Слайд 1Презентация к
уроку по кубановедению
в 5 классе.
Тема: « Дольменная археологическая
культура»
Разработала:
Здор Алла Ивановна Ивановна
учитель кубановедения МБОУ СОШ №11
г. Кропоткин, Кавказский район,
Краснодарский край
Слайд 6Анаграмма:
В буквальном переводе с английского языка это слово означает каменный стол.
Это нравственные,
моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Слайд 7
Тема урока:
«Дольменная культура».
Слайд 8Какое определение дольменам дают учёные ?
Дольмен -(брет. tаol maen–
каменный стол)- древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям , сложенным из больших камней)
Слайд 9В конце XVIII века черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили
дольмены, по мнению казаков, их построить могли только очень сильные люди
Слайд 10
Высота дольменов была свыше 2 метров. Длина около
5 метров. Толщина плит - 40 см и больше. Общий вес плит от 6 до 25 тонн.
Слайд 12
Адыгская легенда о происхождении дольменов
По адыгским преданиям, в давние времена жили
в горах племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не в состоянии были самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили сжалиться над ними и построить дома. Согласно этой легенде, великаны были настолько сильны, что любой из них без особых усилий мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого "дома" надо было принести пять плит: четыре плиты составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю, чтобы она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие. Оно могло быть прямоугольным, овальным или аркообразным. Через эти отверстия карлики (испы) якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).
Слайд 13Задание №1.
Заполнить пропуски в тексте.
По адыгейским приданиям в горах жили 2
племени ________ и _______. Физически слабые _________ не могли построить себе дом, в этом им помогли ________. По приданию в свой дом __________ въезжали верхом на ____________ .
Слайд 15Задание №2.
«Реши задачу».
Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 г. до н.
э. до 1400 г. до н.э. Определите продолжительность дольменной археологической культуры.
Слайд 161. Физминтка
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад
прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Слайд 17
Типы дольменов
2
Составной дольмен - составлен из нескольких крупных блоков
4
3
1
Плиточный дольмен
- строился из 6 плит составленных как карточный домик
Монолитный дольмен - полностью высекался в скале через отверстие
Полумонолитный дольмен - выдалбливался целиком в скале и перекрывался сверху плитой
.
Слайд 21РИСУНКИ НА ДОЛЬМЕНАХ
Чаще всего можно увидеть узор в виде
зигзага. Он обнаружен на стенках дольменов в долине р. Жане, в Адербиевке, на торцах боковых и передних плит двух дольменов в бассейне р. Пшада.
Зигзаг образует повторяющиеся ряды, напоминая узор «елочки».
Слайд 23Вопросы для учеников:
1. Какой из дольменов самый простой в строительстве и почему Вы так считаете?
2. Какой тип дольменов самый хрупкий и почему Вы так считаете?
3. Какой дольмен , на Ваш взгляд был самый трудный в строительстве?
Слайд 252. Физминутка.
Ребята, представьте, что Вы в лесу. (сделали глубокий вдох и
выдох). Давайте выберем место под строительство дольмена (покрутили головой влево и вправо). Нашли место (руку вперёд показали, где будем строить дольмен). Берём плиту (наклоняемся, опускаем руки вниз). Теперь берём плиту у соседа с лева и справа, устанавливаем их (повороты туловища влево и право с вытянутыми руками). Построили дольмен, радуемся (улыбаемся соседу слева, справа… хлопаем в ладоши). Молодцы. Присаживайтесь.
Слайд 26Рефлексия.
Задание №3.
Допиши текст.
Дольменная культура возникла_________. Она просуществовала ________. Вход в дольмен
обращён к _________. Племена строившие дольмены вели___________ образ жизни. Они занимались___________, разводили _________.
Слайд 27Рефлексия.
Задание № 4.
Составь рассказ о дольменах с использованием предложенных слов по
цепочке…
КУБАНЬ, ДОЛЬМЕНЫ, КАЗАКИ, ПЛИТОЧНЫЙ, БОГАТЫРИ, КАРЛИКИ, ВЕЛИКАНЫ, СОЛНЦЕ.
Слайд 28Рефлексия.
Задание №5.
«Найди слово»
Основной материал, использовавшийся при постройке дольменов.
Слайд 29Итог урока.
Проблема:
Ребята, на уроке мы познакомились с памятниками
археологии – дольменами. Но сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень, используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами, разрушаются кладоискателями. Сохранение дольменов – это вопрос культуры, национального достояния, совести. Человек третьего тысячелетия должен стать на более высокую ступень своего развития, опираясь на опыт прошлого, уважать культурные традиции ушедших поколений, сохранять память предков. Постарайтесь при посещении дольменов относиться к этим памятникам истории и культуры с должным уважением. Ведь без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.
Какая проблема поднимается ?
Почему разрушаются дольмены?
Что Вы предлагаете сделать, чтобы сохранить дольмены?
Слайд 30Ничего не понял
Получил удовольствие
Удивился
Узнал что-то новое
Расстроился
Научился
Я
«Лист самооценки»
Беседа с
классом:
1.Что было интересного на уроке?
2. Что было трудного на уроке?
Слайд 31Домашнее задание
§ 5 , творческое задание на выбор учащихся:
1. Сделать
презентацию.
2.Подготовить сообщение.
3.Нарисовать иллюстрацию по теме.
4. Изготовить макет дольмена.
5. Составить кроссворд.