Презентация, доклад по географии на тему:Использование ИКТ как средства повышения эффективности обучения географии.

Содержание

Содержание школьного географического образования тоже не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы обучающегося разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению

Слайд 1 Использование ИКТ как средства повышения эффективности обучения географии.
Выполнила:
М.В. Рюмшина,
учитель

географии
Использование ИКТ как средства повышения эффективности обучения географии. Выполнила: М.В. Рюмшина, учитель географии

Слайд 2Содержание школьного географического образования тоже не стоит на месте. Наступивший век

информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы обучающегося разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её.
Содержание школьного географического образования тоже не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии

Слайд 3Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования -

от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не столько знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности обучающихся на уроке.
Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени

Слайд 4С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения

является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) обучающихся.

Обучающихся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов

Слайд 5универсальные учебные действия обучающихся
использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.


вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды.

составлять географические описания и характеристики географических объектов.

исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме.

универсальные учебные действия обучающихсяиспользовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. вести наблюдения за объектами и явлениями,

Слайд 6Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают

формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение обучающимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества.
Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками

Слайд 7Информатизация образования ставит задачу формировать ИКТ-компетентность учителя и обучающихся, готовность к

диалоговому взаимодействию в электронной сети, умения позиционировать себя и результаты своего труда в глобальной (региональной) сети взаимодействия, развитие социального партнёрства школы и институтов социкультурной образовательной среды
Информатизация образования ставит задачу формировать ИКТ-компетентность учителя и обучающихся, готовность к диалоговому взаимодействию в электронной сети, умения

Слайд 8Новый УМК «Сферы» «География. Планета Земля» обеспечен электронными образовательными ресурсами помогающими

вести самостоятельный поиск географической информации, оценивать последствия антропогенного воздействия на природу отдельных территорий Земли, своей местности, моделировать и прогнозировать пути решения выдвинутых проблем в ходе исследований, оформлять полученный продукт, результат деятельности в виде слайд-шоу, буклета, компьютерной презентации.
Новый УМК «Сферы» «География. Планета Земля» обеспечен электронными образовательными ресурсами помогающими вести самостоятельный поиск географической информации, оценивать

Слайд 9Инновационность новой линий УМК «Сферы» «География. Планета Земля» предусматривает с 5

класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. Поэтому актуальность использования ИКТ при обучении географии бесспорна.
Инновационность новой линий УМК «Сферы» «География. Планета Земля» предусматривает с 5 класса строить обучение по географии в

Слайд 10В своей практике я использую ИКТ непосредственно в учебном процессе;
организую

самостоятельную работу обучающихся по географии во внеурочной деятельности; применяю информационные технологии для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр по географии, электронных энциклопедий, заданий по атласу и т.д.).
При построении учебных программ по географии необходимо помнить, что:
на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучающихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать.
на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;
на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.
интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
В своей практике я использую ИКТ непосредственно в учебном процессе; организую самостоятельную работу обучающихся по географии во

Слайд 11ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
принцип целостного представления о мире
принцип деятельности
принцип минимакса
принцип вариативности
принцип творчества
принцип

психологической комфортности
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТпринцип целостного представления о мирепринцип деятельностипринцип минимаксапринцип вариативностипринцип творчествапринцип психологической комфортности

Слайд 12При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие

принципы:
принцип целостного представления о мире: учебное содержание отобрано в соответствии с современными представлениями и взглядами на географическую науку;
принцип деятельности: позволяет коренным образом изменить роль обучающегося. Он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности;
принцип минимакса: учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения географии, которое обеспечивает освоение уровня, задаваемого стандартом;
При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие принципы:принцип целостного представления о мире: учебное

Слайд 13принцип вариативности: позволяет ставить обучающегося в позицию выбора, где из большого

объема учебного материала обучающихся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям;
принцип творчества: позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых обучающемуся требуется придумать собственный метод;
принцип психологической комфортности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого обучающегося, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.
принцип вариативности: позволяет ставить обучающегося в позицию выбора, где из большого объема учебного материала обучающихся должны выбрать

Слайд 14актуализации знаний;

объяснении нового материала;

в практической деятельности;

при закреплении знаний;

обобщении

и систематизации знаний;

контроле знаний и умений

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса при:

актуализации знаний; объяснении нового материала; в практической деятельности;при закреплении знаний; обобщении и систематизации знаний; контроле знаний и

Слайд 15Использование ИКТ на уроках способствует формированию компетенций у обучающихся
Учебно-познавательная
Общеучебная
Информационная
Коммуникативная

Использование ИКТ на уроках способствует формированию компетенций у обучающихсяУчебно-познавательнаяОбщеучебнаяИнформационнаяКоммуникативная

Слайд 16Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся:
Учебно-познавательная

компетенция (осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.).











Общеучебная компетенция (получает новый толчок за счет использования обучающимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность).
Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся:Учебно-познавательная   компетенция (осуществляется в процессе обращения

Слайд 17Информационная компетенция (напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом

учебной и научной информации, предоставляемыми ИКТ технологиями).













Коммуникативная компетенция (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Информационная компетенция (напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИКТ

Слайд 18Использование ИКТ повышает мотивацию обучающихся, стимулирует их увлечённость школьными предметами, способствует

в конечном итоге повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе.

Использование ИКТ повышает мотивацию обучающихся, стимулирует их увлечённость школьными предметами, способствует в конечном итоге повышению эффективности образовательного

Слайд 19 Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят обучающихся в создание

презентации. Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю самостоятельные творческие работы - создание презентаций по выбранной учеником стране, например, «США», «Франция: далёкая и близкая», «Япония» (10-11 класс), «Природные зоны России»(8 класс), «Домашние и дикие животные»(5 класс), «Искусственные водоемы» (6 класс).
Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят обучающихся в создание презентации. Для развития интереса к географии,

Слайд 20Интернет-ресурсы позволяют включать в учебный процесс научную и научно-популярную, справочную, статистическую,

познавательную и образовательную информацию. Организуя работу обучающихся в сети Интернет, выполняю роль координатора, рекомендуя школьникам искать географическую информацию методом от общего к частному, т.е. осуществлять поиск по ключевым словам. Интернет-ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов по географии.

Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом.

Интернет-ресурсы позволяют включать в учебный процесс научную и научно-популярную, справочную, статистическую, познавательную и образовательную информацию. Организуя работу

Слайд 21Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и

быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образовании является важным фактором создания современной системы образования.
Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и

Слайд 22Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение

учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые

Слайд 23Основные формы работы с ИКТ на уроках географии:
Непосредственное применение в учебном

процессе

Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.

Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Основные формы работы с ИКТ на уроках географии:Непосредственное применение в учебном процессеПрименение ИКТ для организации самостоятельной работы

Слайд 24Программа Power Рoint при подготовке к урокам является незаменимым помощником.
С

её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить на одном носителе различные формы представления информации.
Это приложение позволяет мне самостоятельно
по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку
по любой теме с минимальными временными затратами.

Появляется возможность использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, использовать ссылки на сайты Интернет, а также не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями урока.

Программа Power Рoint при подготовке к урокам является незаменимым помощником. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая

Слайд 25
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися

от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию учащихся, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние

Слайд 26ТРЕБОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ СЛАЙДОВ
Лаконичность
Четкость шрифта
Спокойная заливка фона
Не перегружать слайды зрительной информацией.
Звуковое

сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ СЛАЙДОВЛаконичностьЧеткость шрифтаСпокойная заливка фонаНе перегружать слайды зрительной информацией.Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий,

Слайд 27При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально

возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и

Слайд 28Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение

и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз. Чертежи, рисунки, фотографии

Слайд 29Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности
учитывать смену деятельности учащихся

по ее уровням

дать возможность успешно работать всем учащимся

учитывать фактор памяти ребенка

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:избегать монотонности учитывать смену деятельности учащихся по ее уровнямдать возможность успешно работать

Слайд 30Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности,
учитывать смену деятельности учащихся

по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

Слайд 31Список литературы:
Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения.

М,Учитель,№4, 2007.
Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.М.,ИПП,2010
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000
Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии. М.,ХК ИППК ПК,2002
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,Народное образование,2000.
Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика, №11, 12,2007.

Список литературы: Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения. М,Учитель,№4, 2007. Доблаев Л.П. Программированное обучение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть