Презентация, доклад по краеведению на тему Исчезнувшие села и топонимика

История заселения

Слайд 1Исчезнувшие села и топонимика моего села

Исчезнувшие села и топонимика моего села

Слайд 2История заселения

История заселения

Слайд 3

1933-34 гг. Добо, Хэрээтэ объединившись образовали артель «Единая сила». В 1937-38

гг. объединившись с бурятами из местности Усть-Тамир переселились в местность Хунды (ныне ул. Кундуйская с. Энхэ-Тала) и образовали колхоз им. Ербанова.

Хэрээтэ

1933-34 гг. Добо, Хэрээтэ объединившись образовали артель «Единая сила». В 1937-38 гг. объединившись с бурятами из местности

Слайд 4Из воспоминаний Раднаева Гарма-Доржи Гуржаповича
«Долина, в которой находилось наше село, называется

Гуджертуй (Хужарта). Название местности на правом берегу реки Чикой. В Верхнем Гуджертуе проживало 19 семей. Здесь же была начальная школа. Учителями работали Хайбзанов Магбун Пурбаевич, Цыдыпов Жамсаран Чагдурович, Аюшеев Доржи Сусурунович».

Верхний Гуджертуй

Из воспоминаний Раднаева Гарма-Доржи Гуржаповича«Долина, в которой находилось наше село, называется Гуджертуй (Хужарта). Название местности на правом

Слайд 5Из рассказа Рабдановой Намжил Тудуповны
В Нижнем Гуджертуе проживало 52 семьи. Основными

средством сообщения был гужевой транспорт. В селе была птицеферма, магазин, культбаза. В советский период электрификации, из-за дальности расположения, деревня была переселена. Жители перебрались в сёла Энхэ-Тала, Холой и Октябрьский. Последними, примерно в 1975-76 гг. выехала наша семья, семья Юмсуновых. Каждый год бывшие жители с детьми, внуками и правнуками собираются на обоо.
В культуре бурятского народа был, и думаю, останется самый древний культ – культ почитания родины предков.

Нижний Гуджертуй

Из рассказа Рабдановой Намжил ТудуповныВ Нижнем Гуджертуе проживало 52 семьи. Основными средством сообщения был гужевой транспорт. В

Слайд 6Нижний Гуджертуй

Нижний Гуджертуй

Слайд 7Из воспоминаний Аюшеева Климентия Эрдэнжапович.
В селе Нарин Кундуй жили семьи Гылыпкиловых,

Цыреновых, Буянтуевых, Хуригановых, Рантаповых, Батуевых, Очировых, Аюшеевых, Раднаевых, Доржиевых, Даиндаповых, Гылыковых. До 1930 годов была артель «Улаан Отцон». В 1934 году, объединившись с артелью «Улаан Нуга», создали колхоз им. Калинина и председателем был Гылыпкылов Дагба Юндунович. В селе были козья и овечья отары. Чабанами в основном работали женщины. Была Отцонская начальная школа. Учителями работали Буртонова Софья Степановна, Буда Доржиевич, Очир Хандуевич, Цыремпил Эрдынжапович Раднаев. В школе показывали немое кино. Возле школы располагались контора, кузница, склады, конный двор. В 1950-е годы при Хрущёве, когда стали объединять колхозы, переехали в Гуджертуй. При электрификации из-за дальности расположения и укрупнения колхозов переехали в Энхэ – Талу.

Нарин Хунды

Из воспоминаний Аюшеева Климентия Эрдэнжапович.В селе Нарин Кундуй жили семьи Гылыпкиловых, Цыреновых, Буянтуевых, Хуригановых, Рантаповых, Батуевых, Очировых,

Слайд 8Из воспоминаний Раднаева Гарма-Доржи Гуржаповича.
Наш улус Нарин-Хунды находился на государственной границе

СССР и Монголии на берегу реки Чикой, справа находился Далта обоо, сзади Отцон обоо. Там жили на зимних стоянках, 30 дворов. Большин-ство жили в юртах. Весной с первыми проталинами переезжали на летние стоянки, жили в деревянных домах-летниках до глубокой осени. Летняя стоянка находилась в 20-ти км от зимника на берегу речки Кударянка. В июле месяце в дацане Тубдэн Даржалинг проводился мистерия цам. Съезжалось много народа. Ежемесячно в 15-й день по лунному календарю проводился хурал (молебен) в первом бурятском дацане «Балдан Брейбун». Туда тоже съезжались многие жители. Каждая семья отдавала одного сына в дацан для обучения на ламу. Многие ребята уходили в казаки, которые охраняли границцу.
В 1932 году был организован колхоз «Улаан Отцон». Рядом находился колхоз «Улаан нютаг», с которым объединились в 1936 году. До 1936 года каждая семья вела индивидуальное хозяйство. После принятия конституции 1936-го года колхозу были по акту земельные участки. Тех, которые не хотели идти в колхозы, высмеивали в своих песнях:
Из воспоминаний Раднаева Гарма-Доржи Гуржаповича.Наш улус Нарин-Хунды находился на государственной границе СССР и Монголии на берегу реки

Слайд 9«Үгээ нэгэдэгүй үншын ажалшантай
Өөдөө хайшан гээд дэбжэлтэйб».
В 1940-х годах открылась Отцонская

