаптация ребёнка
к требованиям системы
Превращение квадратных
колышков в круглые
Система
остается неизменной
Ребёнок либо
адаптируется к системе, либо становится для неё неприемлемым
Слайд 19Инклюзивное образование
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности,
различные
этнические группы,
разный рост,
возраст,
происхождение,
пол
Адаптация системы к потребностям ребенка
Слайд 20Причины необходимости инклюзии
Прирост детей с особыми образовательными потребностями;
Узкий рынок специальных услуг;
Новый
тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье;
Инновационная нормативно-правовая поддержка;
Возникновение новых типов и видов ОУ;
Развитие системы ранней помощи.
Слайд 21Ратификация Россией международных Конвенций:
О правах ребенка
О правах умственно отсталых лиц
О правах
инвалидов
Саламанкская декларация
Международная конференция «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, 19-20 ноября 2005 и др.
Слайд 22Демократизация и гуманитаризация общественной жизни, зафиксированы
в новом Законе об образовании
в РФ:
В целях реализации права каждого человека на образование:создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
Слайд 23
В концепции стандарта 2-го поколения:
Реализация конституционного права на образование;
Социальная справедливость,
требующая обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества;…
Слайд 24Принятие ФГОС для ДОУ и ФГОС второго поколения для начальной и
основной школ, в соответствии с которым предусматривается разработка в ОУ
«Программы коррекционной работы»
Слайд 25География инклюзивного образования в РФ
Архангельская, Владимирская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская,
Самарская, Томская, Хабаровская области
Республики Северного Кавказа
Республики Коми, Бурятия
и другие субъекты РФ
Слайд 27Виды специальных (коррекционных) учреждений:
Слайд 28
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно
с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 29
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 30
Под специальными условиями понимаются:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия.
Слайд 31Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 32
недостатки в развитии личности неуверенность в себе и неоправданная зависимость от
окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением
Слайд 33Программа коррекционной работы ОУ
Организация коррекционной работы в условиях инклюзии
(примерная ООП ООО,
с.266).
Слайд 34Цель программы
оказание комплексной психолого-социально-педагогической и медицинской помощи и поддержки обучающимся с
ОВЗ и их родителям при освоении ООП;
Слайд 35
Коррекция недостатков развития;
Формирование социальной компетентности для самореализации.
Слайд 36Основные направления работы
Диагностическая работа:
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется ПМП консилиумом школы и/или ПМП
Комиссией (городской, районной, окружной и др.).
Слайд 37
Проводится диагностика нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся;
определение уровня
актуального и зоны ближайшего развития;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей;
Слайд 38
выявление особых образовательных потребностей;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации;
Слайд 39
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития;
Динамика показателей здоровья;
Исследование социально-психологического
климата в ОУ.
Слайд 402.Коррекционно-развивающая работа
Комплексное, индивидуально-ориентированное социально-психолого-педагогическое и медицинское сопровождение;
Создание условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей;
Слайд 41
помощь тьютора;
выбор оптимальных коррекционных программ/ методик, методов и приёмов обучения;
Разработка адаптированных
общеобразовательных программ.
Слайд 42
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
(Закон об образовании в РФ)
Слайд 43
организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения:
Слайд 44
коррекция и развитие познавательных процессов и высших психических функций - восприятия,
памяти, внимания, познавательной мотивации, воображения и др.;
эмоционально-волевой и речевой сфер;
Слайд 45
развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
развитие
и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
Слайд 46
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного
общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
Слайд 47
формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению
социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни и психотравмирующих обстоятельствах.
Слайд 483.Консультативная работа
выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
Слайд 49
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 50
консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного
обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 51
консультационная поддержка и помощь обучающимся с ОВЗ, направленные на содействие свободному
и осознанному выбору профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Слайд 524.Информационно-просветительская работа
информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями,
их родителей (законных представителей), педагогических работников;
Слайд 53
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные
на участников образовательного процесса — обучающихся (как имеющих, так и не имеющих недостатки в развитии), их родителей (законным представителям), педагогических работников;
Слайд 54
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 55 Требования к условиям реализации программы
Слайд 561.Организационные условия
предусматривать вариативные формы получения образования: обучения в общеобразовательном классе, в
коррекционном или интегрированном классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Слайд 57
различные варианты специального сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
Организация сетевого
взаимодействия образовательных и иных организаций;
Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивающее системное сопровождение.
Слайд 58
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной,
речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Слайд 592. Психолого-педагогическое обеспечение
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия: коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
Слайд 60
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
Слайд 61
специализированные условия: выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
здоровьесберегающие условия;
Слайд 62
участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
Слайд 633.Программно-методическое обеспечение
используются рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.
Слайд 64
использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Слайд 654.Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование,
и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
Слайд 66
следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды,
педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников.
Слайд 675.Материально-техническое обеспечение
Должно обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения;
включая пандусы, специальные
лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования ;
Слайд 686.Информационное обеспечение
создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей
(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Слайд 71Задачи программы
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при
освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
Слайд 72
создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
Слайд 73
Оказание помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Слайд 74
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или)
групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
Слайд 75
социальная адаптация и интеграция;
формирование социальной компетентности для самореализации;
формирование зрелых личностных установок,
способствующих оптимальной адаптации в условиях реальных жизненных ситуаций;
Слайд 76
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 77
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.