Слайд 1Основы экономики
Тема: Закон спроса и предложения
Слайд 2Закон спроса
Экономический закон, устанавливающий зависимость спроса и предложения на товары на
рынке от их цены.
Спрос D – это потребность покупателя + возможность заплатить.
Объём спроса – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при данных экономических условиях.
Слайд 3Закон спроса
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к
соответствующему возрастанию величины спроса.
Функция зависимости спроса от цены
Qdi = Qdi(Pi),
отражающая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса.
Либо в виде линейной зависимости:
Qdi= a – bPi
где a, b– константы.
Слайд 4Детерминанты (неценовые факторы) спроса
1. T – вкусы и предпочтения покупателей.
2. I
– доход покупателя.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории.
Слайд 5Детерминанты (неценовые факторы) спроса
3. Цены на сопряженные товары.
Взаимозаменяемыми товарами
называют товары, когда один можно использовать вместо другого.
Взаимодополняющие (или сопутствующие) товары используются в сочетании с другим товаром.
Независимые товары никак друг с другом не связаны.
4. E – ожидания покупателя.
Слайд 6Детерминанты (неценовые факторы) спроса
Первая особенность спроса проявляется в обратной
зависимости между ценой товара и количеством его покупок по данной цене. В реальных условиях рынка эта особенность выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к ее росту, тем меньшее количество благ и услуг будет куплено потребителями.
И наоборот, если цена товара снижается либо имеется тенденция к ее снижению, количество продаж данного блага или услуги будет возрастать.
Слайд 7Детерминанты (неценовые факторы) спроса
Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции
постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг.
Убывающая полезность благ проявляется в снижении количества их покупок по данной цене.
Внешне на потребительских рынках это проявляется в сокращении потребностей в данном товаре, вследствие чего начинается постепенное убывание количества его покупок потребителями.
Слайд 8Детерминанты (неценовые факторы) спроса
Снижение количества покупок одних и тех
же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение и субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимозаменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.
Слайд 9Детерминанты (неценовые факторы) спроса
В тенденциях изменения спроса возможны некоторые
исключения, связанные с так называемым эффектом покупательских ожиданий.
Например, когда рынки дефицитны, т.е. имеет место нехватка каких-либо товаров, то даже при тенденции к повышению цен на этот товар, покупатели попытаются увеличивать его закупки впрок.
Слайд 10Детерминанты (неценовые факторы) спроса
В данной ситуации имеют место покупательские
ожидания:
во-первых, инфляционные ожидания возможного роста предстоящих расходов в результате повышающихся цен дефицитного товара;
во-вторых, возможного вынужденного сокращения его поставки на рынки, а следовательно, искусственного ограничения привычных для потребления благ.
Слайд 11Детерминанты (неценовые факторы) спроса
Характерную обратную зависимость между ценой и
покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса
График спроса
А) функция спроса;
Б) рост спроса;
В) снижение спроса
Слайд 12Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
Изменение спроса проявляется в изменении количества
покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов.
Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен.
Слайд 13Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
К числу неценовых
причин изменения спроса относятся следующие:
• уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;
• наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;
• влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;
• гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров;
и т.п.
Слайд 14Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
Таким образом, функция изменения покупательского
спроса под воздействием неценовых факторов показана в виде сместившихся кривых:
вправо вверх — при повышении спроса,
влево вниз — при его снижении
Слайд 15Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
На рисунке изображены масса
насыщения и запретительная цена.
Масса насыщения (в точке А): благо имеется в наличии в таком объёме, что потребитель не готов платить за него и минимальной цены.
Запретительная цена (в точке В): за благо назначена такая высокая цена, что потребитель вообще откажется от покупок.
Объём выручки от продажи продукта – площадь прямоугольника РсСQс0;
R = Pc∙Qc
Слайд 16Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
Исключения из закона спроса
:
1) парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);
2) ассиметричная информация (низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара, а высокие цены – сигнал высокого качества);
3) «престижное потребление» (эффект Веблена): товар покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену);
4) эффект ожидаемой инфляции.
Кривая спроса в случае исключения из закона спроса
Слайд 17Предложение в механизме рынка. Закон предложения
В рыночной системе предложение и спрос
— две равнозначные стороны одного и того же процесса конкурентного ценообразования. Предложение, как и спрос, — это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг.
Слайд 18Предложение в механизме рынка. Закон предложения
Рыночное предложение (S) – это максимально
возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.
Слайд 19Предложение в механизме рынка. Закон предложения
Функция предложения показывает зависимость
объема предложения Qs от влияющих на него факторов:
Qs = f (Pi, Pr, T, t, N, В)
где Pi – цены других товаров;
Pr – цены производственных ресурсов;
T – характеристика применяемой технологии;
t – ставка налогообложения;
N – число продавцов на рынке;
В – ожидания в экономике.