начальная школа. В вечернее время работала школа-ликбез. По итогам пятилетки наш колхоз заняв I место в районе, был удостоен приза автомашины-полуторки. В то время никто из жителей не имел водительских прав. Трактористами работали все неграмотные люди.
Большинство работ в осенне-весенний период проводилось вручную, были задействованы лошади.
Все, кто вступал в колхоз, отдавали свой скот: лошадей, овец. Таким образом, в колхозе появились свои фермы. Рабочим платили натуроплатой, за один трудодень – 8 кг зерна.
Весной река Чикой разливалась, затапливая угодья. Первым председателем колхоза был Гылыпкылов Дагба Юндунович. В то и в военное время дисциплина была жёсткая. Никто не употреблял алкоголь, не было ни одного праздношатающегося.
Первое кино «Ленин в октябре» было показано в 1937 году. Постепенно жизнь стала улучшаться, появился первый клуб, изба-читальня.
«Үгээ нэгэдэгүй үншын ажалшантайӨөдөө хайшан гээд дэбжэлтэйб».В 1940-х годах открылась Отцонская начальная школа. В вечернее время работала

Слайд 10Сахюурта (Усть-Тамир) находился в долине речки Тамир. Там проживало порядка 40-50

семей: Будацыреновы, Аюшеевы, Болдареевы, Доржиевы, Жамьяновы, Банзаракцаевы, Нимаевы. Вели кочевой образ жизни. У каждой семьи имелись зимние и летние дома.
В послевоенные годы происходило укрупнение малых сёл, на основании чего в 1951 году несколько семей переехало в город Кяхта, село Кудара Сомон, село Энхэ - Тала. Первыми выехали семьи Будацыренова Гончика, Бурунтарова Ширипа, Юндунова Самбала, Жамьянова Цыбикжапа. Остальные в 1952-53 гг. переехали в основном в село Энхэ – Тала. До 1959 года в улусе проживала одна семья Банзаракцаевой Бадмасу Цыренжаповны, она работала в колхозе «Родина» чабаном.
Каждое лето выходцы из улуса Сахюурта съезжаются на обоо «Баян -Улаан», «Балбар-Хаан».

Сахюурта (Усть-Тамир)

Сахюурта (Усть-Тамир) находился в долине речки Тамир. Там проживало порядка 40-50 семей: Будацыреновы, Аюшеевы, Болдареевы, Доржиевы, Жамьяновы,

Слайд 11Топонимика

Топонимика

Слайд 12Происхождение названий
«Булам »-местность в 5 км к юго-западу от Энхэ-Талы. От

бур.- «изгиб».
Гуджертуй (Хужарта). От слова «хужар»-солончак. Для пастьбы скота буряты искали такие места, т.к. солончак, т.е. соль способствует улучшению вкуса и качества мяса.
До 1930-х г. это было буятское село на границе с Монголией.
Происхождение названий«Булам »-местность в 5 км к юго-западу от Энхэ-Талы. От бур.- «изгиб».Гуджертуй (Хужарта). От слова «хужар»-солончак.

Слайд 13
Доодо хото-нижнее стойбище, стоянка
Дээдэ хото-вехняя стоянка.

Название произошло из словосочетания 2-х слов: хотон-стоянка людей.
дээдэ, доодо – означает местоположение по направлению русла реки.
Кудара – 1. Худара, хударха – значит тайно проникнуть. Буряты с западных берегов Байкала тайно проникали в это место.
2. Худэрэ, худэр – значит, крепкий, крупный. В XVII в. Выходцы из Монголии в поисках лучших мест дошли до западных берегов Байкала. Часть осталась на месте, часть вернулась назад. Это были самые крепкие и выносливые.
Бурятские топонимы часто бывают двусоставными, одна из которых указывает на размер: Большая Кудара, Малая Кудара – соотв. Ехэ Худэрэ, Бага Худэрэ.
Сахюурта – название местности. Слово произошло от слова « сахюур», что значит « кремень» ( для высекания огня). По всей вероятности, в этом месте было много таких камней.
Доодо хото-нижнее стойбище, стоянка  Дээдэ хото-вехняя стоянка.  Название произошло из словосочетания 2-х слов:

Слайд 14
Улзытэ хада – название горы к северо – западу

от Энхэ – Талы, в 8 км. От бур. « Улзы» - значит « счастье». « Улзытэ» - « счастливый».
Ханхар – название местности в 7 км.к югу от Энхэ – Талы. В переводе с бурятского означает « глубокий, вместительный овраг ».
Холой – село в 2 км от Энхэ – Талы. С бур. « Холой » - «шея». Село растянулось прямо вдоль шоссе.

Улзытэ хада – название горы к северо – западу от Энхэ – Талы, в 8

Слайд 15
Хонхор – нюга – название местности. В переводе с

бур. означает лог, впадина. Таким образом, название произошло от формы рельефа местности.
Чикой – река, берущая начало в Монголии и впадающей в реку Селенгу. Первое упоминание встречается у Н.Спафария ( 1675г.). Имеет 3 значения: 1. от эвенкийского « Чикэн» - « нечистоты».
2. так же эвенкийское « Чохондо» ( Сохондо).
3. От монг. « Сухэ», что значит « Топор». Видимо, русло напоминает черенок топора.
Хонхор – нюга – название местности. В переводе с бур. означает лог, впадина. Таким образом,

Слайд 16
Элеэ – название местности. От бур. « Элеэ» -

коршун. Видимо, здесь обитало много коршунов, которых привлекали рыбы Чикоя.
Эмээл хада – Название горы в местности Гуджертуй. В перевод с бурятского означает седло. Форма горы действительно похожа на седло.
Энхэ – Тала – село в Кяхтинском районе.
« Энхэ» - спокойный, мирный, благополучный. « Тала» - степь.
Элеэ – название местности. От бур. « Элеэ» - коршун. Видимо, здесь обитало много коршунов,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть