Слайд 1Причины народно-освободительного движения.
9 класс
Слайд 2План
1. Социально-экономические и политические причины движения горцев.
2. Мюридизм.
3. Движущие силы и
характер движения
Слайд 3Деятельность Ермолова была враждебно встречена местным населением, что послужило причиной вооруженных
восстаний, происходившим в Дагестане в 1817-1821 г. г. Во главе их находились феодальные правители, недовольные ущемлением своей власти. Восстания эти были подавлены, но народное недовольство не угасло. Оно выражалось в различных формах. Одной из таких форм являлось распространение мюридизма - исламского учения, которое берет начало в философской системе суфизма.
Слайд 4Первоначально чисто религиозно-этическое учение, на Кавказе приобретает особую политическую направленность. Наиболее
известными проповедниками являлись известные за пределами Дагестана шейхи - Джамалуддин Казикумухский, Магомед Ярагский.
Слайд 5Главную мысль нового учения М. Ярагского выражают слова: «Кто мусульманин, тот
должен быть свободным человеком и между всеми мусульманами должно быть равенство».
Отсюда и заповедь: «Мусульманин не может быть ничьим рабом или поданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину».
Слайд 6«Новое учение» включает следующие идеи как религиозного, так и социально-экономического и
правового освобождения задавленного нуждой и угнетением мусульманина:
— вдохновенное исповедование веры своих отцов, которая делает его сильным;
— обретение каждым человеком свободы и равенства в правах и обязанностях;
— искоренение духа рабства, который его сковывает;
— считать позором нахождение под чьим-то гнетом, будь гнет единоверцев или неверных;
— недопустимость того, чтобы мусульманин стал рабом кого-либо и уплачивал подати, даже правоверному;
— неприемлемость для свободного мусульманина подданства;
— отвергание жизни в рабстве у чужих народов;
— осознание того, что молитвы рабов не будут услышаны, а их мавлюды, жертвоприношения, браки, паломничества — приняты;
— освобождение мусульман — дело их самих; угнетенные должны бороться за свободу, а свободные — отвести от себя рабство;
— кто погибает за свободу от рабства и гнета, тот становится счастливым; ему уготовлено место в раю;
— чтобы стать свободными, мусульмане должны покончить с преимуществами одних перед другими.
Слайд 7Царская администрация предприняла попытку остановить деятельность проповедника. Но ему удалось бежать
из - под ареста, когда его везли в Тифлис. Магомед Ярагский нашел убежище в горном Дагестане, где социальные противоречия достигли наибольшей остроты. Здесь и началось вооруженное восстание, которое превратилось в одно из главных народных движений Кавказской войны.
Слайд 83. Движущие силы и характер движения
Читать самостоятельно п. 3 на стр.
40
Слайд 9Вопросы и задания:
1. В чем заключалась суть мюридизма?
2. Как вы
считаете, почему мюридизм стал популярным в Дагестане?
Слайд 10Документы.
Проповедь М.Ярагского
«Народ! Вы с гордостью называете себя мусульманами, но кто из
Вас достоин имени правоверного? Не забыли ли вы учения Пророка для суеты светской, не отказались ли от Мухаммеда и его шариата для богатства и удовольствий жизни? Берегитесь! Скоро настанет день, в который не спасут ваши сокровища, ни друзья, ни дети ваши. И только тот, кто явится перед Богом с чистым сердцем и светлым лицом, будет допущен в убежище праведных! Мы странники на земле, для чего же заботиться о благах, которые заграждают путь к вечному счастью. Кто хочет быть истинным мусульманином, тот да последует моему учению, гнушаясь роскоши, проводит дни и ночи в молитвах, избегая шумных забав грешников, их плясок и грешных танцев, возвышаясь душой и мыслями к Всевышнему и предаваясь всеми силами безотчетной любви к нему. Вы можете найти спасение, изгоните от себя разврат, умерщвляя страсти постом и воздержанием. Не пейте вина, этого нечистого изделия дьявола, не подражайте неверным, которые курят трубки, кайтесь, что никогда грешить не будете…»
Слайд 111. Чьи интересы выражал М. Ярагский?
2. Какие этические воззрения были
характерны М. Ярагскому
Слайд 12Перед вами текст, принадлежащий русскому историку Н. Покровскому. Охарактеризуйте отношение царской
историографии к народам Кавказа.
«Свободные горские племена всегда угрожали русской армии, оперировавшей на берегах Аракса, отрезать её от базы. С ними, пожалуй, не невозможно было сталкиваться…. Казалось гораздо легче покорить этих «мошенников», нежели вести с ними какие-то переговоры и уважать какие-то их права и обычаи. Неужели «русский штык», перед которым бежали в паническом страхе «регулярные войска» государя довольно большой державы, персидского шаха, не смирят в короткое время оборванцев, годных, казалось, лишь на то, чтобы воровать коней у казаков?»
Слайд 13Домашнее задание.
П. 8 выучить
Стр.37-41
Спасибо за внимание!