Слайд 1Сцена итальянского театра эпохи Возрождения
Слайд 2В конце XVI века складываются несколько типов театрального пространства, которые потом
станут основой развития всей мировой театральной архитектуры.
Эти пространства сочетают в себе качества сакральной храмовой архитектуры, черты постоялого двора, а также дворца и открытой площади.
Самая простая модель театрального пространства у испанцев — корраль, или патио, а попросту, дворик.
У итальянцев пространство сложнее — это выписанная или выстроенная перспективная декорация.
Самая сложная конструкция у англичан: замкнутый многоугольник, сцена в форме трапеции, открытая широкой частью к зрителям, с замысловатой системой колонн, крыш и балконов на игровой площадке.
Каждая из этих конструкций очень сильно влияет на игру актеров и восприятие зрителей, на композицию всего сценического действия.
Но представить себе это устройство умозрительно почти невозможно. Чтобы понять, нужно поиграть с реальными пространствами.
Слайд 3 Марк Витрувий - римский архитектор и инженер второй половины 1
века до н. э.(эпоха Цезаря и Августа). Автор трактата "Десять книг об архитектуре", где рассмотрены градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества.
Три «золотых правила» архитектуры по Витрувию
Слайд 4Себастиано Серлио (1475-1552).
Себастьяно Серлио - итальянский архитектор-маньерист позднего Ренессанса из Школы
Фонтенбло, художник-декоратор, гравер и теоретик искусства эпохи Возрождения.
Начинал С. Серлио как мастер перспективной живописи.
Автор Трактата, посвященного геометрии, перспективе, античным и современным постройкам, ордерам.
Серлио казал значительное влияние на развитие ренессансного и раннеклассицистического зодчества во Франции, Нидерландах и Германии.
Слайд 5Вместе с Пьером Леско (1510-1578) Серлио участвовал в строительстве Лувра.
Самой типичной
формой особняка считается построенный в 1544-46 годах по его проекту Фонтебло, позже Франциск I назначил Себастьяно Серлио архитектором дворца. В своих архитектурных работах С. Серлио часто использовал рустованные колонны и чередование гладкого и необработанного камня.
Дворец Фонтебло
Слайд 6В 1539 по проекту Себастьяно Серлио был построен деревянный театр в
Виченце во дворе дворца Порто.
В архитектурной композиции этого здания сочетались традиции античного театра с использованием новых изобразительных средств, в частности, перспективы.
Слайд 7Сцена делится у Серлио на две половины.
Актеры играют только на неглубоком
(2,5 м), не имеющем наклона просцениуме, высотою в 1,1 м.
Глубинная часть сцены выше, чем просцениум, на одну ступеньку и имеет наклон в одну девятую своей глубины. Но она не обыгрывается; она уставлена декорациями, имеющими резко выраженный перспективный характер.
Декорации состоят из трех боковых планов и задника. Все это написано на холстах, натянутых на рамы, причем по бокам сцены рамы ставятся под углом.
Лишь некоторые части оформления Серлио разрешал делать из дерева: крыши домов, колокольни, башни, балконы. Серлио воспользовался уже готовыми образцами таких перспективных декораций. Изобретение их приписывается знаменитому Браманте, а первое применение на практике - ученику Браманте Бальдассаре Перуцци, опыты которого были очень хорошо известны Серлио, ибо он был его учеником.
Слайд 8 Наибольшую известность Себастьяно Серлио принесли три разработанных им типа театральных
декораций, описанные в его знаменитом «Трактате об архитектуре» (отдельные книги публиковались в 1537-1575).
Слайд 9Согласно трактату, сцена для комедии должна представлять собой "чрезвычайно узкую и
глубокую перспективу улицы с многочисленными лавками и домами, что дает возможность легко увеличивать число картин в пьесе"
Слайд 10Сцена для трагедии -
дворцовая площадь или зал с колоннами в перспективном
изображении
Слайд 11Сцена для пасторали — роща с ручьем и грот, в котором
живут действующие лица, с деревьями в перспективном изображении.
Слайд 12Серлио очень заботливо разработал приемы освещения сцены.
Для общего освещения служили свечи
и, быть может, масляные светильники, в большом количестве развешанные перед сценой и над сценой.
Для декоративных целей применялось преимущественно цветное освещение.
Его источниками служили те же свечи и масляные светильники, но они были расположены на особых полках, имевших стенки с вырезами; в эти вырезы, впереди свечей, вставлялись своими выпуклыми частями круглые сосуды, наполненные жидкостью разных цветов.
Для освещения окон домов пользовались цветными стеклами или цветной бумагой.
Особое освещение пускалось в ход для сценических эффектов: факелы, ракеты, пакля, пропитанная спиртом, камфара, сжигаемая в воде, и пр.
Слайд 13Зрительный зал театра Серлио имеет, согласно Витрувию, форму амфитеатра, при построении
которого строго выдержан ранговый принцип.
Между сценой и зрительным залом находится ровное свободное пространство, цель которого - создать некоторое отдаление зрителя от сцены и тем дать ему возможность лучше воспринимать перспективные эффекты.
Перед амфитеатром находится орхестра, где на некотором возвышении помещаются кресла для знатнейших лиц, составляющие как бы литерный ряд.
Первые ступени амфитеатра галантно предоставлены дамам, а выше идут места для остальной публики в порядке убывающей социальной значимости.
Всего ступеней четырнадцать.
Пятнадцатая, более обширная, предназначалась для челяди и случайных зрителей.
Слайд 14Художественная мысль архитекторов Ренессанса представляла, таким образом, сцену и зрительный зал
как единое гармоническое целое.
Слайд 16Национальный театр «Олимпико» находится в северной части Италии, в городе Виченце.
Построен в XVI веке по плану архитектора Андреа Палладио. Здание театра выдержано в классическом стиле. Театр построен в виде эллипса по подобию римского амфитеатра. Зрительный зал обнесен колоннадой, а на фасаде сцены размещены скульптуры известных римских деятелей искусства и персонажи древнеримских произведений. Декорации театра изображают лучи пяти расходящихся итальянских улиц.
С середины 90-х годов ХIХ века театр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Театр «Олимпико» интересен, прежде всего, тем, что вместе с театрами Аль Антика в Саббионете и Фарнезе в Парме, является одним из трех итальянских театров эпохи Ренессанса, которые сохранились до наших дней.
Слайд 17Сам театр располагается в ренессансной крепости, перед которой раскинулся уютный дворик.
До этого в Виченце был передвижной деревянный театр. По инициативе Палладио в 1579 году для театра решили создать постоянное помещение.
Слайд 18Заказчиком постройки была основанная в 1555 году в Виченце Олимпийская академия,
членами которой являлись культурные и общественные деятели - поэты и писатели, музыканты и врачи, философы и математики, и даже фехтовальщики и наездники, а также художники и архитекторы, включая самого Андреа Палладио.
Проект Палладио был одобрен 15 февраля 1580 года.
Местом для театра выбрали старую тюрьму в Castello del Territorio.
Начались строительные работы, однако 19 августа великий архитектор внезапно скончался.Строительство было продолжено, сначала - под руководством сына Палладио, затем - талантливого ученика, Винченцо Скамоцци.
Первым спектаклем, которым 3 марта 1585 года открылся театр,
была трагедия Софокла "Царь Эдип".
Слайд 19Просцениум почти вдвое глубже, чем просцениум по проекту Серлио. С двух
его сторон находятся двери, по бокам которых - ниши со статуями, а над ними по ложе.
Слайд 20Задник представляет сделанную из легкого деревянного материала перспективную декорацию. Она изображает
аркады с удаляющимися в глубину тремя улицами, которые застроены великолепными зданиями: сцена предназначалась исключительно для трагедий.
Слайд 21Актеры, как и у Серлио, играли только на просцениуме.
Они не могли
удаляться в глубину сцены, ибо этим немедленно была бы разрушена зрительная иллюзия.
Серлио и Палладио с его преемниками знали это очень хорошо, и первый из них предлагал даже приготовлять небольшие фигурки людей в разных одеждах и всадников и передвигать их вдоль сцены для поддержания перспективных эффектов.
Слайд 23Зрительный зал отделяется от просцениума орхестрою с креслами для наиболее почетных
зрителей.
Слайд 24Зрительный зал тоже представляет собою амфитеатр, но стены его разделаны уже
гораздо более нарядно, чем это предполагали и римский мастер и Серлио. Они украшены колоннадой, завершающей амфитеатр, нишами, статуями и галлереей.
Слайд 28Андреа Палладио сделал первые попытки проектирования геометрически сложных трехмерных объектов и
разработал разнообразные методы и принципы построения перспективы.
Театр Палладио является прекраснейшим памятником театральной архитектуры Ренессанса. Все то, что было выстроено позднее, уже портило чистые классические линии Палладио и вносило элементы барокко в архитектуру здания театра и сцены.
Слайд 29Здание театра было построено по проекту ученика Палладио, Джованни-Батиста Алеотти, в
подражание театру «Олимпико» в Виченце.
Театр является частью комплекса Палаццо Пилотта.
При строительстве театра Алеотти несколько видоизменил те классические нормы, которыми руководствовался в театральной архитектуре Палладио. Зрительный зал был вытянут в длину, амфитеатр приобрел подковообразную форму, и его размеры в два раза превышали размеры амфитеатра Олимпико. Прямоугольный зал всего помещения составлял в длину 87,22 м, в ширину — 32,15 м, высоту — 22,67 м. Он делилися на 2 части — сцену-коробку с арьерсценой и зрительный зал на 4000 мест. Глубина сцены составляла 40 м, ширина — 32,15 м, зеркало сцены — 12 х 12 м
Джованни-Батиста Алеотти,
Театр Фарнезе в Парме, 1618—1619
Слайд 30Сцена была оснащена многоплановыми сменяющимися кулисами, что для XVII века являлось
техническим нововведением. Портал сцены был украшен колоннами, пилястрами, скульптурами в нишах и своей пышностью напоминал портал театра Олимпико.
Слайд 31Входной портал, ведущий в театр.
Слайд 34 Амфитеатр «Фарнезе Театра» состоял из 14 рядов и был построен
на высоком цоколе в форме прямоугольника, завершенного полукружием. Орхестра была окружена балюстрадой на высоте первого ряда, которому вели 12 ступеней. Позади амфитеатра располагались два яруса арок с ложами в первом ярусе и галереей во втором.
Слайд 37Зрительный зал театра Фарнезе вытянут в длину. Амфитеатр имеет подковообразную форму.
В
помещении остается много пустого пространства, что нарушает гармонию целого.
Слайд 38Конструкции, поддерживающие амфитеатр, очень похожи на корабль. Не случайно, видимо, здесь
же выставлена модель корабля.
Слайд 41В конце XVI века в связи с распространением пасторальных драм и
оперных спектаклей (первая опера "Дафна" Ринуччини и Пери была поставлена в 1594 году) возникла необходимость использования актерами и глубинной части сцены.
Пространство сцены оказалось богато такими декорационными возможностями, о которых раньше и не подозревали. Появилось не только живописное оформление задника, но и кулис. Задник, составляющий одно целое с боковыми декорациями и написанный согласно законам перспективы, облегчал возможность частых и быстрых перемен.
Первоначально для этой цели по бокам сцены устанавливались так называемые теларии - вращающиеся трехгранные призмы из деревянных рам, обтянутых холстом и напоминавших подобные в эллинистическом театре. На каждой из трех сторон телария были написаны части различных декораций. Поворот телариев приводил к быстрой смене декораций. Теларии вместе с задником составляли единую перспективную декорацию.
Слайд 43Подобные подвижные декорации были впервые применены художником Бернардо Буонталенти (1536-1608) в
80-х годах XVI века во Флоренции и усовершенствованы его учеником Джулио Париджи.
