Слайд 1Теоретическое занятие(лекция)
Тема: «Человек, как объект философского анализа»
Подготовил преподаватель
гуманитарно-экономических дисциплин
Астапеева Е.В.
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Философская антропология
2. Проблема человека в историко-философском контексте
3. Концепции человека
о его сущности и природе
4. Биологическое и социальное в человеке
5. Человек, индивид, личность
6. Смысл жизни, смерть и бессмертие
Слайд 3«Человек есть тайна
Её надо разгадать,
И ежели будешь разгадывать всю жизнь
То не
говори, что потерял время»
Ф.М. Достоевский
Слайд 4
История
Религия
Физиология
Социология
Психология
Биология
Антропология
Экономика
Философия
Генетика
Медицина
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- философское учение о природе и сущности человека,
объединяющее данные разных наук:
Слайд 5ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МНОГОАСПЕКТНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
соотношение телесного и духовного, биологического и
социального в человеке;
смысл человеческого бытия;
проблему свободы и самореализации;
проблему стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности.
Слайд 6Проблема человека в историко-философском контексте
Философская мысль Древнего Востока (XV в.
до н.э. – VII в. н.э.):
Гилозоизм (от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что вся материя является одушевленной;
Анимизм (от лат. animus – «душа» и «дух») – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы;
Анропоморфизм (от греч. «человек» и «вид») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий;
Рассмотрение человека, как творение Богов.
Слайд 7Философия античности
(VI в. До н.э. – VII в. Н.э.)
Сформировала основные
параметры философской антропологии, человек был обозначен, как предмет философского осмысления и определял его существенные характеристики:
Природность
Разумность
Социальность
Слайд 8Античные философы рассматривают человека с разных позиций:
Натуралистическая
Космоцентристская
Логоцентристская
Социоцентристская
Слайд 9Натуралистическая позиция(первые наивно- материалистические идеи)
«Люди произошли от рыб» Фалес
«Человек произошёл от
животного, а животные произошли от влаги». Анаксимандр
Слайд 10Космоцентристская позиция
«Человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной)»
Демокрит
Слайд 11Логоцентристская позиция
«Человек есть мера всех вещей» Протагор
Сократ и Платон видели сущность
человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Человек дуалистичен: душа бессмертна, тело смертно.
Слайд 12Социоцентристская позиция
«Человек по природе существо общественное»;
«Человек- это политическое животное, главное качество,
отличающее человека от других живых существ – разум, способность мыслить».
Аристотель
Слайд 13Средневековая философия (VI-XIV вв.)
В основе человекознания лежали теоцентристские (религиозные) установки:
происхождение, природа,
целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.
тело (природное) и душа (духовное) противопоставляются друг другу.
Августин Аврелий Блаженный
Фома Аквинский
Слайд 14Философия эпохи возрождения
(XIV-XVI вв.)
Гуманистические концепции человека
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
отрицается греховность человека;
утверждается самоценность человека,
его право на счастье, свободу, жизнь;
в центре мироздания и философии стоит человек, а не Бог.
РАФАЭЛЬ САНТИ
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
Слайд 15
Философия Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.)
Рационалистические концепции (от лат. ratio
- разум)
"Человека делает человеком ум, способность мыслить!»
Р. Декарт Т. Гоббс
Слайд 16Натуралистические и механистические концепции
(Г. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф.
Гегель)
наряду с сознанием большая роль отводится самосознанию;
человек - природное устройство, способное чувствовать, мыслить и действовать.
И.Кант Г.В.Ф. Гегель Г.Лейбниц
Слайд 17
Социологизаторские концепции
Социологизм И. Г. Фихте
Обоснование приоритета социальной стороны человеческого бытия
Слайд 18Марксистская философско-антропологическая концепция
(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов)
Человек рассматривается
в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природой и социальной средой (человек - существо общественное)
К. Маркс Ф. Энгельс Г. В. Плеханов
Слайд 19Философско-антропологический иррационализм
А. Шопенгауэра
«Природа и сущность человека определяются его
психикой, эмоциями, инстинктами, рефлексами и другими бессознательными факторами».
Слайд 20Философия жизни Ф. Ницше
«Основу жизни составляет не Мировая воля, а воля
к власти»;
«Идеал великой личности – «сверхчеловек», неподвластный моральным нормам».
Слайд 21Русская философия
XIV-XV вв. – религиозная
трактовка человека (Нил Сорский)
XVIII в. - рационалистические
трактовки человека (западники
А. И. Герцен, М. А. Бакунин)
Слайд 22 Материалистическая трактовка человека
В. Г. Белинский
Н. Г. Чернышевский
Слайд 23Идеалистически-религиозная трактовка человека
В.С.соловьева
«Человек-это связующее звено между божественным и природным мирами.
По природе человек погружен в мир зла и страданий; как духовное существо, человек на основе любви к Богу, преодолевает зло»
Слайд 24иррационалистическая установка
(Ф. М. Достоевский)
«Человек недоступен
рациональному объяснению, он – тайна»
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВА
«Человек - существо свободное,
созданное Богом, цель человека – творение»
Слайд 25Концепции человека о его сущности и природе
Объективистская: человек - продукт и
носитель внешних объективных условий его существовании;
Субъективистская: человек-это ,прежде всего, его внутренний, духовный мир;
Диалектико-материалистическая: человек есть неразрывное единство телесного, духовного и социального; продукт и творец общественных отношений; биопсихосоциальное существо.
Слайд 26Человек как биосоциальное существо
Биологические факторы: гены, морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие
процессы организма
Социальные факторы: бытие человека в социуме
Слайд 27Человек - представитель Ноmo-sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен
разумом, рефлексами, речью, способностью создавать орудия труда;
Индивид - отдельный представитель человеческого рода;
Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональность и духовных и физических черт человека;
Личность – динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных, морально-нравственных и волевых качеств человека.
Слайд 28Каждый человек должен самостоятельно искать для себя смысл жизни и никому
другому поручить это дело нельзя;
Каждый человек, как личность, должен сделать свою жизнь осмысленной, целеполагательной, морально-нравственной и одухотворенной;
Любовь к людям, бережное отношение к жизни – источники смысла жизни.
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