Слайд 1
Курский край и
монастырская культура
в 19-20 вв.
Монастыри Курского края.
Слайд 2Православие в Курском крае
в XIX —XX века
ХIХ в – расцвет
православия на Курской земле.
Знаменский собор г. Курска –исполнение обета воеводы Татищева построить собор в честь победы над Наполеоном.
Развитие образования – духовные училища, церковно-приходские школы.
Монастыри Курского края. Крестный ход в Курской губернии.
Коренная пустынь – духовный символ России..
Слайд 3Развитие православия
в Курском крае в XIX — н.XX в.
XIX —
начало XX в. - расцвет православия на Курской земле. В его истории выделяют два периода: до 1861 г. —дореформенный период и после 1861 г. — пореформенный период.
В дореформенный период Курск стал центром епархии, а кафедральным собором стал Сергиево-Казанский собор. Церковь активно участвовала в общественной жизни, в развитии образования, в строительстве храмов.
Слайд 4Дореформенный период развития
Общественное служение.
В годы Отечественной войны 1812 г.
православное духовенство края проводило сбор пожертвований в помощь русской армии. Некоторые священники пошли в армию, чтобы укреплять дух воинов.
С целью поддержки духа русских воинов осенью 1812 г. в русскую армию был передан список с чудотворной иконы Курской- Коренной «Знамение».
Слайд 5Развитие православия в Курской губернии в XIX в.
За два века до
этого в 1612 г. город-крепость Курск успешно выдержал польско-литовскую осаду.
Куряне дали обет: в случае успеха построить в центре Курска монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Курскую-Коренную икону «Знамение».
Слайд 6Свой обет куряне исполнили— монастырь был построен.
Слайд 7Развитие православия в Курской губернии в XIX — начале XX века
Победу
в Отечественной войне 1812 г. Церковь отметила строительством Знаменского собора Курска.
В 1816 г. был заложен новый собор, посвященный победе над Наполеоном. Потому Знаменский собор можно с полным правом считать храмом воинской славы.
16 января 1826 г. в храме был принят гроб с телом императора Александра I, скончавшегося в Таганроге.
Слайд 8Церковь в Курском крае
в пореформенный период
Важнейшим направлением деятельности Православной Церкви
в этот период было социальное служение. Оно включало решение общественных проблем, проблем образования, просвещения, благотворительности, миротворчества.
Слайд 9Церковь в Курском крае
в пореформенный период
Важнейшим направлением деятельности Православной Церкви
в этот период было социальное служение. Оно включало решение общественных проблем, проблем образования, просвещения, благотворительности, миротворчества.
Слайд 10Развитие образования. Церковь активно занималась образовательной деятельностью. Работали приходские духовные училища
при церквях и монастырях.
Церковь и развитие образования.
Слайд 11Церковь и развитие образования.
В 1806 г. были открыты Корочанское и
Щигровское училища. С 1817 г. в Курске и уездных городах: Рыльске, Фатеже, Обояни, Старом Осколе — открылись епархиальные духовные уездные училища для обучения мальчиков для дьяконского служения или дальнейшего обучения в семинарии.
Слайд 12Церковь в Курском крае
в пореформенный период
Образовательная деятельность.
Церковь руководила работой
различных учебных заведений: духовных семинарий, духовных училищ, церковно- приходских школ, школ грамоты, воскресных школ.
Все эти учебные заведения получали материальное обеспечение за счет церковных средств..
Слайд 13Образовательная деятельность Церкви.
С конца 1860-х гг. стали открываться епархиальные женские
училища, благодаря которым в нашем крае получило развитие женское образование. Первое училище было открыто в Курске 8 октября 1866 г.
Слайд 14Образовательная деятельность Церкви.
Большое значение в Курской епархии уделялось церковно-приходским школам,
которые обучали детей разных сословий и стали самой массовой формой начального обучения.
Слайд 15Церковно-приходские школы начали работать в нашем крае с 1884 г. В
школе изучали русский язык, чистописание, счисление, история, география. Обязательным было изучение Закона Божия, церковной истории, церковного пения.
Церковь в Курском крае
в пореформенный период
Слайд 16Важное место в школе занимало духовно-нравственное воспитание детей. В школе дети
также получали патриотическое, физическое и трудовое воспитание. Мальчики обучались различным ремеслам: столярному, переплетному, кузнечному, слесарному, а девочки — рукоделию: плетению кружев, вязание.
Образовательная деятельность Церкви
Слайд 17Церковь в Курском крае
в пореформенный период
Православной Церковью применялись различные формы
православного просвещения: библиотеки-читальни, передвижные библиотеки, книжные склады, народные религиозно-нравственные чтения, миссионерские кружки.