В своем Пармском театре «Фарнезе» Алеотти сделал следующий шаг в деле усовершенствования перспективных декораций:
- он придумал заменить трехгранные теларии плоскими кулисами, которые в принципе были устроены как раздвижные задники.
Плоские кулисы занимали очень мало места и могли ставиться одна за другой в любом количестве.
Таким образом, переход от теларийной сцены к кулисной значительно увеличил количество перемен декораций - вместо трех, которые были возможны на теларийной сцене.
Именно поэтому кулисная декорация столь быстро утвердилась в театре XVII века - оперные спектакли требовали частой и быстрой смены декораций.
Слайд 45Система кулисных машин, примененная Д. Алеотти в театре Фарнезе, была усовершенствована
его учеником Торелли.
Архитектор и декоратор, Торелли работал в театрах «Сан-Джованни-э-Паоло», «Новиссимо» в Венеции, а затем в Париже.
Система быстрой смены декораций была применена Торелли при постановках спектаклей Корнеля, Кавалли, Мольера.
По возвращении в Италию Торелли создал проект здания театра «Фортуна» в городе Фано, который был построен при его жизни.
Торелли умело применял в своем творчестве новейшие достижения современной ему театральной техники.
Особенно значительны были его достижения в постановках оперно-балетного типа.
ТВОРЧЕСТВО ДЖАКОМО ТОРЕЛЛИ (1608—1678)
Слайд 47Создание кулисной сцены завершает эволюцию сцены-коробки в том ее виде, в
каком она существует до сих пор.
Все изменения, внесенные в нее в течение XVIII столетия,- уменьшение наклона планшета от масштабов Серлио (1/9 глубины) до современных (1/32 глубины), приближение пропорций портальной арки к современным по высоте и ширине (7x9-7x11), увеличение вышины верхней сцены и глубины трюма - не вносят уже ничего принципиально нового.
Слайд 48СЕМЬЯ БИББИЕНА
Творческая деятельность итальянских декораторов Биббиена продолжалась столетие. Наиболее значительный след
в театральном искусстве оставило творчество Фердинандо Биббиены (1657—1743). Он работал декоратором во многих городах Италии, в Барселоне, в Вене. В своих постановках он стремился к пространственному решению декораций, нарушая принцип симметричных декораций эпохи Возрождения, смещая точки зрения, применяя живописные средства. Известным художником театра и архитектором был его племянник Карло, завершающий династию Биббиены.
Карло Биббиена работал вначале под руководством отца. Он завершил строительство театра в Байрейте (Германия) по плану отца. Карло Биббиена работал также в Берлине и Петербурге.
В эпоху, когда протекала театральная деятельность семейства Биббиены, для усиления эмоционального воздействия широко использовались игра светотени, разнообразие в изображении архитектурных сооружений, арок, колоннад, анфилад зал в стиле барокко с повторяющимися рядами колонн. Создавалось впечатление грандиозности, бесконечной перспективы.
Слайд 50Вслед за перестройкой сцены начались попытки перестройки самого здания театра в
целом.
Начало и здесь положил Бернардо Буэнталенти, построивший постоянный театр в герцогском дворце во Флоренции.
У него уже фигурировал поднимающийся по направлению к задним рядам пол партера и другие нововведения.
Задача заключалась в том, чтобы создать театр, позволяющий вместить наибольшее количество зрителей и эксплуатировать его как хозяйственное предприятие.
Так возникла идея многоярусного театра: подъема здания в высоту для того, чтобы вместить несколько ярусов лож.
Слайд 51Значение итальянского ренессансного театра:
1) Италия создала драматургию Ренессанса: трагедию, комедию, пастораль.
2)
Италия создала музыкальную драму, из которой выросла опера
3) Были усовершенствованы архитектура сцены, зрительного зала, декораций и театрального здания в целом.
4) В Италии родился первый профессиональный театр Европы – комедия дель арте