Слайд 20Предложение в механизме рынка. Закон предложения
Закон предложения предполагает, что
при прочих равных условиях с ростом цены объём предложения также увеличивается.
Данная функция задается линейно:
Qs = –a + bPi
Линия предложения
Слайд 21Детерминанты (неценовые факторы) предложения
1. Цены на ресурсы (Pr).
2. Технология производства (T).
3.
Налоги и субсидии (t).
Повышение ставок налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение.
Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары (Pi).
Изменение цен на другие товары приводит к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли), что уменьшает предложение.
5. Ожидания (В).
Ожидание значительного роста цен в будущем снижает предложение этих продуктов в настоящее время.
6. Число продавцов (N).
Слайд 22Детерминанты (неценовые факторы) предложения
Предложение — это функция производства,
выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках.
В таком качестве функция предложения имеет свои существенные особенности. Для того чтобы понять их, следует обратиться к кривой предложения
Кривая предложения
Ф) функция предложения;
Б) увеличение предложения;
В) снижение предложения
Слайд 23Детерминанты (неценовые факторы) предложения
Кривая предложения имеет вид возрастающей линии с положительным
наклоном. Это свойственно всякой функции, где между определяющими её переменными имеется прямая зависимость. В данном случае между ценой и количеством товаров, выпускаемых и доставляемых фирмами для продажи на рынках, существует прямая зависимость. Другими словами, гели цены товаров данного вида возрастают, то фирмы будут наращивать их выпуск и доставку на рынки в целях получения прибыли от продаж.
Слайд 24Детерминанты (неценовые факторы) предложения
И наоборот, как только на рынках возникает тенденция
к снижению цен товаров, фирмы сокращают их выпуск, стремясь избежать перепроизводства, затруднений с продажей и соответственно убытков и банкротства.
Прямую зависимость между ценой товаров и количеством их выпуска для продажи на рынках можно представить как своеобразную альтернативу для фирм в политике осуществляемых ими капиталовложений.
Слайд 25Детерминанты (неценовые факторы) предложения
Изменяющееся предложение товаров — это особое понятие, характеризующее
закон предложения. Оно не тождественно понятию изменения количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены.
Слайд 26Равновесная цена конкурентного рынка
Установление равновесной цены конкурентного рынка происходит под влиянием
особенностей изменения как спроса, так и предложения.
Цена всегда представлена в денежном выражении и является своеобразным компромиссом покупателей и производителей товаров, установившимся в результате конкуренции.
Слайд 27Равновесная цена конкурентного рынка
Равновесная цена означает, что по данному товару на
рынке нет ни излишка, ни дефицита: они нивелированы установившимся уровнем денежного (ценового) эквивалента, который «примирил» экономические интересы всех конкурирующих сил.
Слайд 28Равновесная цена конкурентного рынка
Равновесная цена устанавливается при таком
соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое хотят приобрести покупатели, соответствует тому их количеству, которое производители и продавцы предлагают на рынке.
Равновесие спроса и предложения
Слайд 29Равновесная цена конкурентного рынка
Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь
место лишь относительно некоторого фиксированного момента времени, например в течение дня, недели, месяца и т.д. В каждый последующий момент равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной цены.
Слайд 30Равновесная цена конкурентного рынка
Однако данное равновесие всегда остается
таким состоянием конкурентного рынка, при котором Qd = Qs.
Любое отклонение от такого состояния приводит в движение рыночные силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит, когда Qd > Qs, или излишек товарного предложения, когда Qd < Qs.
Уравновешивающая функция цены стимулирует рост предложения при дефиците и сдерживает предложение, разгружая рынок при избытке товаров.
Слайд 31Установление рыночного равновесия
1) по Л. Вальрасу: цена регулирует дисбаланс объёмов спроса
и предложения
При высоких ценах – перепроизводство (отрезок AB): рынок покупателя. По мере снижения цен объём спроса увеличивается, отрезок AB уменьшается до точки Е.
При низких ценах – дефицит (отрезок CF): рынок продавца. При повышении цены объём предложения растёт, дефицит сокращается, пока рынок не приходит в равновесие;
Установление рыночного равновесия по Л. Вальрасу
Слайд 32Установление рыночного равновесия
2) по А. Маршаллу: изменением объёмов уравновешиваются цены продавца
и покупателя
а) при малых объёмах производства цена покупателя превышает цену продавца (отрезок АС);
в) при больших объёмах – цена продавца превышает цену покупателя (отрезок ВF).
Установление рыночного равновесия по А. Маршалу