Слайд 2Биография.
Аполлон Николаевич Майков родился 4 июня 1821года в Москве, детские годы
провел в подмосковном селе Никольском. Происходил из старинного дворянского рода. Отец поэта был академиком живописи, мать - писательницей. В семье постоянно собирались художники, литераторы, музыканты; среди домашних учителей будущего поэта был И. А. Гончаров.(писатель)
В 1834 семья переехала в Петербург. В 1837—1841 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вначале увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.
27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 8 (20) марта 1897 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт- Петербурге.
Поэзия.
В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали наиболее известными.
(«Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие). Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.
Слайд 4Аполлон Майков
стихотворение
«Ласточки»
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть
пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!
Слайд 5 Настроение данного стихотворение грустное. Лирический герой грустит. Грустит от
того, что сад пустеет. Не слышно в нем более пения птиц. Нет в нем яркого цвета и пышности. Майков пишет: «Мне грустно!» , «Меня раздражает и солнце, и лист, и треск кузнечиков».
Но при воспоминании о лете, настроение героя заметно меняется в лучшую сторону. Появляются более оптимистические слова. Они несут радость, поднимают настроение, пусть даже на недолгое время. Например, «Как весел был их труд», «Как любо им было», «Говоруньи, летуньи».
Слайд 6 Стихотворение «Ласточки» состоит из семи строф.
В нём
можно выделить Три части:
первая – грусть от увядания природы и наступления осени;
вторая – воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек;
третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.
Слайд 7 в первой части стихотворения употреблены глаголы в настоящем времени,
во второй и третьей – в прошлом.
Они помогают понять нам настоящее, прошлое и будущее лирического героя. («раздражает, увядает»; «хлопотали, таскали» и др.
Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. («..И пуху таскали в него!…»),
Многоточие – это раздумья поэта, грусть. Поэтому и паузы необходимо делать длиннее.
Слайд 8 Стихотворение не богато тропами, Но даже их небольшое количество
вносит в стихотворение образность и делает его красивым.
В словах «говоруньи», «летуньи» поэт выражает свое отношение к птицам.
Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Майков использует прием аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность - Р-Л.), чтобы мы услышали эту трель ласточек;
Метафора - огненный куст настурций;
эпитеты - осенний блеск, пустое гнездо.
сравнение - «как дети».
Майков в своем стихотворении использует перекрестную рифму Мой сад с каждым днем увядает; 1
2 Помят он, поломан и пуст, )
( Хоть пышно еще доцветает 3
4 Настурций в нем огненный куст...
Слайд 9 Автор грустит о том, что лето кончилось, и ему
пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано.
(И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!)
Лирический герой этого стихотворения представляется мне добрым и унылым
Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы.
Слайд 10 Лирического героя раздражает осень, он грустит о том, что
его соседи-ласточки улетели.
О прошлом читать было намного приятнее. Лирический герой как будто оживает, много радости мы слышим в его рассказе. Об этом свидетельствует наличие восклицательных предложений. Именно в этой части их шесть. Будущему отводится лишь одна строфа, вернее одна строчка. Глагол употреблен в сослагательном (условном) наклонении, что говорит о несбыточности («О если бы крылья и мне!»).
образ ласточек символичен, так как у них есть то, чего нет у человека – это полет, свобода.
грустная осень у А.Н. Майкова. Потому что перелетные птицы улетают на юг.
Но осень это не только пора грусти, печали.
Слайд 11Осень - одно из любимых времен года Ф. Тютчева
«Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Слайд 12 Пейзажная лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный
поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет нам, читателям, словно бы совершить небольшое путешествие по бескрайним полям и лесам, которые рисует воображение после каждой строчки, написанной поэтом.
Федор Тютчев не любил осень, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой обряженных в золотистые уборы деревьев, густыми серебристыми облаками. поэта занимал тот короткий миг, когда природа ненадолго замирает, готовясь примерить новую одежду. Именно этому неуловимому мгновению автор и посвятил свое стихотворение «Есть в осени первоначальной…», созданное в августе 1857 года.
Слайд 13 Осень еще не вступила в свои права, однако ее
приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке.
«Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», — именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже чувствуется явное дыхание осени.
О ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам.
Слайд 14Такое праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается в стихотворении «Есть в
осени первоначальной…». Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается поэтом как небольшая передышка перед сменой времен года.
Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей. Поэтому у тютчева он ассоциируется со зрелостью, мудростью и жизненным опытом,
Кроме этого, бабье лето для автора – это возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами, бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими полями, а также ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.
Слайд 15 в этом стихотворении можно услышать Тишину. Поэт очень тонко
подчёркивает, что тишина сейчас, осенью- это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует всего три предложения, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие в природе. Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев изображает только то, что видел всякий человек. в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас. В них поэт использует огромное количество изобразительных средств: Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.