Образовательная
деятельность
Слайд 18В октябре 1866 г. был учрежден Курский духовный приют, женские училища
в Троицком монастыре Курска и в Белгородском женском монастыре, Александровские приюты — в 1879 г. для мальчиков в Знаменском монастыре, в 1884 г. — для девочек в Епархиальном училище.
Благотворительная деятельность.
Слайд 19В 1892 г. была открыта церковно-приходская школа для беднейших жителей Курска.
В июле 1885г. в Белгороде была организована Иоасафо-Порфирьевская богадельня.
С сентября 1896 г. начала работать касса для обеспечения вдов и детей-сирот умерших священников.
Благотворительная деятельность.
Слайд 20В Свято-Троицком женском монастыре Курска в 1869 г. была открыта школа
для девочек.
Обучение было бесплатное и шло 4 года.
Благотворительная деятельность.
Слайд 21Школа считалась приготовительным учебным заведением для поступление в старшие классы епархиального
женского училища или в Мариинскую женскую гимназию.
Благотворительная деятельность.
Слайд 22Строительство храмов.
С середины XIX столетия начинается активное строительство каменных, больших размеров
храмов.
Строили храмы сравнительно быстро и обходились они дешево.
Почти все работы, вплоть до перевозки строительных материалов, выполнялись сельской общиной бесплатно.
Кирпич жертвовали местные производители, а лесоматериалы —государство.
Слайд 23В пореформенный период появился новый тип церкви — домовая церковь, которая
чаще всего открывалась в образовательных учреждениях и частных домах. Например, при Курской Мариинской гимназии работала домовая церковь во имя святителя Николая.
Слайд 24Путивльская Молченская Софрониева пустынь
В этот период православные монастыри являлись центрами
духовно-религиозной жизни курян, а также просвещения и благотворительности
Слайд 25Свято-Троицкий
женский монастырь.
Знаменский
мужской монастырь.
Слайд 27Центром духовности становится Глинская Рождество-Богородицкая пустынь.
Слайд 28Широко известным становится Горнальский монастырь
Слайд 30Просвещение и благотворительность монастырей.
С 1870-х гг. XIX в. при женских монастырях:
Белгородском Рождество-Богородицком, Борисовской Тихвинской девичьей пустыни — работали училища для девушек.
Слайд 31В 1869 г. Курский Свято-Троицкий женский монастырь открыл бесплатную школу для
девочек.
Просвещение и благотворительность монастырей.
Слайд 32Просвещение и благотворительность монастырей.
А в конце XIX в. в Глинской пустыни
был открыт дом трудолюбия для детей-сирот.
Слайд 33В начале XX в. монастыри: Курский Знаменский монастырь, Софрониева пустынь, Курский
Свято-Троицкий монастырь, Борисовская Тихвинская пустынь — открыли в своих стенах церковно-приходские школы.
Просвещение и благотворительность монастырей.
Слайд 34Монастыри занимались благотворительностью. Так, в Белгородском Рождество-Богородицком женском монастыре располагался странноприимный
двор, в 1852 г. Курский Свято-Троицкий женский монастырь открыл больницу, а в 1853 г. — богадельню для бедных.
Просвещение и благотворительность монастырей.
Слайд 358 марта (21 марта) 1898 г. в Курске было совершено покушение
на икону «Знамение» Курскую-Коренную.
Группа молодых людей, увлеченных атеистической пропагандой, решили взорвать Курскую-Коренную икону, чтобы развеять «суеверие» курян.
Они изготовили бомбу с часовым механизмом и положили ее под икону. К счастью, взрыв прогремел глубокой ночью, когда в храме никого не было, поэтому никто не пострадал.
Чудесное спасение Курской-Коренной иконы «Знамение».
Слайд 36 Взрыв был такой силы, что сотряслось все здание монастыря. Оконные
стекла были выбиты не только в монастыре, но и в ближайших домах. В самом храме были большие разрушения. Однако икона не пострадала.
Событие потрясло всю Россию. Благодарственные молебны о чудесном спасении иконы шли по всей стране. А 21 марта стало ещё одним днём празднования Курской-Коренной иконы.
Слайд 37В начале XX в. православие продолжало оставаться главной религией на территории
нашего края: здесь проживали 98,7% православного населения.
Большим достижением Церкви в образовательной сфере было увеличение количества церковных школ.
В 1915 г. в церковных школах обучалось почти 42% детей от общего количества учащихся в губернии.
Православие в Курском крае
в начале XX века.
Слайд 38Православие
в
Курском крае
в начале
XX века.
Православная Церковь продолжала заниматься
просветительством.
Открывались бесплатные библиотеки, книжные склады, проводились народные чтения, организовывались миссионерские кружки.