Презентация, доклад по методике на темуСодержание понятий компетенция и компетентность

Содержание

Особенности содержания понятия компетентность (отличие от ЗУН)Зачёсова Е., преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования: «Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме

Слайд 1Содержание понятий компетенция и компетентность
И.Б.Хасн: «Компетенция – это то, на что

претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вменённого конкретный человек».
А.В.Хуторской: «Мы будем разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью уже состоявшееся его личное качество».
Команда А.И.Адамского (рабочее определение):компетенция - идеальный образ требований к качеству подготовки в какой либо области, задаваемая норма; компетентность – способность личности демонстрировать зуны и сформированные в процессе обучения качества личности в новой практике (незнакомых и нестандартных ситуациях).
Содержание понятий компетенция и компетентностьИ.Б.Хасн: «Компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как

Слайд 2Особенности содержания понятия компетентность (отличие от ЗУН)
Зачёсова Е., преподаватель кафедры открытых

образовательных технологий Московского института открытого образования: «Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы».
Безукладников К.Э., зав. Кафедрой методики преподавания английского языка ПГПУ: «Компетентность, наряду с когнитивной составляющей, включает в себя эмоционально-волевую составляющую и дологовременную готовность к деятельности» (целесообразно добавить: «в нестандартных, изменяющихся условиях»).


Особенности содержания понятия компетентность (отличие от ЗУН)Зачёсова Е., преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования:

Слайд 3Что же такое компетентностный подход?
Основные отличия компетентностного подхода от знаниевого могут

быть сформулированы следующим образом

Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Что же такое компетентностный подход?Основные отличия компетентностного подхода от знаниевого могут быть сформулированы следующим образомЭто подход, акцентирующий

Слайд 4Структура компетенции
Знания,
умения,
навыки
+
Готовность и способность к деятельности
(готов и способен)
Когнитивный, деятельностный

компоненты

Мотивационный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты

Структура компетенцииЗнания, умения, навыки+Готовность и способность к деятельности(готов и способен)Когнитивный, деятельностный компонентыМотивационный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты

Слайд 5Зачем я буду это делать? (Каким будет результат моей деятельности? Насколько

он для меня значим?)
Что является содержанием моей деятельности (Что я буду делать?)
Как я буду делать? (Какие операции необходимо выполнить, чтобы это сделать? С кем я буду взаимодействовать в процессе деятельности?)
Как отнесутся к результатам моей деятельности те, для кого она значима? Как оценю эти результаты я сам?

Ориентация на результат

Зачем я буду это делать? (Каким будет результат моей деятельности? Насколько он для меня значим?)Что является содержанием

Слайд 6Иерархия компетенций:
Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);
Общепредметные (реализуемые

на содержании, интегративном для совокупности предметов);
Предметные (реализуемые в рамках отдельных предметов).
Иерархия компетенций:Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);Общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов);Предметные

Слайд 7Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.

(А.В.Хуторской)

Ключевые компетенции:Ценностно-смысловые компетенции.Общекультурные компетенции.учебно-познавательные компетенции.Информационные компетенции.Коммуникативные компетенции.Социально-трудовые компетенции.Компетенции личностного самосовершенствования.(А.В.Хуторской)

Слайд 8Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым

учебным предметам и сферам деятельности;
Владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом собственных требований и норм.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;Владеть способами

Слайд 9Учебно-познавательные компетенции:
Ставить цели и организовывать их достижения, уметь пояснить свою цель;
Организовывать

планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;
Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Учебно-познавательные компетенции:Ставить цели и организовывать их достижения, уметь пояснить свою цель;Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной

Слайд 10Общекультурные (социокультурные) компетенции:
Владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина,

гражданина, работника, собственника, потребителя;
Владеть культурными нормами и традициями;
Владеть эффективными способами организации свободного времени;
Иметь представление о системе социальных норм и ценностей в России и других странах;
Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя. Исполнителя, зрителя, автора-творца.
Общекультурные (социокультурные) компетенции: Владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя; Владеть

Слайд 11Коммуникативные компетенции:
Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме,

письмо, поздравление;
Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.




Коммуникативные компетенции:Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;Владеть способами взаимодействия с окружающими

Слайд 12Информационные компетенции:
Владеть навыками работы с различными источниками информации;
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать,

анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
Владеть навыками использования информационных устройств;
Применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационные компетенции:Владеть навыками работы с различными источниками информации;Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения

Слайд 13Компетенции личностного самосовершенствования:
Владеть эффективными способами духовного и интеллектуального саморазвития.
Позитивно относиться к

своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
Иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в организации активного отдыха и досуга.

Компетенции личностного самосовершенствования:Владеть эффективными способами духовного и интеллектуального саморазвития.Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования,

Слайд 14Интеграция ключевых, общепредметных и предметных компетенций для предмета «Литература»
Читательская компетенция


Авторская компетенция
Информационная компетенция
Коммуникативная компетенция
Общекультурная компетенция
Интеграция ключевых, общепредметных и предметных компетенций для предмета «Литература» Читательская компетенция Авторская компетенцияИнформационная компетенция Коммуникативная компетенцияОбщекультурная компетенция

Слайд 15Читательская компетенция
Значимость за пределами системы образования
Готовность и способность к грамотному чтению:

умение понимать художественный текст как вид искусства, способность открывать в нем личностный смысл.
Цель литературного образования - развитие грамотного читателя, способного в процессе общения с литературой как видом искусства обогащать свой духовный опыт.
Читательская компетенцияЗначимость за пределами системы образованияГотовность и способность к грамотному чтению: умение понимать художественный текст как вид

Слайд 16Читательская компетенция
Результат: восприятие литературного произведения на уровне эмоций, воображения, мышления; читательская

интерпретация художественного текста, смыслообразование, включающее:
извлечение из художественного текста смысла, заложенного в нём автором (диалог с Другим сознанием – сознанием героя, автора),
открытие в художественном тексте личностно значимых смыслов.
Содержание: чтение и анализ литературного произведения как вида искусства

Читательская компетенцияРезультат: восприятие литературного произведения на уровне эмоций, воображения, мышления; читательская интерпретация художественного текста, смыслообразование, включающее:

Слайд 17Основные сферы читательского восприятия (В.Г.Маранцман)
Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное

улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою, автору);
Активность и объективность читательского воображения;
Постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом);
Осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Основные сферы читательского восприятия (В.Г.Маранцман)Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою,

Слайд 18Виды заданий, способствующих формированию читательской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её

природе учебное задание)

Способность видеть проблему как противоречие, несоответствие, способность к неоднозначным решениям и выводам: решение проблемных ситуаций в процессе осмысления художественного текста
Способность в частном, отдельном факте увидеть закономерность: моделирование теоретико-литературных понятий
Самостоятельное чтение и понимание художественного текста: решение исследовательских задач на основе художественного текста
Способность к проявлению себя в творчестве: создание художественных интерпретаций текста; творческие задания на основе художественного текста
Работа с компьютерными программами: создание печатных и электронных продуктов на основе анализа художественного текста
Способность применить полученные знания на практике в неизвестной ситуации: самостоятельный анализ художественного текста
Ведение читательского дневника: письменная работа малой формы «Страничка читательского дневника»
Профессиональная деятельность в гуманитарной сфере: участие в ролевой игре, имитирующей профессиональную деятельность в гуманитарной сфере
Способность к продуктивному взаимодействию: участие в дискуссии

Виды заданий, способствующих формированию читательской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её природе учебное задание)Способность видеть проблему как

Слайд 19Технологии, в большей степени способствующие формированию читательской компетентности
Проблемное обучение
Организация исследовательской деятельности
Проектная

технология
Технологии, в большей степени способствующие формированию читательской компетентностиПроблемное обучениеОрганизация исследовательской деятельностиПроектная технология

Слайд 20Авторская компетенция
Значимость за пределами системы образования: создание авторского текста, выражение себя

в письменной речи
Результат: авторский (уникальный) продукт
Содержание: создание авторского продукта (чаще – любого текста)
Авторская компетенцияЗначимость за пределами системы образования: создание авторского текста, выражение себя в письменной речиРезультат: авторский (уникальный) продуктСодержание:

Слайд 21Виды заданий, способствующих формированию авторской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её

природе учебное задание)

Способность к созданию текста по определенной (заданной) модели: письменные работы разного объёма и разных жанров
Способность в частном, отдельном факте увидеть закономерность: наблюдение над текстом-образцом и самостоятельное создание его модели

Виды заданий, способствующих формированию авторской компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её природе учебное задание)Способность к созданию текста

Слайд 22Информационная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к нахождению информации в

разных источниках, способность к её осмыслению, переработке, личностной оценке
Результат: поиск и адекватное понимание личностно значимой информации в любом источнике
Содержание: работа с информационными источниками
Информационная компетенцияЗначимость за пределами системы образования: способность к нахождению информации в разных источниках, способность к её осмыслению,

Слайд 23Виды заданий, способствующих формированию информационной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её

природе учебное задание)

Способность к нахождению информации в разных источниках: извлечение информации по определенной теме из одного или нескольких источников
Способность к пониманию информации: изложение информации своими словами
Критическое осмысление информации: оценка найденной информации с позиции личностной значимости, известного – неизвестного, аргументированного – недостаточно аргументированного; сопоставление различных подходов к одной и той же информации, их оценка
Сжатие информации: сжатый пересказ
Обогащение информации: добавление информации из самостоятельно найденных источников
Перенос информации в иную знаковую систему: создание графических и художественных опор, отражение текста в табличной, графической форме, в форме кластера

Виды заданий, способствующих формированию информационной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её природе учебное задание)Способность к нахождению информации

Слайд 24Коммуникативная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к продуктивному взаимодействию в

разных жизненных и профессиональных ситуациях
Результат: продуктивное взаимодействие
Содержание: осуществление коммуникации в различных условиях
Коммуникативная компетенцияЗначимость за пределами системы образования: способность к продуктивному взаимодействию в разных жизненных и профессиональных ситуацияхРезультат: продуктивное

Слайд 25Виды заданий, способствующих формированию коммуникативной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её

природе учебное задание)

Способность к продуктивному взаимодействию с другими людьми в разных жизненных и профессиональных ситуациях: участие в дискуссии; работа в группах сменных составов

Виды заданий, способствующих формированию коммуникативной компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её природе учебное задание)Способность к продуктивному взаимодействию

Слайд 26Общекультурная компетенция
Значимость за пределами системы образования: способность к пониманию особенностей национальной

духовной, бытовой, художественной культуры; способность к толерантному отношению к культуре других народов
Результат: осознание своей включённости в мир национальной культуры
Содержание: осмысление бытовой, духовной (нравственной), эстетической культуры своего народа и толерантное отношение к культуре других народов
Общекультурная компетенцияЗначимость за пределами системы образования: способность к пониманию особенностей национальной духовной, бытовой, художественной культуры; способность к

Слайд 27Виды заданий, способствующих формированию культуроведческой компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её

природе учебное задание)

Понимание особенностей духовной, бытовой, художественной культуры своего народа: создание культурологического комментария к художественному тексту (чаще – в форме мультимедийной презентации)
Толерантное отношение к культуре других народов: сопоставительный анализ художественных произведений, относящихся к разным культурным эпохам, к разным этносам

Виды заданий, способствующих формированию культуроведческой компетентности (жизненная ситуация – соответствующее её природе учебное задание)Понимание особенностей духовной, бытовой,

Слайд 28Уровни овладения компетенцией
Низкий (репродуктивный характер деятельности: деятельность по образцу, воспроизведение)
Средний (частично-поисковый

характер деятельности)
Высокий (творческий характер деятельности)
Уровни овладения компетенциейНизкий (репродуктивный характер деятельности: деятельность по образцу, воспроизведение)Средний (частично-поисковый характер деятельности)Высокий (творческий характер деятельности)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть