Слайд 1Православие в Курском крае
в XX веке
Монастыри Курского края.
Слайд 2.
Православная Церковь продолжала заниматься просветительством.
Открывались бесплатные библиотеки, книжные склады,
проводились народные чтения, организовывались миссионерские кружки.
Слайд 3Православная Церковь продолжала заниматься просветительством.
Открывались бесплатные библиотеки, книжные склады, проводились
народные чтения, организовывались миссионерские кружки.
В XIX — начале XX в. Церковь в Курской губернии стала активно действующей духовной и социальной силой
Слайд 4Православие в Курском крае
в начале XX века.
Летом 1902 г. в
Борисовке открылась иконописная школа, а число иконописцев достигло 900 человек.
Иконы Борисовского письма распространялись по всей южной части Российского государства и даже за границей: в Болгарии, Сербии, Австро-Венгрии.
Слайд 5в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. и войны с Германией 1914-1917
гг. В 1915 г. было открыто Курское попечительство о беженцах для оказания помощи людям, эвакуированным из западных районов Российской империи.
Слайд 6В эти годы Православная Церковь собирала пожертвования для госпиталей и лазаретов
русской армии, подарки воинам.
Регулярно пожертвования приходили от священников и монастырей.
В архиерейском доме и в здании Курского епархиального училища размещались военные госпитали
Слайд 7Дом инвалидов
Деятельность Церкви выражалась в широкой благотворительной, образовательной, просветительской работе, что
в способствовало укреплению православия в нашем крае.
Об этом свидетельствовали многочисленные крестные ходы, которые в дореволюционное время занимали большое место в общественной и духовной жизни курян.
Слайд 8Арест священника
Православие в Курском крае в Советский период
Церковь в нашем
крае в годы советской власти проходила через тяжелейшие испытания: были закрыты и разрушены сотни храмов, арестованы сотни священнослужителей и тысячи верующих людей.
Слайд 9Гонения на РПЦ в годы советской власти
30 марта 1922 г.
на заседании Политбюро был принят план разгрома Церкви, включающий арест Синода и патриарха, развертывание новой антирелигиозной кампании в прессе, изъятие церковных ценностей по всей стране
Слайд 10Последовательная реализация постановления наркома юстиции привела в 1920-е гг. к закрытию
и ликвидации всех монастырей и большинства православных храмов.
Православная Церковь в 1920-1930-е гг.
Слайд 11За короткий период (лето-осень 1923 г.) было закрыто 12 православных монастырей,
а их имущество расхищено.
В 1923 г. воинствующие атеисты закрыли Коренную пустынь, до основания разрушили собор Рождества Пресвятой Богородицы, а затем и другие строения.
Разрушение храмов
Слайд 12В 1940 г. были закрыты и две последние церкви — Вознесенская
и
Нижне-Троицкая.
К 1925 г. в губернии было закрыто около 10 церквей.
К 1 июня 1937 г. в Курске работали только 4 православных храма.
Слайд 13Сельские храмы в большинстве своем использовались как зернохранилища, ремонтные мастерские или
разбирались на стройматериалы.
Собор Знаменского монастыря перестроили под кинотеатр
Слайд 14Покровская церковь в с. Любицкое Медвенского р-на, построенная к 300-летию дома
Романовых.
Церковь была спасена от разрушения женщинами-прихожанками. Когда прибыла команда взрывников, женщины не покинули храм, заявив, что храм могут взорвать лишь вместе с ними. И богоборцы отступили.
Церковь власти закрыли. Открыта она была лишь в период оккупации в 1941 г.
В 2013 церковь торжественно отметила 300-летия со дня основания.
Слайд 15С начала 1930-х гг. в стране усилилась антирелигиозная и антицерковная пропаганда.
Слайд 16В 1934 г. в Курске был открыт заочный антирелигиозный институт.
Начались
массовые репрессии против священнослужителей.
Православие в Курском крае
в Советский период.
Слайд 17До революции в Курской губернии проживали около 10 000 священно- и
церковнослужителей.
К 1937 г. их осталось 1700 человек.
Только с августа по сентябрь 1937 г. в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.
Православие в Курском крае
в Советский период
Слайд 18В годы тяжелейших испытаний и гонений на Русскую Православную Церковь куряне
непреклонно отстаивали православие: придерживались православного образа жизни, сохраняли иконы в своих домах, продолжали крестить детей.
РПЦ в Курском крае в Советский период
Слайд 19РПЦ в Курском крае в годы ВОВ
Война явилась тяжелейшим испытанием для
нашего края, так как с октября 1941 г. он находился в немецкой оккупации.
В этот период особенно активизировалась патриотическая деятельность Церкви.
Слайд 20На пожертвования верующих была построена танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиаэскадрилья
«Александр Невский».
Не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины в стране, кто уклонился бы от такого участия в деле спасения Родины.
Танковая колонна «Дмитрий Донской»
Слайд 21К концу 1941 г. в Курске было открыто 7 церквей, а
по области — более 100.
В 1942 г. в области работало более 300 церквей.
Во время оккупации в Курске возобновил деятельность Свято- Троицкий женский монастырь.
Слайд 22В годы войны Церковь активно занималась благотворительностью: священники собирали вещи для
воинов Красной армии, помогали военнопленным, организовывали население для работы в госпиталях, помогали детям-сиротам.
Слайд 23Церковь призывала граждан служить своей Родине, напоминала о священном долге перед
Родиной и православной верой.
Слайд 24С целью укрепления народного самосознания в Православной Церковью проводились крестные ходы
с иконой Курской-Коренной «Знамение».
Слайд 25Вступление в Курск Красной армии 8 февраля 1943 г. было встречено
с радостью.
В храмах регулярно совершались молебны о победе русского оружия.
Прихожане оказывали помощь раненым, прибывавшим в Курск на лечение.
РПЦ в годы ВОВ
Слайд 26Несмотря на все трудности, которые переживала Русская Православная Церковь, вклад курских
православных приходов в дело победы оказался весьма значительным, а 12 курских священников и епископ Курский Питирим были удостоены государственных наград — медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Слайд 27Крестный ход по случаю Дня Победы
Слайд 28После окончания Великой Отечественной войны важнейшим моментом в жизни Церкви стало
получение православными приходами официального разрешения на проведение богослужений, что позволяло приходам заключать договоры с местными органами власти на использование зданий под храмы.
Слайд 29С середины 1950-х гг. начался новый этап борьбы с РПЦ. На
Курской земле активизировалась государственная атеистическая политика.
В 1950-1960-е гг. прошла новая волна закрытия церквей, связанная с атеистической пропагандой
19 церквей были закрыты в период с 1960 по 1961
В период с 1976 по 1987 г. были закрыты всего две церкви
Слайд 30
Хрущевские гонения на православие в Курском крае
С 1959 г -
массовое закрытие храмов, монастырей и семинарий.
Введен контроль за совершением треб – крещений, венчаний, отпеваний.
Введение в вузах курса «Основы научного атеизма»
По религиозным мотивам осуждено около 1 тыс. человек
Смягчение религиозной политики произошло только после смещения Хрущева
Слайд 31Постсоветский период:
возрастание интереса к религии
Церковь сумела выстоять в этих испытаниях,
пройдя период мученичества как в первые века христианства.
Слайд 32 Возрождение православия на Курской земле началось с торжественного празднования в
1988 г. 1000-летия принятия христианства на Руси.
Постсоветский период.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕ С КОНЦА 1980-х ГОДОВ XX ВЕКА
Слайд 33ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕ С КОНЦА 1980-х ГОДОВ XX ВЕКА
«Жить
в мире и единении», — призвал наших земляков архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий
В этом призыве владыки — смысл православного возрождения.
В 1995 г. из Курско-Белгородской епархии была выделена как самостоятельная Белгородская епархия.
Слайд 34ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА КУРСКОЙ ЗЕМЛЕ С КОНЦА 1980-х ГОДОВ XXВЕКА
«Жить в
мире и единении», — призвал наших земляков архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий
В этом призыве владыки — смысл православного возрождения.
В 1995 г. из Курско-Белгородской епархии была выделена как самостоятельная Белгородская епархия.
Слайд 35Этот период стал временем восстановления старых и строительства новых храмов. Уже
с конца 1980-х гг. в епархии начался ремонт сохранившихся храмов и строительство новых.
Был возвращен Знаменский собор и многие другие храмы.
Первыми новыми храмами Курского края стали храмы Железногорска и Курчатова.
Железногорск
Свято Троицкий храм
Слайд 36Курчатов. Храм Серафима Саровского
Слайд 37Новые храмы были построены и в Курске: преподобного Серафима Саровского,
Преображения
Господня,
великомученика Пантелеимона,
Слайд 38Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при КГУ,
Георгиевский храм Мемориального
комплекса победы на Курской дуге.
И в эти же годы были построены и многие сельские храмы
Слайд 39 Среди вновь построенных храмов — два уникальных. Они посвящены погибшим
курянам в Курской битве и в «горячих точках» - храм Георгия Победоносца в Курске
Возрождение православия на Курской земле
Слайд 40На стенах Георгиевского храма на Мемориале «Курская дуга» и Покровского в
с. Черницыно Октябрьского района установлены скрижали с именами воинов и работников правоохранительных органов, погибших при исполнении воинского долга как в годы Великой Отечественной войны, так и в современных локальных конфликтах.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
С. Черницыно
Слайд 41Возрождение монастырей —
главных святынь Курской области
8 августа 1989 г.
Православной Церкви была возвращена Курская-Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.
Слайд 42Огромные труды были приложены для возрождения Знаменского монастыря
Слайд 43Возрождение Рыльского монастыря.
Слайд 44Возрождение Горнальского монастыря.
Слайд 45Свято-Троицкий женский монастырь
На начало 2011 г. в Курской области действовало 7
монастырей и 4 скита.
Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, её скиты
Свято- Никольский мужской монастырь, г. Рыльск, его скиты
Слайд 46Возрождение монастырей
главных святынь Курской области
женский монастырь во имя Алексия, человека
Божия в п. Золотухино;
Слайд 47Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в с. Большегнеушево
Рыльского района
Возрождение главных святынь Курской области
Слайд 48Важнейшими событиями духовной жизни Курского края стало обретение святынь.
Были возвращены
и возрождены к новой жизни сотни храмов, открыты монастыри, были восстановлены святые источники, обретены чудотворные иконы.
Самым важным событием стало принесение в Курский край её главной святыни — иконы Божией Матери Курская-Коренная в сентябре 2009 г.
Принесение Курской-Коренной иконы на Родину
Слайд 49Результатом этого сотрудничества стало введение в 1997 г. предмета ОПК в
СОШ Курска и области.
в 1999 г. в КГУ открыт факультет теологии и религиоведения.
С 2000-го года в Курске ежегодно проводятся научно-образовательные Знаменские чтения,
Сотрудничество Церкви и государства в сфере образования
КГУ,Религиоведы-2008
Слайд 50Помимо образования важной сферой деятельности Православной Церкви является также социальное служение:
духовное окормление больниц, детских домов, домов для престарелых,
оказание помощи военнослужащим,
организация бесплатных обедов для нуждающихся.
Сегодня священники служат и в местах заключения.
Социальное служение.
Слайд 52Курская епархия ежегодно организует Рождественский и Пасхальный концерты в Курском государственном
драматическом театре, Пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе святых жен мироносиц и Дню славянской письменности и культуры.
Совместно с областным комитетом по культуре Курской области создан историко-культурного центра «Коренная пустынь».
Культурно-просветительская работа.
Слайд 53в Коренной пустыни проходит Международный съезд «Содружество православной молодежи». В нем
участвует православная молодежь со своими духовниками из Австралии, Америки, Белоруссии, Венесуэлы, Германии, Канады, России, Украины, Франции и других стран.
Культурно-просветительская работа.
Слайд 54В Курске был проведен первый Всероссийский фестиваль детских церковных хоров.
В
2005 году в Курском медицинском колледже совместно с епархией по благословлению правящего архиерея было открыто отделение по подготовке сестер милосердия.
Уже много лет в Курской области проводятся Всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения для ученых, педагогов, врачей, психологов и студентов всех курских вузов.
Культурно-просветительская работа.
Слайд 55с 1988 г. в Курской области стали открываться воскресные школы.
Православное
образование
и воспитание
Слайд 56с 1988 г. в Курской области стали открываться воскресные школы.
Православное образование
и воспитание
Слайд 57В 1994 г. в Курске была открыта первая в ЦФО православная
гимназия имени преп.Феодосия Печерского.
В гимназии сочетается современное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием.
Православное образование и воспитание
Слайд 58Курская
Православная
гимназия
с 1994 г
Слайд 59Медико-социальный реабилитационный центр им. преп. Феодосия Печерского с 1993г
Слайд 60
Выпускники
гимназии:
Назар
2012
Ирина
2011
Слайд 62Итак, на Курской земле идет всестороннее возрождение духовной жизни: восстанавливаются прежние
и строятся новые храмы; оживают приходы и монастыри;
организуется социальное служение;
возвращается православное образование;
утверждается в школе духовно-нравственное воспитание;
идет возрождение культурных традиций: праздников, конкурсов, концертов; традиционных ремесел: иконописи, изготовления иконостасов и т.д.
А главным результатом этой работы стало то, что сотни тысяч курян вернулись к своей вере — вере своих отцов и предков.
Слайд 63Древняя традиция проведения крестных ходов со святой иконой Божией Матери «Знамение»
Курской-Коренной была возрождена в 1990 г.
В современных крестных ходах участвует список иконы — точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 г.
А в последние годы на крестный ход из-за рубежа пребывает и подлинная икона.
Сегодня возобновлены традиционные крестные ходы с чудотворной Пряжевской иконой Божьей Матери. Один совершается в украинское Мирополье — это единственный крестный ход, совершаемый за границу России; другой — в город Суджу.
Знаменитые курские крестные ходы.