Слайд 1Тема «Дефицитарное
развитие»
Дисциплина «Теоретические и методические аспекты инклюзивного образования»
Специальность 44.02.05 коррекционная
педагогика в начальном образовании
Технология
перевернутый урок
Шахты
2016
Автор Елизарова В.А., преподаватель педагогики, к.п.н. ГБПОУ РО «ШПК»
Слайд 3Технология
перевернутый урок
Изучение темы
«Дефицитарное развитие»
(домашняя работа)
Слайд 4
В рамках дефицитарного развития в психолого-педагогической классификации выделяют детей с нарушениями:
слуха;
зрения;
опорно-двигательного
аппарата
В отдельную категорию дефицитарного развития включают группу детей со сложной структурой нарушения.
Слайд 5Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом
– степень поражения
слуховой функции;
– уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
– время возникновения нарушения слуха.
Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис
Слайд 6Категории детей в соответствии критериев, учитывающих своеобразие развития детей с нарушенным
слухом
Глухие (ранооглохшие) дети
Слабослышашие (тугоухие)
Позднооглохшие дети
Слайд 7Дети с нарушениями зрения (невидящие дети)
1. Слепорожденные — дети с врожденной
тотальной слепотой
или ослепшие в
возрасте до 3 лет.
абсолютно, или тотально, слепые
частично, или парциально, слепые
2. Слабовидящие
3. Ослепшие
Слайд 8
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата
врожденные
приобретенные
Дефицитарный
Поврежденный
Вариант развития
виды патологии
1. Заболевания нервной системы.
2. Врожденная
патология опорно-двигательного аппарата.
3. Приобретенные заболевания, деформации и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Слайд 9Принципы работы с детьми с дефицитарным развитием
учет возрастных особенностей;
учет состояния здоровья
ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на части в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся;
использование здоровьесберегающих технологий .
Слайд 10Технология
перевернутый урок
Задания для самостоятельной работы по теме
«Дефицитарное развитие»
Слайд 11Задание для самостоятельной работы
(подготовка к семинару)
Обучающиеся объединяются в подгруппы (по 7-9
человек)
Каждая подгруппа определяет для себя какую группу детей с дефицитарным развитием они будут характеризовать.
Первая группа - нарушение зрения.
Вторая подгруппа - нарушение слуха.
Третья группа – нарушение опорно-двигательного аппарата
Слайд 12План самостоятельной работы по подгруппам
1.Охарактеризуйте причины, вызывающие нарушения развития у
детей.
2. В чем состоит негативное влияние нарушений функций а)зрения, б)слуха, в) опорно-двигательного аппарата на психические функции и познавательную деятельность в целом? (каждая подгруппа выбирает характеризуемое ею нарушение развития)
3.Составьте глоссарий.
4. Почему психическую травму можно отнести к поврежденному типу развития? Приведите пример посттравматических дэффектов у детей.
5. Что отличает дефицитарное развитие сенсорных систем от поздних локальных повреждений сенсорных систем в плане психического развития ребенка?
Слайд 13Задание
повышенной сложности
1. Почему Л.С. Выготский считал основной задачей воспитания ребенка
с нарушением слуха /зрения/опорно-двигательного аппарата не развитие и усиление других, сохранных анализаторов, а приобщение его к социальному опыту, приспособление к труду и общественной жизни?
2. Каковы особенности личности ребенка с дефицитарным развитием?
3. Какова роль речи в компенсации нарушений зрения/слуха?
4. Каковы задачи социально-психологической адаптации детей с дефицитарным развитием?
5. Почему Л.С. Выготский считал, что «…хотя глухота и должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота, она оказывается значительно большим несчастьем, так как прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности...»?
Слайд 14План работы в классе
I. Обсуждение вопросов рекомендованных для домашней самостоятельной
работы
II. Практическое задание. Проектная деятельность (работа в парах)
Составьте буклет (4 полосы)
1. Титульный лист (слоган)
2. Структурно-логическая схема причин возникновения дефицитарного развития детей.
3. Рекомендации по социализации детей с дефицитарным развитием.
4. Особенности работы с детьми с дифицитарным развитием.
III. Защита проекта
Слайд 15
Список литературы
Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с. (глава 5).
Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга для педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с. (стр.57-64, 65-72, 97-114, 154-155).
Слайд 16
Критерии оценки
Работы оцениваются по следующим критериям:
степень умения в выполнении работы к
группе;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого обучающегося на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Слайд 17Характеристика цифровой отметки
«5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет
изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Слайд 18Заключение.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и
государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.