Слайд 1Электродвигатель с фазным ротором.
Эксплуатация и ремонт Эл.двигателя с фазным ротором.
Слайд 2Устройство асинхронных электродвигателей .
Асинхронные электродвигатели состоят из двух частей :
неподвижной – статора и вращающейся – ротора.1-Статор.2-сердечник из штампованных стальных листов.3-Ротор.4-Контактные кольца.5-Щеточное устройство.
Слайд 3Статор.
Сердечник статора, представляющий собой полый цилиндр, набирают из отдельных листов
электротехнической стали толщиной 0,5-0,35мм. Для сердечников асинхронных двигателей применяются холоднокатаные изотронные электротехнические стали марок 2013,02312,02411 и другие. Листы или пластины штампуют с впадинами (пазами), изолируют лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые потоки, собирают в отдельные пакеты и крепят в станине двигателя.
К станине прикрепляют также боковые щиты с помещенными на них подшипниками, на которые опирается вал ротора. Станину устанавливают на фундамент.
В продольные пазы статора укладывают проводники его обмотки, которые соединяют между собой так, что образуется трех фазная система. На щитке машины имеется шесть зажимов, к которым присоединяются начала и концы обмоток каждой фазы. Для подключения обмоток статора к трехфазной сети они могут быть соединены звездой или треугольником, что дает возможность включать двигатель в сеть с двумя разными линейными напряжениями.
Например, двигатель может работать от сети с напряжением 220 и 127в. На щитах машины указаны оба напряжения сети, на которые рассчитан двигатель, то есть 220/127в или 380/220в.
Слайд 41-Станина.
2-сердечник из штампованных стальных листов.
3-обмотка.
Слайд 5Роторы асинхронных электродвигателей фазной обмотками.
Асинхронными двигателями с фазным ротором
или асинхронными двигателями с контактными кольцами. Сердечник ротора также набирают из стальных пластин толщиной 0,5мм, изолированных лаком или окалиной для уменьшения потерь на вихревые токи.
Пластины штампуют с впадинами и собирают в пакеты, которые крепят на валу машины. Из пакетов образуются цилиндры с продольными пазами, в которых укладывают проводники обмотки ротора. Фазная обмотка ротора выполнена подобно статорной, то есть проводники соответствующим образом соединены между собой, образуя трехфазную систему. Обмотки трех фаз соединены звездой. Начала этих обмоток подключены к трем контактным медным кольцам, укрепленным на валу ротора . Кольца изолированы друг от друга и от вала и вращаются вместе с ротором . При вращении колец поверхности их скользят по угольным или медным щеткам, неподвижно укрепленным над кольцами. Обмотка ротора может быть замкнута на какое-либо сопротивление или накоротко при помощи указанных выше щеток.
Слайд 61-Вал. 2-Контактные кольца.
3-Обмотки.
Слайд 7Назначение щеточного устройства.
С помощью графитовых или металлографитовых щёток, в цепь обмотки
ротора:
включают пускорегулирующий реостат, выполняющий роль добавочного активного сопротивления, одинакового для каждой фазы. Снижая пусковой ток, добиваются увеличения пускового момента до максимального значения (в первый момент времени). Такие двигатели применяются для привода механизмов, которые пускают в ход при большой нагрузке или требующих плавного регулирования скорости.
включают индуктивности (дроссели) в каждую фазу ротора. Сопротивление дросселей зависит от частоты протекающего тока, а, как известно, в роторе в первый момент пуска частота токов скольжения наибольшая. По мере раскрутки ротора частота индуцированных токов снижается, и вместе с нею снижается сопротивление дросселя. Индуктивное сопротивление в цепи фазного ротора позволяет автоматизировать процедуру запуска двигателя, а при необходимости — «подхватить» двигатель, у которого упали обороты из-за перегрузки. Индуктивность держит токи ротора на постоянном уровне.
включают источник постоянного тока, получая таким образом синхронную машину.
включают питание от инвертора, что позволяет управлять оборотами и моментными характеристиками двигателя. Это особый режим работы (машина двойного питания). Возможно включение напряжения сети без инвертора, с фазировкой, противоположной той, которой запитан статор.
Слайд 8Щеточное устройство.
1 — приспособление для подъема щеток; 3 — щеткодержатели; 4
— траверса
Слайд 9Подшипниковые щиты.
На подшипниковых щитах крепят подшипники для вращения вала ротора.
Также они защищают двигатель от попадания в него внешних источников загрязнения.
Слайд 10Соединения звездой и треугольником.
Для более низких напряжений, указанных на щитке,
обмотка статора соединяется треугольником, для более высоких – звездой.
При соединении обмотки статора треугольником на щитке машины верхние зажимы объединяют перемычками с нижними, а каждую пару соединенную вместе зажимов подключают к линейным проводам трехфазной сети. Для включения звездой три нижних зажима на щитке соединяют перемычками в общую точку, а верхние подключают к линейным проводам трехфазной сети.
Треугольник.
Звезда.
Слайд 11Эксплуатация электродвигателей.
Для правильной эксплуатации электродвигателя необходимо своевременно выполнять техническое обслуживание,
контролировать его работу, выявлять и устранять неисправности.
Часто причиной выхода электродвигателя из строя является перегрев обмоток за счет увеличения рабочего тока, поэтому при его эксплуатации необходимо проверять температуру нагрева. Нагрев статора у двигателя средней мощности можно проверить на ощупь. На двигателях большой мощности для контроля температуры устанавливают термометры. Особое внимание необходимо обращать на величину напряжения в питающей сети. При снижении напряжения сети на 10% загрузку электродвигателя необходимо уменьшить на 20%, так как момент электродвигателя пропорционален квадрату напряжения. Для надежной работы электродвигателя напряжение на его зажимах должно быть не менее 80% номинального.
При эксплуатации электродвигателей особое внимание должно быть уделено изоляции обмоток, так как ее повреждение ведет к выходу двигателя из строя. В процессе эксплуатации с обмоток продувкой и обтиранием слегка промасленной тряпкой необходимо удалить пыль и грязь.
Слайд 12Установка Эл.двигателя.
Перед установкой электродвигателя необходимо убедиться в отсутствии замыкания обмоток
между собой. и на корпус двигателя, можно произвести измерение сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции считается нормальным при величине 0,5 МОм и выше. Оно измеряется с помощью мегомметра. Для этого один его конец соединяют с выводом обмотки, а второй поочередно с выводами других обмоток и корпусом двигателя. Затем вращая ручку мегомметра, по шкале определяют величину сопротивления изоляции. При величине сопротивления изоляции ниже 0,5 МОм двигатель необходимо просушить.
Для определения сопротивления обмоток двигателя пользуются омметрами или авометрами.
Слайд 13Текущий ремонт.
При проведении текущего ремонта производится разборка электродвигателя и последующая частичная
замена деталей пришедших в негодность. Рассмотрим порядок разборки и сборки электродвигателя.
Слайд 14Снятие полумуфты.
С вала электродвигателя с помощью винтового съемника необходимо снять
шкив или полумуфту.
Слайд 16Снятие кожуха контактных колец.
Затем отверните болты, крепящие кожух контактных колец и
снимите кожух.
Слайд 17Снятие щеток и корпуса контактных колец.
Вынимают щетки и снимают корпус контактных
колец отвинтив крепящие его болты.
Слайд 20Снятие крышки подшипников.
Отвернув крепящие болты и гайки, снимите крышки подшипников.
Слайд 21Снятие ротора.
Для снятия ротора необходимо выполнить все действия указанные ранее после
рукой просто вынуть ротор из статора.
Слайд 22Статор.
Вид после выполнение выше изложенных действий.
Слайд 25Сборка Эл.двигателя.
Сборка Эл.двигателя производится в обратном порядке.