Слайд 1Содержание понятий компетенция и компетентность
И.Б.Хасн: «Компетенция – это то, на что
претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вменённого конкретный человек».
А.В.Хуторской: «Мы будем разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью уже состоявшееся его личное качество».
Команда А.И.Адамского (рабочее определение):компетенция - идеальный образ требований к качеству подготовки в какой либо области, задаваемая норма; компетентность – способность личности демонстрировать зуны и сформированные в процессе обучения качества личности в новой практике (незнакомых и нестандартных ситуациях).
Слайд 2Особенности содержания понятия компетентность (отличие от ЗУН)
Зачёсова Е., преподаватель кафедры открытых
образовательных технологий Московского института открытого образования: «Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы».
Безукладников К.Э., зав. Кафедрой методики преподавания английского языка ПГПУ: «Компетентность, наряду с когнитивной составляющей, включает в себя эмоционально-волевую составляющую и дологовременную готовность к деятельности» (целесообразно добавить: «в нестандартных, изменяющихся условиях»).
Слайд 3Что же такое компетентностный подход?
Основные отличия компетентностного подхода от знаниевого могут
быть сформулированы следующим образом
Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Слайд 4Структура компетенции
Знания,
умения,
навыки
+
Готовность и способность к деятельности
(готов и способен)
Когнитивный, деятельностный
компоненты
Мотивационный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты
Слайд 5Зачем я буду это делать? (Каким будет результат моей деятельности? Насколько
он для меня значим?)
Что является содержанием моей деятельности (Что я буду делать?)
Как я буду делать? (Какие операции необходимо выполнить, чтобы это сделать? С кем я буду взаимодействовать в процессе деятельности?)
Как отнесутся к результатам моей деятельности те, для кого она значима? Как оценю эти результаты я сам?
Ориентация на результат
Слайд 6Иерархия компетенций:
Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);
Общепредметные (реализуемые
на содержании, интегративном для совокупности предметов);
Предметные (реализуемые в рамках отдельных предметов).
Слайд 7Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
(А.В.Хуторской)
Слайд 8Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым
учебным предметам и сферам деятельности;
Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом собственных требований и норм.
Слайд 9Учебно-познавательные компетенции:
Ставить цели и организовывать их достижения, уметь пояснить свою цель;
Организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;
Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Слайд 10Общекультурные (социокультурные) компетенции:
Владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина,
гражданина, работника, собственника, потребителя;
Владеть культурными нормами и традициями;
Владеть эффективными способами организации свободного времени;
Иметь представление о системе социальных норм и ценностей в России и других странах;
Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя. Исполнителя, зрителя, автора-творца.
Слайд 11Коммуникативные компетенции:
Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме,
письмо, поздравление;
Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Слайд 12Информационные компетенции:
Владеть навыками работы с различными источниками информации;
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,
анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
Владеть навыками использования информационных устройств;
Применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Слайд 13Компетенции личностного самосовершенствования:
Владеть эффективными способами духовного и интеллектуального саморазвития.
Позитивно относиться к
своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
Иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в организации активного отдыха и досуга.
Слайд 14Интеграция ключевых, общепредметных и предметных компетенций для предмета «Литература»
Читательская компетенция
Авторская компетенция
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Общекультурная компетенция
Слайд 15Читательская компетенция
Значимость за пределами системы образования
Готовность и способность к грамотному чтению:
умение понимать художественный текст как вид искусства, способность открывать в нем личностный смысл.
Цель литературного образования - развитие грамотного читателя, способного в процессе общения с литературой как видом искусства обогащать свой духовный опыт.
Слайд 16Читательская компетенция
Результат: восприятие литературного произведения на уровне эмоций, воображения, мышления; читательская
интерпретация художественного текста, смыслообразование, включающее:
извлечение из художественного текста смысла, заложенного в нём автором (диалог с Другим сознанием – сознанием героя, автора),
открытие в художественном тексте личностно значимых смыслов.
Содержание: чтение и анализ литературного произведения как вида искусства
Слайд 17Основные сферы читательского восприятия (В.Г.Маранцман)
Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное
улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою, автору);
Активность и объективность читательского воображения;
Постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом);
Осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Слайд 18Виды заданий, способствующих формированию читательской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её
природе учебное задание)
Способность видеть проблему как противоречие, несоответствие, способность к неоднозначным решениям и выводам: решение проблемных ситуаций в процессе осмысления художественного текста
Способность в частном, отдельном факте увидеть закономерность: моделирование теоретико-литературных понятий
Самостоятельное чтение и понимание художественного текста: решение исследовательских задач на основе художественного текста
Способность к проявлению себя в творчестве: создание художественных интерпретаций текста; творческие задания на основе художественного текста
Работа с компьютерными программами: создание печатных и электронных продуктов на основе анализа художественного текста
Способность применить полученные знания на практике в неизвестной ситуации: самостоятельный анализ художественного текста
Ведение читательского дневника: письменная работа малой формы «Страничка читательского дневника»
Профессиональная деятельность в гуманитарной сфере: участие в ролевой игре, имитирующей профессиональную деятельность в гуманитарной сфере
Способность к продуктивному взаимодействию: участие в дискуссии
Слайд 19Технологии, в большей степени способствующие формированию читательской компетентности
Проблемное обучение
Организация исследовательской деятельности
Проектная
технология
Слайд 20Авторская компетенция
Значимость за пределами системы образования: создание авторского текста, выражение себя
в письменной речи
Результат: авторский (уникальный) продукт
Содержание: создание авторского продукта (чаще – любого текста)
Слайд 21Виды заданий, способствующих формированию авторской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её
природе учебное задание)
Способность к созданию текста по определенной (заданной) модели: письменные работы разного объёма и разных жанров
Способность в частном, отдельном факте увидеть закономерность: наблюдение над текстом-образцом и самостоятельное создание его модели
Слайд 22Информационная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к нахождению информации в
разных источниках, способность к её осмыслению, переработке, личностной оценке
Результат: поиск и адекватное понимание личностно значимой информации в любом источнике
Содержание: работа с информационными источниками
Слайд 23Виды заданий, способствующих формированию информационной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её
природе учебное задание)
Способность к нахождению информации в разных источниках: извлечение информации по определенной теме из одного или нескольких источников
Способность к пониманию информации: изложение информации своими словами
Критическое осмысление информации: оценка найденной информации с позиции личностной значимости, известного – неизвестного, аргументированного – недостаточно аргументированного; сопоставление различных подходов к одной и той же информации, их оценка
Сжатие информации: сжатый пересказ
Обогащение информации: добавление информации из самостоятельно найденных источников
Перенос информации в иную знаковую систему: создание графических и художественных опор, отражение текста в табличной, графической форме, в форме кластера
Слайд 24Коммуникативная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к продуктивному взаимодействию в
разных жизненных и профессиональных ситуациях
Результат: продуктивное взаимодействие
Содержание: осуществление коммуникации в различных условиях
Слайд 25Виды заданий, способствующих формированию коммуникативной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её
природе учебное задание)
Способность к продуктивному взаимодействию с другими людьми в разных жизненных и профессиональных ситуациях: участие в дискуссии; работа в группах сменных составов
Слайд 26Общекультурная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к пониманию особенностей национальной
духовной, бытовой, художественной культуры; способность к толерантному отношению к культуре других народов
Результат: осознание своей включённости в мир национальной культуры
Содержание: осмысление бытовой, духовной (нравственной), эстетической культуры своего народа и толерантное отношение к культуре других народов
Слайд 27Виды заданий, способствующих формированию культуроведческой компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её
природе учебное задание)
Понимание особенностей духовной, бытовой, художественной культуры своего народа: создание культурологического комментария к художественному тексту (чаще – в форме мультимедийной презентации)
Толерантное отношение к культуре других народов: сопоставительный анализ художественных произведений, относящихся к разным культурным эпохам, к разным этносам
Слайд 28Уровни овладения компетенцией
Низкий (репродуктивный характер деятельности: деятельность по образцу, воспроизведение)
Средний (частично-поисковый
характер деятельности)
Высокий (творческий характер деятельности)