Слайд 3Сущесвует легенда, которая гласит, что однажды к римскому императору Тиберию (42 год до н. э. —
37 год н. э.) пришёл ювелир с металлической, небьющейся обеденной тарелкой, изготовленной якобы из глинозёма (Al2O3). Тарелка была очень светлой и блестела, как серебро. По всем признакам она должна быть алюминиевой. При этом ювелир утверждал, что только он и боги знают, как получить этот металл из глины. Тиберий, опасаясь, что металл из легкодоступной глины может обесценить золото и серебро, приказал на всякий случай отрубить ювелиру голову.
Слайд 4Анри Сент-Клер Девиль, исследования которого финансировал Наполеон III, придумал первый способ
промышленного получения алюминия и получил первый слиток массой около 7 кг. Девиль начал производство алюминия на заводе братьев Тиссье в Руане. За сутки завод производил два килограмма алюминия. В 1857 году килограмм этого металла стоил 300 франков. В те годы комнату на месяц в Париже можно было снять за 20 франков
Слайд 5Начало современному способу производства алюминия положил метод, изобретённый почти одновременно в 1886
году Чарльзом Холлом в США и Полем Эру во Франции и основанный на получении алюминия электролизом глинозема, растворённого в расплавленном криолите
Слайд 6Датой рождения алюминиевой промышленности России считается 14 мая 1932 года
На данный момент лидером
мировой алюминиевой отрасли является РУСАЛ (Объединенная компания «Российский алюминий»). Продукция экспортируется клиентам в 70 странах мира. В состав компании входят предприятия по добыче бокситов и нефелиновый руды, производству глинозема, алюминия, сплавов, фольги и упаковочных материалов на ее основе, а также энергоактивы. На долю Объединенной компании приходится около 12,5% мирового рынка алюминия и 16% глинозема, что обеспечивается производственными мощностями, позволяющими производить 3,9 млнтонн алюминия и 10,6 млнтонн глинозема в год. Компания создана в марте 2007 года
Слайд 7Электролизеры, работающие по технологии экологического Содерберга
Слайд 8С помощью вакуумного ковша забирают алюминий из электролизера
Слайд 9Производство алюминия является исключительно энергоемким. Поэтому алюминиевые заводы преимущественно строят в регионах,
где есть свободной доступ к мощным источникам электроэнергии. В нашем случае этим источником является Красноярская ГЭС, установленная мощность которой 6000 МВт. Сегодня это самая мощная ГЭС в России (до тех пор, пока СШГЭС находится на реконструкции). Красноярский алюминиевый завод потребляет около 70% от общего объема производимой ГЭС электроэнергии.
Слайд 10Электролизная ванна, где производится алюминий
Слайд 11Алюминий производят из глинозёма, который в свою очередь извлекается преимущественно из бокситов (иногда из нефелиновых
руд), запасы которых на земле практически безграничны.
Восстановление алюминия процессом Холла-Эру. : при электролизе раствора глинозема в расплавленном криолите (Na3AlF6) выделяется алюминий. Дно электролизной ванны служит катодом, а угольные бруски, погруженные в криолит — анодами. Под раствором криолита с 3–5% глинозема осаждается расплавленный алюминий. При этом температура процесса достигает 955° С, что значительно выше температуры плавления самого металла — 660° С.
Расстояние между анодом и катодом 5.5 — 6.5 см, это так называемый межполюсный зазор, именно там и происходит реакция восстановления алюминия.
Слайд 12Вакуумные ковши могут забрать за один раз от 3 до 5 тонн горячего металла
Слайд 13Все электролизеры Содерберга оборудовали системой АПГ (автоматическая подача глинозёма в электролизер), это
повысило автоматизацию производственного процесса и улучшило экологическую обстановку в корпусах. Так же установили систему сухой очистки газов, которая обеспечила максимальный уровнень улавливания фторидов – до 99%.
Суточная производительность завода 2725 тонн
Слайд 14Чистота сверхчистого металла — 99,996%. Он используется в производстве компьютерных жестких дисков, мобильных телефонов
и другой электронной техники, а также в аэрокосмической и оборонной промышленностях. Основные поставки этого алюминия с КрАЗа идут в Азию, Японию, США.
Слайд 15Напряжение, подаваемое на электролизер всего лишь 4.5 V, но сила тока огромная — 174300 A
Слайд 16Если в корпусах Содерберга получение алюминия происходит из глинозёма, то в корпусе АВЧ исходным сырьем
является более грязный алюминий. Проще говоря, технический алюминий проходит вторичную очистку, что делает его сверхчистым. Производительность одного электролизера АВЧ — 600 кг\сутки
Слайд 17КрАЗ является единственным в мире заводом, где используется сразу три технологии производства
алюминия — электролизеры Содерберга, АВЧ и электролизеры с обоженными анодами.
Слайд 18В отличие от электролизеров, работающих по технологии Содерберга, технология производства алюминия с использованием заранее обожженных
анодов характеризуется меньшими затратами на электроэнергию и влиянием на окружающую среду.
Слайд 20У каждого корпуса КрАЗа есть сложное газоочистное оборудование, установленное в рамках первого этапа
экологической модернизации.
Слайд 21Эффективность улавливания газоочистками вредных веществ – 99,9%.
Слайд 23 литейное отделение, в котором помимо всего делают самые длинные алюминиевые слитки в мире.
Слайд 24Миксер на 100 тонн металла, в котором идет приготовление сплавов. Миксер по сути — это
большая кастрюля, в которую помимо первичного металла добавляются необходимые ингредиенты – легирующие материалы. В результате получается высококачественный алюминиевый сплав.
Слайд 25Температура металла в миксере более 800 градусов
Слайд 28сейчас развивает производство так называемых плоских слитков. Они широко востребованы рынком
упаковочных материалов, нужны для производства литографических пластин и кузовных панелей легковых автомобилей.
В рамках программы модернизации в литейном отделении предприятия заработал уникальный литейный агрегат, который стал выпускать слитки двойной длины – до 11,5 м. Изготовленные на нем сплавы теперь используются в производстве фольги. Причем, это слитки-рекордсмены. Такие длинные алюминиевые слитки не выпускал еще ни один завод мира.
Слайд 29В 2012 году завод предложил новую продукцию лидерам мирового автопрома. К примеру, японские
концерны Тойота и Мицубиси заказали сплавы, чтобы повысить эксплуатационные свойства своих легковых автомобилей. Кразовцы предложили металл, обеспечивающий элементам двигателя и колесным дискам и прочность, и пластичность. Усовершенствованные сплавы для производства фольги заказали известные европейские прокатные компании – Novelis и Hydro.