Презентация, доклад по ИКН на тему Устное народное творчество Народов Марий Эл

Содержание

Пояснительная записка.Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Слайд 1Культурно образовательная программа «Устное народное творчество народа Марий Эл».

Культурно образовательная программа «Устное народное творчество народа Марий Эл».

Слайд 2Пояснительная записка.
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Пояснительная записка.Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Слайд 3 Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства

образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования».

Нормативно-правовая база: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ

Слайд 4Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
В современной России остро встала проблема культуры

народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Актуальность данной Программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос

Слайд 5Целевое назначение программы.
Содержание программы по устному народному творчеству народов Марий Эл

направлено на воспитание художественной культуры учащихся через приобщение их к традициям марийского народа. Безусловно, нельзя объять необъятного, но воспитать в школьниках уважение к народной культуре, дать им знание элементарных вещей, необходимых для постижения любого искусства, - просто необходимо.
Программа предполагает знакомство учащихся с основными жанрами устного народного творчества, их спецификой, своеобразием, идейным значением, сюжетами и типами героев.


Целевое назначение программы.Содержание программы по устному народному творчеству народов Марий Эл направлено на воспитание художественной культуры учащихся

Слайд 6Цель программы: Воспитание  эстетического  вкуса учащихся, развитие творческих способностей, раскрытие индивидуальных способностей

учащихся.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с видами устного народного творчества больших и малых жанров.
            2. Формирование представлений об историческом прошлом народного творчества.
   3. Воспитание у учащихся нравственных качеств: доброты, сочувствия, гордости за народных героев.
4. Создание целостной системы представлений о жанрах фольклору;
5. Раскрытие перед учениками определённого и необходимого объёма информации по фольклору;
6. Создание багажа культурно-исторических знаний;
7. Активизация познавательного интереса.
 
Цель программы: Воспитание  эстетического  вкуса учащихся, развитие творческих способностей, раскрытие индивидуальных способностей учащихся.Задачи:1. Познакомить учащихся с видами устного

Слайд 7Аудитория: Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Время проведения занятий: сентябрь-декабрь.
Сроки

и этапы реализации: Срок проекта долгосрочный и будет реализовываться комплексно, поэтапно в течение 2018-2019гг.
Формы организации деятельности учащихся –индивидуальная, индивидуально-групповая, работа по подгруппам.

Аудитория: Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.Время проведения занятий: сентябрь-декабрь.Сроки и этапы реализации: Срок проекта долгосрочный

Слайд 8Исходя из возрастных особенностей школьников, работа начальных классов будет более эмоциональной.

В связи с этим необходимо поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности. На занятиях используются следующие виды работ: беседы, викторины, заочные экскурсии, выставки, гостиные, обсуждение, занятие-игра, игра-путешествие, класс-концерт, круглый стол, посиделки с чаепитием, творческая мастерская, сказка, творческий отчет.

Исходя из возрастных особенностей школьников, работа начальных классов будет более эмоциональной. В связи с этим необходимо поставить

Слайд 9Итогом курса будут творческие работы учащихся:
             а) лепка, рисунок, поделки, изделия

народного творчества;
             б) сценическое искусство (фрагменты );
              в) приёмы драматизации

Итогом курса будут творческие работы учащихся:             а) лепка, рисунок, поделки, изделия народного творчества;             б) сценическое искусство (фрагменты

Слайд 10
Тема № 11 «Волшебный мир марийской сказки».
Йошкар-Ола, 2018 г.

Тема № 11 «Волшебный мир марийской сказки».Йошкар-Ола, 2018 г.

