Слайд 1Приёмы знакомства с составными задачами и их первичное закрепление
Слайд 2содержание
1.Определение составной задачи.
2.Подготовительная работа к ознакомлению с составными задачами;
а)решение
простых задач с недостающими данными;
б)решение пар простых задач;
в)постановка вопроса к данному условию;
г)выработка умений решать простые задачи, входящие в составную.
Слайд 3Содержание
3.Знакомство с составной задачей.
а)какой математической структуры задачи ввести первыми?
4.
Общие приёмы работы над задачей.
5.Этапы знакомства с составной задачей.
6.Пример разбора составной задачи.
Слайд 4Определение составной задачи
Составная задача – это задача, которая включает в себя
ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других.
Слайд 5Пример составной задачи
В аквариуме плавали рыбки. Когда 3 рыбки вынули, там
осталось 6 рыбок. Сколько рыбок было в аквариуме сначала?
Слайд 6Подготовительная работа к ознакомлению с составными задачами
Решение составной задачи сводится к
расчленению её на ряд простых задач и последовательному их решению.
Данная работа должна помочь учащимся уяснить основное отличие составной задачи от простой её нельзя решить сразу, т.е. одним действием, а для решения надо вычленить простые задачи, установив соответствующие связи между данными и искомым.
Слайд 7Пример
Составная задача: Дети посадили у школы 6 липок и берёзок, на
2 березки меньше, чем липок. Сколько всего деревьев посадили у школы?
Простые задачи:
1)Дети посадили у школы 6 липок и берёзок, на 2 березки меньше, чем липок. Сколько всего берёзок посадили у школы?
2)Дети посадили у школы 6 липок и 4 берёзки. Сколько всего деревьев посадили у школы?
Слайд 8Решение простых задач с недостающими данными
Здесь развернуть список тренировочных упражнений с
примерами и особенностями работы с ними.
Например:
а) в колхозе были грузовые машины и 4 легковые. Сколько всего грузовых и легковых машин было в колхозе?
б)на экскурсию поехали мальчики и девочки. Сколько всего детей поехало на экскурсию?
Слайд 9Решение простых задач с недостающими данными
?
Слайд 10Решение простых задач с недостающими данными
После чтения таких задач учитель спрашивает,
можно ли узнать, сколько всего машин было в колхозе (сколько детей поехало на экскурсию), и почему нельзя (неизвестно, сколько было грузовых машин, или неизвестно, сколько было девочек и сколько мальчиков). Далее дети подбирают числа и решают задачу.
Слайд 11Решение простых задач с недостающими данными
Выполняя такие упражнения, ученики убеждаются, что
не всегда можно сразу ответить на вопрос задачи, так как может не хватать числовых данных, их надо получить ( в данном случае подобрать числа, а при решении составных задач найти, выполнив соответствующее действие).
Слайд 12решение пар простых задач
Решение пар простых задач, в которых число, полученное
в ответе на вопрос первой задачи, является одним из данных во второй задаче, например:
а) у девочки было 3 кролика, а у мальчика на 2 кролика больше. Сколько кроликов у мальчика?
б) у девочки было 3 кролика, а у мальчика 5 кроликов. Сколько кроликов у них вместе?
Слайд 13решение пар простых задач
Учитель говорит, что такие две задачи можно заменить
одной: « У девочки было 3 кролика, а у мальчика на 2 кролика больше. Сколько всего кроликов у них вместе?»
Для наглядности детям можно составить краткую запись:
Слайд 14решение пар простых задач
У девочки:
У мальчика:
?+
Слайд 15Постановка вопроса к данному условию.
Я скажу условие задачи, говорит учитель, а
вы подумайте и скажите, какой можно поставить вопрос: «Для украшения школы ученики вырезали 10 красных флажков и 8 голубых» (Сколько всего флажков вырезали ученики?)
Для примера можно составить краткую запись вида:
Слайд 16Постановка вопроса к данному условию.
Слайд 17Выработка умений решать простые задачи, входящие в составные
Надо иметь ввиду, что
необходимым условием для решения составной задачи является твёрдое умение детей решать простые задачи, входящие в составную. Следовательно, до введения составных задач определённой структуры надо сформировать умение решать соответствующие простые задачи.
Все эти упражнения надо включать при работе над простыми задачами до введения составных задач.
Слайд 18Знакомство с составной задачей
Для знакомства с составной задачей специально отводится в
I классе два-три урока, на которых особое внимание уделяется установлению связей между данными и искомым, составлению плана решения и записи решения. Первыми лучше включать задачи, при решении которых надо выполнить два различных арифметических действия: сложение и вычитание. При этом содержание задач должно позволять иллюстрировать их.
Слайд 19Какой математической структуры задачи ввести первыми?
На этот счёт существуют два мнения:
1)Начать с решения задач в два действия, включающих простые задачи на нахождение суммы и на нахождение остатка, например: «Мама сорвала с одной яблони 5 яблок, а с другой 3 яблока; 6 яблок она отдала детям. Сколько яблок осталось у мамы?» После этого включать составные задачи другой структуры.
Слайд 20Какой математической структуры задачи ввести первыми?
1 яблоня:
2 яблоня:
Отдала:
Слайд 21какой математической структуры задачи ввести первыми?
2) начать с задач в
два действия, которые включают простые задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы, например: « В одной вазе 7 конфет, а в другой на 4 конфеты меньше. Сколько конфет в двух вазах?» Позднее рассмотреть решение задач другой математической структуры.
Слайд 22какой математической структуры задачи ввести первыми?
1 ваза:
2 ваза: ? Меньше на
Слайд 23Общие приемы работы над задачей
В связи с работой над задачами очень
важно научить детей общим приемам работы над задачей. Это значит научить детей самостоятельно анализировать задачу, устанавливая соответствующие связи, использовать при этом различные иллюстрации, составлять план решения, выполнять решение и проверять правильность решения.
Слайд 24Первый этап знакомства с составной задачей
Дети должны усвоить суть каждого отдельного
задания и научиться выполнять их. Например, что значит «представить себе то, о чем говорится в задаче», что значит «составить план решения» и т.д., а также уметь представить себе то, о чем говорится в задаче, уметь составить план решения и т.д.
Этот этап проходит в I классе.
Слайд 25Второй этап знакомства с составной задачей
Учащиеся знакомятся с системой заданий и
учатся ими пользоваться при решении задач.
Учащиеся получают карточки, на которых записаны задания. При работе над каждой задачей, примерно а течение 6-10 уроков, каждое задание читается одним из детей вслух и при их выполнении рассуждение тоже ведется вслух.
Слайд 26третий этап знакомства с составной задачей
Учащиеся должны усвоить систему заданий и
самостоятельно пользоваться ими при решении задач. С этой целью на последующих 10-15 уроках при решении задач учащиеся продолжают пользоваться карточками с заданиями, но задания читают про себя, а рассуждение ведут вслух. В результате такой работы учащиеся непроизвольно овладевают системой заданий.
Слайд 27Четвертый этап знакомства с составной задачей
У учащихся вырабатывается умение работать над
задачей в соответствии с заданиями. На этом этапе карточки не нужны детям, так как вся система заданий усвоена ими в такой мере, что учащиеся руководствуются ими, ведя рассуждение про себя и очень быстро. Это и есть показатель того, что у учащихся сформировался метод работы над задачей.
Слайд 28Первичное закрепление составных задач
Слайд 29-преобразование задачи;
-сравнение задач;
-самостоятельное составление аналогичных задач;
-обсуждение разных способов решения
задачи
Для проведения работы над задачей после ее решения используют следующие приемы:
Слайд 30Одним из важных условий для правильного обобщения младшими школьниками способа решения
задач определенного вида является решение достаточного числа их. Однако задачи рассматриваемого вида должны включаться не подряд, а рассредоточено: сначала включаются чаще, а потом все реже и реже, вместе с другими видами. Это необходимо для того, чтобы предупредить запоминание способа решения.
Обобщение способов решения задач
Слайд 31Выработке умения решать задачи нового вида помогают упражнения на сравнение решений
задач этого вида и ранее рассмотренных видов, но сходных в каком- то отношении с задачами нового вида и ранее рассмотренных видов, но сходных в каком- то отношении с задачами нового вида. Такие упражнения предупреждают смешение способов решения задач этих видов.
Обобщение способов решения задач
Слайд 32Выработке умения решать задачи рассматриваемого вида помогают так называемые упражнения творческого
характера. К ним относятся решение задач повышенной трудности, решение задач несколькими способами, решение задач с недостающими и лишними данными, решение задач, имеющих несколько решений, а так же упражнения в составлении и преобразовании задач.
Обобщение способов решения задач
Слайд 33Многие задачи могут быть решены различными способами. Поиск различных способов решения
приводит детей к «открытию» новых связей между данными и искомым.
Работа над задачами с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше отыскивать связи между данными и искомым. Полезно включать и решение задач, имеющих несколько решений. Решение таких задач будет способствовать формированию понятия переменной.
Упражнения по составлению и преобразованию задач являются чрезвычайно эффективными для обобщения способа их решения.
Обобщение способов решения задач
Слайд 34Пример разбора составной составной задачи
Слайд 35Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а
мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?».
Эта задача включает 2 простых:
1. В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков дежурило в школе?
2. В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько всего детей дежурило в школе?
Слайд 36Краткая запись
Девочек:
Мальчиков: ? Меньше на
Слайд 37Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным
во второй.
Последовательное решение этих задач является решением составной задачи:
1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.
Слайд 38Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения позволяет
сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать план решения задачи и экономить время.
Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения связаны с использованием скобок. Скобки - математический знак, употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие, которое нужно выполнить раньше.
Запись решения
Слайд 39В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой
задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.
Запись решения
Слайд 40Тест на тему «единица измерения – масса»
Слайд 41В каких единицах измерения измеряется масса?
1)км. 2)ч.
3)кг. 4)м.
Слайд 44Какая из этих единиц измерений является лишней: 1г.,1кг.,1т.,1ч.,1ц.
1)г.
2)т. 3)ч. 4)ц.
Слайд 47Сколько кг. В одной сотой тонны?
1) 10кг.
2)100кг. 3)1кг. 4)1000кг.
Слайд 50Сравни:
зт.4ц.5кг. .... 3045кг
1)3т.4ц.5кг3045кг.
3)3т.4ц.5кг.=3045кг.
Слайд 53Переведите в одну единицу измерения и выполните действие: 5 кг.+3ц.
1)305
кг. 2)35ц. 3)53кг. 4)503ц.
Слайд 56Переведите в одну единицу измерения и выполните действие:12т-50ц
1)11500кг.
2)12000кг. 3)10000кг. 4)56кг.
Слайд 59Переведите в одну единицу измерения и выполните действие: 2 кг.*3т.
1)600кг.
2)6000кг.
3)5000кг.
4)60кг.