Слайд 1Презентационные материалы по курсу:
«Психология творчества»
Составитель: Широкова Н.А.,
Преподаватель ГАОУ СПО ТТТиХО
Слайд 2Возникновение и развитие психологии творчества
«ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА»
Слайд 3Античная философия
Связь Творчества со сферой приходящего, изменчивого бытия
ПЛАТОН –
творческая сила, как божественное волеизлияние. Человек переходит к красоте духовной
Слайд 4Философия Средневековья
Творчество - проявление сущности Бога-творца, свободно создающего мир, волевой
акт, вызывающий бытие из небытия
Человеческое творчество рассматривалось только в связи с историей, историческими событиями
Слайд 5Эпоха Возрождения
Человек – автор творения. Его уникальная способность к
творчеству – проявление божественной природы в нем.
Творчество осознается как художественное творчество, его сущность - в творческом созерцании
Слайд 6Представители немецкой классической философии
И.Кант
Ф. Шеллинг
Гегель
К.Маркс
Слайд 7Немецкая классическая философия
И.Кант-
творчество (познание) - процесс разрешения противоречий
путем создания трансцендентальной схемы, заключающей в себе свойства и объекта, и субъекта.
Источник творчества-активность воли, продукт-новый образ.
Слайд 8Немецкая классическая философия
Ф.Шеллинг -
Творчество – высшая форма человеческой деятельности.
Человек через
творчество соприкасается с Абсолютом.
Слайд 9Немецкая классическая философия
Г. Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения
и преодоления границ (единство и борьба противоположностей).
Слайд 10Немецкая классическая философия
Гегель – наука и искусство имеют одну цель
– познание, но являются разными средствами процесса познания. Главная способность художественного творчества-фантазия
Слайд 11Немецкая классическая философия
Гегель
Фантазия – как творческая деятельность предполагает дар
и склонность к схватыванию действительности и ее форм
Слайд 12Немецкая классическая философия
Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения и
преодоления границ (единство и борьба противоположностей).
Слайд 13Немецкая классическая философия
К.Маркс – творческая деятельность - производящий праксис.
Суть человеческого бытия – в творчестве. Лишение творчества приводит к отчуждению от мира, от своей деятельности и самого себя.
Слайд 14Гуманитарно-антропологическое
направление западной философии
А. Бергсон – творчество как сущность жизни,
а жизнь – как непрерывное творчество форм.
Интуиция – миросозерцание, способ ориентации человека в мире.
Слайд 15Философия экзистенциализма
Творчество –
экстатический прорыв природной необходимости, выход за пределы социального,
земного мира.
Личность – носитель творческого начала
Слайд 16Прагматизм, неопозитивизм
Творчество – это прежде всего изобретательство, цель которого
– решить задачу, поставленную определенной ситуацией.
Слайд 17Неореализм, феноменология
Интеллектуалистическое понимание творчества.
Основа для творчества не деятельность, а интеллектуальное созерцание
Слайд 18Представители русской философии
Н. Бердяев, В. Соловьев
Творчество –
Божественный дар, данный
художнику, писателю, музыканту.
Человек становится пророком или вестником горнего мира.
Слайд 19Представители русской философии
Н. Бердяев –
творчество человека – это продолжение акта
божественного Творения.
Принцип «антроподицеи» – оправдание человека в творчестве и через творчество. Человек поставлен в центр бытия.
Слайд 20Творчество – не создание культурных продуктов, «а потрясение, подъем всего человеческого
существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию»
Слайд 21Возникновение и развитие психологии творчества
«Творчество
как психологический процесс»
Слайд 22Основные проблемы
психологии творчества
Критерии
Источники
Детерминанты
Связь личности и творчества
Определение творческого потенциала личности
Выделение и
создание условий для творческой самореализации
Слайд 23Основные проблемы
психологии творчества
Связь творчества другими психическими процессами
Соотношение детерминизма и случайности
в творческом процессе
Взаимодействие творческой личности и социума
Создание целостной концепции творчества
Слайд 24Мифы общественного сознания по поводу творчества
Творческие способности либо даны человеку, либо
не даны
Творчеству нельзя научить, творческие способности нельзя развивать (или можно только в детстве)
Творчество возможно только в художественных или научных видах деятельности
Слайд 25Мифы общественного сознания по поводу творчества
Творчество- это всегда благо
Если не давать
выхода творческим импульсам, то они исчезнут
Творчеством нельзя управлять сознательно
Слайд 26Творческая деятельность
(З.Ньюэлл, Шоу и Саймон)
вид деятельности по решению специальных
задач, которые характеризуются новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы
Слайд 27Этапы развития творчества
(Яковлева Я.Л.)
Подражание, копирование.
Творческое подражание.
Подражательное творчество.
Подлинное творчество.
Слайд 28Основные операции творчества
изменение
преобразование
соединение
Слайд 29Признаки творческой деятельности
1) Направленность на решение задач, для которых характерно отсутствие
как способа решения, так и предметно-специфических знаний, необходимых для разработки проблемы (постулатов, законов, теорий) в данной предметной области или у данного субъекта
Слайд 30Признаки творческой деятельности
2) Связь с созданием субъектом на неосознаваемом или осознаваемом
уровнях новых для него знаний с целью последующей разработки способа решения поставленной задачи
Слайд 31Признаки творческой деятельности
3) Наличие для субъекта неопределённой возможности разработки новых знаний
и на основе их - способа решения стоящей перед ним задачи. Неопределённость обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку
Слайд 32Возникновение и развитие психологии творчества
«Психические познавательные процессы в художественном творчестве»
Слайд 33Талант (основные составляющие)
Личность творца.
Способности.
Слайд 34Познавательные процессы
Внимание
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление
Воображение
Слайд 35Внимание
Психическое состояние, характеризующееся концентрацией всех психических и физических сил на
выполняемом действии.
Слайд 36Взаимодействие контроля и внимания (по П.Гальперину)
Внимание
Действие
Автоматизированное действие контроля
Слайд 39Восприятие
Механизмы, участвующие в понимании другого человека:
Идентификация
Рефлексия
Эмпатия
Стереотипизация
Слайд 40Эмпатия
Л.Н.Толстой - «теория заражения».
«Слияние душ» творца искусства и воспринявшего его
произведение.
Эмпатия - сопереживание, «слияние».
Слайд 41Память
Феноменальная память – выдающиеся способности.
В.Моцарт
Ф.Лист
С.Рахманинов
Слайд 42Память
Зрительная
Слуховая
Осязательная
Обонятельная
Эмоционально-
образная
память
Слайд 43Память
Эмоционально-
образная
память
Зрительная
Слуховая
Осязательная
Обонятельная
Слайд 45Мышление
П.Блонский-
Мышление опирается на усвоенные знания, являющиеся основой для
его развития.
Слайд 46Воображение (по Л.Выготскому)
отличительные признаки:
Отход от действительности.
Новый образ, созданный из материала
прежних впечатлений.
Связь между воображением и реалистическим мышлением.
Обеспечение свободы в человеческой деятельности.
Слайд 47Воображение
В.Вундт – «Фантазия- основа искусства».
Фантазия
воспроизводящая
комбинирующая
Слайд 48Воображение
Эмпатия – основа формирования художественных эмоций.
Художественная Эмоция – жизненная
эмоция ее творца, преобразованная для создания художественного вымысла
Слайд 49Воображение
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление
Эмоции
Воля
Воображение
Слайд 50Творческие способности
заложены в каждом человеке, но проявляются по-разному
хорошо видны в детстве,
затем остаются главным образом в сновидениях
спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной её фазе
становятся личностным качеством (креативностью)
Слайд 51Другие черты творческой личности
Самостоятельность
Смелость
Инициативность
Потребность в преодолении трудностей