Слайд 12В прежние времена марийцы рассказывали и слушали сказки только зимой. Покроет

в лесу пеньки пушистый нетающий снег, тогда и наступает пора для сказок. Мудрый обычай: ведь весной, летом и осенью в деревне каждая минута дорога - сев, сенокос, страда…
Но зато зимой, когда под глубоким снегом отдыхают поля, когда хлеб смётан в скирды, картошка убрана в погреба, - вот тогда в долгие зимние вечера сказка – желанная гостья в каждом доме. Воет за окном метель, трещит в лесу мороз, а в избе тепло, светит огонек лучины, и ведет свой неторопливый рассказ дед-сказочник.
В прежние времена марийцы рассказывали и слушали сказки только зимой. Покроет в лесу пеньки пушистый нетающий снег,

Слайд 13Ребятишки слушают сказочника затаив дыхание. Но и взрослых захватила сказка не

меньше, чем ребят.
Рассказывает он про то, как хитрая лиса женила бедного охотника на царской дочери или про невероятные приключения крестьянского парня Ивука…
Ребятишки слушают сказочника затаив дыхание. Но и взрослых захватила сказка не меньше, чем ребят.Рассказывает он про то,

Слайд 14Уносит сказка из тесной закопченной избы, от повседневных забот о куске

хлеба в чудесный мир, который так не похож на все, что окружает…
Уносит сказка из тесной закопченной избы, от повседневных забот о куске хлеба в чудесный мир, который так

Слайд 15Каждый народ, большой или малый имеет богатое культурное наследие своих предков.


Про богатства марийского народного творчества собиратель марийского фольклора Васильев В.М. сказал: «Если мариец хочет дать добрый совет, у него есть пословицы, поговорки, хочет загадать – загадок много, захочет спеть – песням конца нет; о сказках и говорить нечего – не наслушаешься…»
Каждый народ, большой или малый имеет богатое культурное наследие своих предков.   Про богатства марийского народного

Слайд 16Сказки сложены давно, в те времена, когда у марийцев не было

письменности, не было книг. Их запоминали наизусть и передавали от поколения к поколению – от отцов к сыновьям, от дедов к внукам. Сказки рассказывали о жизни народа, но по-своему.
Как вы думаете, почему сказки называют народными?
Сказки сложены давно, в те времена, когда у марийцев не было письменности, не было книг. Их запоминали

Слайд 17Марийские народные сказки можно разделить на:

Марийские народные сказки можно разделить на:

Слайд 18

Особенности марийских сказок о животных


Особенности марийских сказок о животных

Слайд 19Это связано с тем, что издавна марийцы занимались охотой, рыболовством, бортничеством.

Об этом можно узнать из сказок «Охотник и две его собаки», «Как мужик черта обманул», из легенд про Чоткара и Кокшу.
Это связано с тем, что издавна марийцы занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Об этом можно узнать из сказок

Слайд 20Особенности волшебных марийских сказок
Цари и царевичи в них живут и разговаривают

как простые люди. Это хорошо видно в сказках «Девушка-лягушка», «Лиса женит марийца на царской дочери».
Особенности волшебных марийских сказокЦари и царевичи в них живут и разговаривают как простые люди. Это хорошо видно

Слайд 21Особенности марийских бытовых сказок
Большинство марийских бытовых сказок сатирического направления. Любимый герой

бедняк, сирота, обездоленный человек. И побеждает он своей ловкостью и умом, а не волшебством и чудесами.
Особенности марийских бытовых сказокБольшинство марийских бытовых сказок сатирического направления. Любимый герой бедняк, сирота, обездоленный человек. И побеждает

Слайд 22Особенности марийских мифологических сказок
Марийские сказки-легенды не похожи ни на какие другие

сказки. Сказки о Чоткаре, Онаре и Кокше - это сказки о богатырях, которые всегда защищают родной народ. Эти сказки учат нас любить свою родину, свой народ.

Особенности марийских мифологических сказокМарийские сказки-легенды не похожи ни на какие другие сказки. Сказки о Чоткаре, Онаре и

Слайд 23Сходство марийских и русских народных сказок
Есть много марийских сказок, которые по

своему сюжету похожи на русские народные сказки. Это связано с тем, что русские и марийцы всегда жили рядом и иногда пересказывали сказочные сюжеты, добавляя своих героев.
Сходство марийских и русских народных сказокЕсть много марийских сказок, которые по своему сюжету похожи на русские народные

Слайд 25Отгадай сказку.
Сереброзубая Пампалче

Отгадай сказку.Сереброзубая Пампалче

Слайд 26Чоткар-патыр

Чоткар-патыр

Слайд 27Ученый медведь

Ученый медведь

Слайд 28Белая Лебедушка

Белая Лебедушка

Слайд 29Конь с серебряной гривой

Конь с серебряной гривой

Слайд 30Гусли самогуды

Гусли самогуды

Слайд 31Мудрая невеста

Мудрая невеста

Слайд 32Из какой сказки эти строки?
«Однажды лиса и медведь нашли на дороге

пирог. Пришли они в лесную избушку и поделили его: медведю половину пирога и лисе половину. Лиса свою долю сразу съела. А медведь разок откусил, остальное на стол положил, про запас оставил…»
Лиса и медведь
Из какой сказки эти строки?«Однажды лиса и медведь нашли на дороге пирог. Пришли они в лесную избушку

Слайд 33«Скачет зайчишка- трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь. - О

чем плачешь заяц? - Забрался в мой домик какой-то зверь,- отвечает заяц. Где я теперь зимой жить-то буду?...»
Заячий домик
«Скачет зайчишка- трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь. - О чем плачешь заяц? - Забрался в

Слайд 34«И только вошёл он в лес, как увидел лося. Миклай за

ним, а сохатый от него. Бежит лось, продирается сквозь чащу, а Миклай со своими зверями следом. До самого вечера продолжалась погоня. А как стемнело, пропал лось, словно его и не было…»
Два брата
«И только вошёл он в лес, как увидел лося. Миклай за ним, а сохатый от него. Бежит

Слайд 35Кто поет эту песни и как называется сказка?
«Сова тум – тум,
Одного

птенца брось, тум – тум,
Как залезу – съем, тум – тум,
Как спущусь – съем, тум – тум,
Как срублю – съем, тум – тум,
Одного птенца брось, тум – тум!»
(«Сова и лиса»)

«Ой, сестрица, сестрица! Спусти свою шелковую качель! Хочет поймать Водяная старуха – Хочет женить на младшем сыне».
(«Сереброзубая Памплче»)

Кто поет эту песни и как называется сказка?«Сова тум – тум,Одного птенца брось, тум – тум,Как залезу

Слайд 36Какие марийские народные сказки похожи на русские?

Какие марийские народные сказки похожи на русские?

Слайд 37Отгаадй-ка
Какая птица позвала людей на помощь богатырю Кокше, когда он томился

в колодце Вараша?
Гусь
На какую птицу запретила мать охотиться Эчану на дальнем озере?
На утку с золотыми крыльями
Кто забрал близких Сарманая и его домашних животных? Серый волк Откуда у зайки белая шубка?
Отгаадй-каКакая птица позвала людей на помощь богатырю Кокше, когда он томился в колодце Вараша? Гусь На какую

Слайд 38Игра «Как сказать по-другому».
В: - Кокша – богатырь, какой?
Д: - Сильный,

большой, быстрый, смелый.
В: - Сереброзубая Пампалче, какая?
Д: - Красивая, любимая, очаровательная, ненаглядная, трудолюбивая.
В: - А чтобы победить врага нужно быть, каким?
Д: - Сильными, ловкими, храбрыми, сильными.
В: - Жадный купец, какой?
Д: - Скупой, глупый, ленивый.
В: - Водяная старуха, какая?
Д: - Старая, древняя, злая, некрасивая, грубая, сердитая.

Игра «Как сказать по-другому».В: - Кокша – богатырь, какой?Д: - Сильный, большой, быстрый, смелый.В: - Сереброзубая Пампалче,

Слайд 39Вывод:
Особенности марийских сказок связаны с жизнью марийцев в давние времена. Их занятия

охотой, близость к природе нашли отражение в сказках.
Но так как русские и марийцы всегда жили рядом, то и в сказках у них часто встречаются похожие сюжеты.
И в русских и в марийских сказках сильный помогает слабому, ум побеждает хитрость, а добро всегда побеждает зло.
Вывод:Особенности марийских сказок связаны с жизнью марийцев в давние времена. Их занятия охотой, близость к природе нашли

Слайд 40Сказка – выдумка, но в ней
Поученье для людей…
Йомакна ден тыланда ме
Тыгерак

ойлынена…

Александр Юзыкайн

Сказка – выдумка, но в нейПоученье для людей…Йомакна ден тыланда меТыгерак ойлынена…Александр Юзыкайн

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть