Слайд 1Проект:
«Ум - на кончиках пальцев»
Чевелева Гульшат
Мустакимовна
воспитатель
I квалификационная категория
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад № 2 «Светлячок» города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Слайд 2 ”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От
них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.”
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Мелкая моторика - это некая степень подвижности пальцев, развитие мышц кистей
рук, которое способствует выполнению точных, конкретных, скоординированных движений. Известно, что мелкая моторика и развитие мышц очень тесно связано с мышлением и общим развитием малыша, с развитием речи, мыслительными процессами, воображением, пространственным восприятием, фантазией и т.д.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет
назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
ЦЕЛЬ: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования традиционных и нетрадиционных форм работы.
ЗАДАЧИ
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.
Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать навыки ручной умелости.
ОБУЧАЮЩИЕ:
Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.
Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.
Слайд 5ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: практико-ориентированный,
По количеству участников: групповой.
Участники: воспитатель Чевелева Г.М., дети средней
группы «Солнышко» 4-5 лет, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации: с 1 декабря 2016 года по 23 января 2017 года.
Форма представления: слайдовая презентация.
Слайд 6Развитие мелкой моторики в процессе организации различных видов детской деятельности
Образовательная
деятельность в режимные моменты
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
2. Организованная образовательная деятельность
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупы)
нетрадиционные техники рисования кистью, пальцами;
различные виды аппликаций.
3. Самостоятельная деятельность детей
рисование по трафаретам.
- шнуровки;
игры с мелкими предметами;
пазлы, мозаика.
Слайд 7Проблема:
низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного
возраста;
необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через разнообразные методы и приёмы;
отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук
Слайд 8Образовательные области:
«Познавательное развитие, физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие,
речевое развитие».
Слайд 9« Познавательное развитие»
Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям
с ними;
Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.
Развивать умение различать правую и левую руку.
«Речевое развитие»
Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками;
формировать умение правильно произносить звуки ;
Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.
«Чтение художественной литературы»Формировать умение
договаривать строки стихотворения;Побуждать к заучиванию
наизусть коротких стихотворных текстов
Цели и задачи
Слайд 10Социально-коммуникативное развитие»
Формировать умение принимать игровую задачу;
Содействовать развитию игровой деятельности;
Выполнять действия
в определённой последовательности.
«Физическая культура»
Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
Формировать умение согласовывать движения с речью;
Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх. Формировать привычку здорового образа жизни (освещённость. осанка)
Слайд 11Предполагаемый итоговый продукт
выставка работ « Волшебство на кончиках пальцев»: «
Снеговики», «Снежинки», « Волшебные зайчики»
изготовление пособий родителями с использованием пуговиц, лент, замочков, липучек, крючков, стимулирующие ручную и пальцевую координацию
Слайд 12I Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование
результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
Работа с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Организация и проведение выставок- результатов своей деятельности.
Этапы проекта
Слайд 14работа с пособиями по
развитию
мелкой моторики рук;
Занятие по оригами
«Волшебные
зайчики».
занятие по развитию речи
«Играем пальчиками и
речь развиваем»
разучивание новых
пальчиковых игр;
Работа с природными
материалами
рисование ватными
палочками
«Снеговик»
игры с прищепками
«Солнышко», «Ежик»
«Зайчик»
занятие по лепке
«Снежинка»
Формы работы с детьми
Слайд 15Средства развития мелкой моторики
Пластилин
Песок
Крупа, бусы, пуговицы
Нитки, тесьма,
веревки, шнурки, ткани
Природный материал
Бумага
Куклы
Карандаши,
Слайд 16Консультации для родителей: «Игры и игровые упражнения с использованием массажного шарика
и кольца Су-Джок»
консультации для родителей:«Развиваем руки»
консультации для родителей: Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук
Наглядная информация(способы шитья, выкройки пособий по мелкой моторике рук»
Рекомендуем родителям: «Развивающие пособия для детей дошкольного возраста»
Правила для игр с пальчиками
оформление папки-раскладушки для родителей «Развиваем пальчики»
Шитье родителями пособий по мелкой моторике
Формы работы с родителями
Слайд 17Рисование ватными палочками «Снеговик"
Слайд 19Работа с пособиями
по развитию мелкой моторики
Слайд 20Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные
палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Слайд 21Игры с бумагой
-Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры
и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
-Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Слайд 22Игры с крупами
-Прячем ручки
-Пересыпаем крупу
Дождь, град
-Покормим птичек
-Разложи по тарелочкам
-Вкусная кашка
-Найди игрушку
-Игра
«Золушка»
-«Отгадай, какая крупа в мешочке»
-«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Слайд 24
1.Усовершенствована предметно-развивающая среда
2. Родители познакомились с необходимой информацией.
3. Сумела заинтересовать и
убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей с младшего возраста.
4. Родителями сделаны пособия по моторике рук.
5. Разучили с детьми много новых пальчиковых игр.
6. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.
Результат проекта
Слайд 25
ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой
моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка