Презентация, доклад по курсу Психология творчества

Содержание

Возникновение и развитие психологии творчества«ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Слайд 1Презентационные материалы по курсу: «Психология творчества»
Составитель: Широкова Н.А.,
Преподаватель ГАОУ СПО ТТТиХО

Презентационные материалы по курсу:  «Психология творчества»Составитель: Широкова Н.А.,Преподаватель ГАОУ СПО ТТТиХО

Слайд 2Возникновение и развитие психологии творчества
«ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Возникновение и развитие психологии творчества«ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Слайд 3Античная философия
Связь Творчества со сферой приходящего, изменчивого бытия

ПЛАТОН –

творческая сила, как божественное волеизлияние. Человек переходит к красоте духовной
Античная философия Связь Творчества со сферой приходящего, изменчивого бытия ПЛАТОН – творческая сила, как божественное волеизлияние. Человек

Слайд 4Философия Средневековья
Творчество - проявление сущности Бога-творца, свободно создающего мир, волевой

акт, вызывающий бытие из небытия
Человеческое творчество рассматривалось только в связи с историей, историческими событиями

Философия Средневековья Творчество - проявление сущности Бога-творца, свободно создающего мир, волевой акт, вызывающий бытие из небытия Человеческое

Слайд 5Эпоха Возрождения
Человек – автор творения. Его уникальная способность к

творчеству – проявление божественной природы в нем.
Творчество осознается как художественное творчество, его сущность - в творческом созерцании
Эпоха Возрождения  Человек – автор творения. Его уникальная способность к творчеству – проявление божественной природы в

Слайд 6Представители немецкой классической философии
И.Кант
Ф. Шеллинг
Гегель
К.Маркс

Представители немецкой классической философииИ.Кант Ф. ШеллингГегельК.Маркс

Слайд 7Немецкая классическая философия
И.Кант-
творчество (познание) - процесс разрешения противоречий

путем создания трансцендентальной схемы, заключающей в себе свойства и объекта, и субъекта.
Источник творчества-активность воли, продукт-новый образ.

Немецкая классическая философияИ.Кант-  творчество (познание) - процесс разрешения противоречий путем создания трансцендентальной схемы, заключающей в себе

Слайд 8Немецкая классическая философия
Ф.Шеллинг -
Творчество – высшая форма человеческой деятельности.
Человек через

творчество соприкасается с Абсолютом.
Немецкая классическая философияФ.Шеллинг - Творчество – высшая форма человеческой деятельности.Человек через творчество соприкасается с Абсолютом.

Слайд 9Немецкая классическая философия
Г. Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения

и преодоления границ (единство и борьба противоположностей).
Немецкая классическая философия Г. Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения и преодоления границ (единство и борьба

Слайд 10Немецкая классическая философия
Гегель – наука и искусство имеют одну цель

– познание, но являются разными средствами процесса познания. Главная способность художественного творчества-фантазия
Немецкая классическая философия Гегель – наука и искусство имеют одну цель – познание, но являются разными средствами

Слайд 11Немецкая классическая философия
Гегель
Фантазия – как творческая деятельность предполагает дар

и склонность к схватыванию действительности и ее форм
Немецкая классическая философия Гегель Фантазия – как творческая деятельность предполагает дар и склонность к схватыванию действительности и

Слайд 12Немецкая классическая философия
Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения и

преодоления границ (единство и борьба противоположностей).

Немецкая классическая философия Гегель – познание есть диалектический процесс ограничения и преодоления границ (единство и борьба противоположностей).

Слайд 13Немецкая классическая философия
К.Маркс – творческая деятельность - производящий праксис.

Суть человеческого бытия – в творчестве. Лишение творчества приводит к отчуждению от мира, от своей деятельности и самого себя.

Немецкая классическая философия  К.Маркс – творческая деятельность - производящий праксис.  Суть человеческого бытия – в

Слайд 14Гуманитарно-антропологическое направление западной философии
А. Бергсон – творчество как сущность жизни,

а жизнь – как непрерывное творчество форм.
Интуиция – миросозерцание, способ ориентации человека в мире.
Гуманитарно-антропологическое направление западной философии  А. Бергсон – творчество как сущность жизни, а жизнь – как непрерывное

Слайд 15Философия экзистенциализма
Творчество –
экстатический прорыв природной необходимости, выход за пределы социального,

земного мира.
Личность – носитель творческого начала
Философия экзистенциализмаТворчество – экстатический прорыв природной необходимости, выход за пределы социального, земного мира.Личность – носитель творческого начала

Слайд 16Прагматизм, неопозитивизм


Творчество – это прежде всего изобретательство, цель которого

– решить задачу, поставленную определенной ситуацией.

Прагматизм, неопозитивизм Творчество – это прежде всего изобретательство, цель которого – решить задачу, поставленную определенной ситуацией.

Слайд 17Неореализм, феноменология
Интеллектуалистическое понимание творчества.
Основа для творчества не деятельность, а интеллектуальное созерцание

Неореализм, феноменологияИнтеллектуалистическое понимание творчества.Основа для творчества не деятельность, а интеллектуальное созерцание

Слайд 18Представители русской философии
Н. Бердяев, В. Соловьев
Творчество –
Божественный дар, данный

художнику, писателю, музыканту.
Человек становится пророком или вестником горнего мира.
Представители русской философииН. Бердяев, В. Соловьев Творчество – Божественный дар, данный художнику, писателю, музыканту.Человек становится пророком или

Слайд 19Представители русской философии
Н. Бердяев –
творчество человека – это продолжение акта

божественного Творения.
Принцип «антроподицеи» – оправдание человека в творчестве и через творчество. Человек поставлен в центр бытия.
Представители русской философииН. Бердяев – творчество человека – это продолжение акта божественного Творения.Принцип «антроподицеи» – оправдание человека

Слайд 20Творчество – не создание культурных продуктов, «а потрясение, подъем всего человеческого

существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию»


Творчество – не создание культурных продуктов, «а потрясение, подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни,

Слайд 21Возникновение и развитие психологии творчества
«Творчество
как психологический процесс»


Возникновение и развитие психологии творчества«Творчество как психологический процесс»

Слайд 22Основные проблемы психологии творчества
Критерии
Источники
Детерминанты
Связь личности и творчества
Определение творческого потенциала личности
Выделение и

создание условий для творческой самореализации

Основные проблемы  психологии творчестваКритерииИсточникиДетерминантыСвязь личности и творчестваОпределение творческого потенциала личностиВыделение и создание условий для творческой самореализации

Слайд 23Основные проблемы психологии творчества
Связь творчества другими психическими процессами
Соотношение детерминизма и случайности

в творческом процессе
Взаимодействие творческой личности и социума
Создание целостной концепции творчества
Основные проблемы  психологии творчестваСвязь творчества другими психическими процессамиСоотношение детерминизма и случайности в творческом процессеВзаимодействие творческой личности

Слайд 24Мифы общественного сознания по поводу творчества
Творческие способности либо даны человеку, либо

не даны
Творчеству нельзя научить, творческие способности нельзя развивать (или можно только в детстве)
Творчество возможно только в художественных или научных видах деятельности


Мифы общественного сознания по поводу творчестваТворческие способности либо даны человеку, либо не даныТворчеству нельзя научить, творческие способности

Слайд 25Мифы общественного сознания по поводу творчества
Творчество- это всегда благо
Если не давать

выхода творческим импульсам, то они исчезнут
Творчеством нельзя управлять сознательно
Мифы общественного сознания по поводу творчестваТворчество- это всегда благоЕсли не давать выхода творческим импульсам, то они исчезнутТворчеством

Слайд 26Творческая деятельность (З.Ньюэлл, Шоу и Саймон)
вид деятельности по решению специальных

задач, которые характеризуются новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы

Творческая деятельность (З.Ньюэлл, Шоу и Саймон)  вид деятельности по решению специальных задач,

Слайд 27Этапы развития творчества (Яковлева Я.Л.)
Подражание, копирование.
Творческое подражание.
Подражательное творчество.
Подлинное творчество.

Этапы развития творчества (Яковлева Я.Л.)Подражание, копирование.Творческое подражание.Подражательное творчество.Подлинное творчество.

Слайд 28Основные операции творчества
изменение
преобразование
соединение

Основные операции творчестваизменениепреобразованиесоединение

Слайд 29Признаки творческой деятельности
1) Направленность на решение задач, для которых характерно отсутствие

как способа решения, так и предметно-специфических знаний, необходимых для разработки проблемы (постулатов, законов, теорий) в данной предметной области или у данного субъекта
Признаки творческой деятельности1) Направленность на решение задач, для которых характерно отсутствие как способа решения, так и предметно-специфических

Слайд 30Признаки творческой деятельности
2) Связь с созданием субъектом на неосознаваемом или осознаваемом

уровнях новых для него знаний с целью последующей разработки способа решения поставленной задачи
Признаки творческой деятельности2) Связь с созданием субъектом на неосознаваемом или осознаваемом уровнях новых для него знаний с

Слайд 31Признаки творческой деятельности
3) Наличие для субъекта неопределённой возможности разработки новых знаний

и на основе их - способа решения стоящей перед ним задачи. Неопределённость обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку

Признаки творческой деятельности3) Наличие для субъекта неопределённой возможности разработки новых знаний и на основе их - способа

Слайд 32Возникновение и развитие психологии творчества
«Психические познавательные процессы в художественном творчестве»



Возникновение и развитие психологии творчества «Психические познавательные процессы в художественном творчестве»

Слайд 33Талант (основные составляющие)
Личность творца.
Способности.


Талант (основные составляющие)Личность творца.Способности.

Слайд 34Познавательные процессы
Внимание
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление
Воображение

Познавательные процессыВниманиеОщущениеВосприятие Память Мышление Воображение

Слайд 35Внимание
Психическое состояние, характеризующееся концентрацией всех психических и физических сил на

выполняемом действии.
Внимание Психическое состояние, характеризующееся концентрацией всех психических и физических сил на выполняемом действии.

Слайд 36Взаимодействие контроля и внимания (по П.Гальперину)

Внимание
Действие
Автоматизированное действие контроля

Взаимодействие контроля и внимания (по П.Гальперину)Внимание Действие Автоматизированное действие контроля

Слайд 37Ощущения

Ощущения

Слайд 39Восприятие
Механизмы, участвующие в понимании другого человека:
Идентификация
Рефлексия
Эмпатия

Стереотипизация

Восприятие Механизмы, участвующие в понимании другого человека: Идентификация Рефлексия  Эмпатия Стереотипизация

Слайд 40Эмпатия
Л.Н.Толстой - «теория заражения».
«Слияние душ» творца искусства и воспринявшего его

произведение.
Эмпатия - сопереживание, «слияние».
Эмпатия Л.Н.Толстой - «теория заражения».«Слияние душ» творца искусства и воспринявшего его произведение.Эмпатия - сопереживание, «слияние».

Слайд 41Память
Феноменальная память – выдающиеся способности.
В.Моцарт
Ф.Лист
С.Рахманинов

ПамятьФеноменальная память – выдающиеся способности. В.Моцарт Ф.Лист С.Рахманинов

Слайд 42Память
Зрительная

Слуховая

Осязательная

Обонятельная



Эмоционально-
образная
память

Память ЗрительнаяСлуховая ОсязательнаяОбонятельная   Эмоционально-образная память

Слайд 43Память






Эмоционально-
образная
память
Зрительная
Слуховая
Осязательная
Обонятельная

ПамятьЭмоционально-образная памятьЗрительнаяСлуховая ОсязательнаяОбонятельная

Слайд 44Мышление

Мышление

Слайд 45Мышление
П.Блонский-
Мышление опирается на усвоенные знания, являющиеся основой для

его развития.
Мышление П.Блонский-  Мышление опирается на усвоенные знания, являющиеся основой для его развития.

Слайд 46Воображение (по Л.Выготскому)
отличительные признаки:
Отход от действительности.
Новый образ, созданный из материала

прежних впечатлений.
Связь между воображением и реалистическим мышлением.
Обеспечение свободы в человеческой деятельности.
Воображение (по Л.Выготскому)отличительные признаки: Отход от действительности.Новый образ, созданный из материала прежних впечатлений.Связь между воображением и реалистическим

Слайд 47Воображение
В.Вундт – «Фантазия- основа искусства».


Фантазия
воспроизводящая
комбинирующая

Воображение    В.Вундт – «Фантазия- основа искусства».Фантазия воспроизводящаякомбинирующая

Слайд 48Воображение
Эмпатия – основа формирования художественных эмоций.
Художественная Эмоция – жизненная

эмоция ее творца, преобразованная для создания художественного вымысла
Воображение  Эмпатия – основа формирования художественных эмоций.Художественная Эмоция – жизненная эмоция ее творца, преобразованная для создания

Слайд 49Воображение
Ощущение
Восприятие
Память
Мышление
Эмоции
Воля



Воображение

ВоображениеОщущениеВосприятие Память МышлениеЭмоцииВоляВоображение

Слайд 50Творческие способности
заложены в каждом человеке, но проявляются по-разному
хорошо видны в детстве,

затем остаются главным образом в сновидениях
спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной её фазе
становятся личностным качеством (креативностью)

Творческие способностизаложены в каждом человеке, но проявляются по-разномухорошо видны в детстве, затем остаются главным образом в сновиденияхспонтанно

Слайд 51Другие черты творческой личности
Самостоятельность
Смелость
Инициативность
Потребность в преодолении трудностей

Другие черты творческой личностиСамостоятельностьСмелостьИнициативностьПотребность в преодолении трудностей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть