Презентация, доклад по философии на тему Развитие античной философии

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ:1. Философская антропология2. Проблема человека в историко-философском контексте3. Концепции человека о его сущности и природе4. Биологическое и социальное в человеке5. Человек, индивид, личность6. Смысл жизни, смерть и бессмертие

Слайд 1Теоретическое занятие(лекция)
Тема: «Человек, как объект философского анализа»

Подготовил преподаватель
гуманитарно-экономических дисциплин
Астапеева Е.В.
Теоретическое занятие(лекция)Тема: «Человек, как объект философского анализа»

Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Философская антропология
2. Проблема человека в историко-философском контексте
3. Концепции человека

о его сущности и природе
4. Биологическое и социальное в человеке
5. Человек, индивид, личность
6. Смысл жизни, смерть и бессмертие

ПЛАН ЛЕКЦИИ:1. Философская антропология2. Проблема человека в историко-философском контексте3. Концепции человека о его сущности и природе4. Биологическое

Слайд 3«Человек есть тайна Её надо разгадать,
И ежели будешь разгадывать всю жизнь
То не

говори, что потерял время» Ф.М. Достоевский
«Человек есть тайна Её надо разгадать,И ежели будешь разгадывать всю жизньТо не говори, что потерял время» Ф.М.

Слайд 4
История
Религия
Физиология
Социология
Психология
Биология

Антропология
Экономика
Философия
Генетика
Медицина

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - философское учение о природе и сущности человека,

объединяющее данные разных наук:


История РелигияФизиологияСоциологияПсихологияБиологияАнтропологияЭкономикаФилософияГенетикаМедицинаФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ  - философское учение о природе и сущности человека, объединяющее данные разных наук:

Слайд 5ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МНОГОАСПЕКТНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
соотношение телесного и духовного, биологического и

социального в человеке;
смысл человеческого бытия;
проблему свободы и самореализации;
проблему стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности.


ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МНОГОАСПЕКТНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:соотношение телесного и духовного, биологического и социального в человеке;смысл человеческого бытия;проблему свободы

Слайд 6Проблема человека в историко-философском контексте
Философская мысль Древнего Востока (XV в.

до н.э. – VII в. н.э.):
Гилозоизм (от греч. «материя» и «жизнь») – представление о том, что вся материя является одушевленной;
Анимизм (от лат. animus – «душа» и «дух») – вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы;
Анропоморфизм (от греч. «человек» и «вид») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий;
Рассмотрение человека, как творение Богов.

Проблема человека в историко-философском контексте Философская мысль Древнего Востока (XV в. до н.э. – VII в. н.э.):Гилозоизм

Слайд 7Философия античности (VI в. До н.э. – VII в. Н.э.)
Сформировала основные

параметры философской антропологии, человек был обозначен, как предмет философского осмысления и определял его существенные характеристики:
Природность
Разумность
Социальность

Философия античности  (VI в. До н.э. – VII в. Н.э.)Сформировала основные параметры философской антропологии, человек был

Слайд 8Античные философы рассматривают человека с разных позиций:
Натуралистическая
Космоцентристская
Логоцентристская
Социоцентристская

Античные философы рассматривают человека с разных позиций:НатуралистическаяКосмоцентристскаяЛогоцентристскаяСоциоцентристская

Слайд 9Натуралистическая позиция(первые наивно- материалистические идеи)
«Люди произошли от рыб» Фалес
«Человек произошёл от

животного, а животные произошли от влаги». Анаксимандр
Натуралистическая позиция(первые наивно- материалистические идеи)«Люди произошли от рыб» Фалес«Человек произошёл от животного, а животные произошли от влаги».

Слайд 10Космоцентристская позиция
«Человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной)» Демокрит

Космоцентристская позиция«Человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной)» Демокрит

Слайд 11Логоцентристская позиция
«Человек есть мера всех вещей» Протагор
Сократ и Платон видели сущность

человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Человек дуалистичен: душа бессмертна, тело смертно.
Логоцентристская позиция«Человек есть мера всех вещей» ПротагорСократ и Платон видели сущность человека в его вечной и бессмертной

Слайд 12Социоцентристская позиция
«Человек по природе существо общественное»;
«Человек- это политическое животное, главное качество,

отличающее человека от других живых существ – разум, способность мыслить». Аристотель
Социоцентристская позиция«Человек по природе существо общественное»;«Человек- это политическое животное, главное качество, отличающее человека от других живых существ

Слайд 13Средневековая философия (VI-XIV вв.)
В основе человекознания лежали теоцентристские (религиозные) установки:
происхождение, природа,

целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.
тело (природное) и душа (духовное) противопоставляются друг другу.

Августин Аврелий Блаженный

Фома Аквинский

Средневековая философия (VI-XIV вв.) В основе человекознания лежали теоцентристские (религиозные) установки:происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь

Слайд 14Философия эпохи возрождения (XIV-XVI вв.) Гуманистические концепции человека
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
отрицается греховность человека;

утверждается самоценность человека,
его право на счастье, свободу, жизнь;
в центре мироздания и философии стоит человек, а не Бог.

РАФАЭЛЬ САНТИ

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

Философия эпохи возрождения  (XIV-XVI вв.) Гуманистические концепции человекаЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИАЛЬБРЕХТ ДЮРЕРотрицается греховность человека; утверждается самоценность человека, его

Слайд 15 Философия Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.)
Рационалистические концепции (от лат. ratio

- разум)
"Человека делает человеком ум, способность мыслить!»
Р. Декарт Т. Гоббс

Философия Нового и Новейшего времени (XVII-XX вв.) Рационалистические

Слайд 16Натуралистические и механистические концепции (Г. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф.

Гегель)

наряду с сознанием большая роль отводится самосознанию;
человек - природное устройство, способное чувствовать, мыслить и действовать.

И.Кант Г.В.Ф. Гегель Г.Лейбниц

Натуралистические и механистические концепции  (Г. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель)  наряду с сознанием

Слайд 17 Социологизаторские концепции
Социологизм И. Г. Фихте
Обоснование приоритета социальной стороны человеческого бытия

Социологизаторские концепцииСоциологизм И.

Слайд 18Марксистская философско-антропологическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов)
Человек рассматривается

в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природой и социальной средой (человек - существо общественное)

К. Маркс Ф. Энгельс Г. В. Плеханов

Марксистская философско-антропологическая концепция  (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов)  Человек рассматривается в русле диалектико-материалистического

Слайд 19Философско-антропологический иррационализм А. Шопенгауэра
«Природа и сущность человека определяются его

психикой, эмоциями, инстинктами, рефлексами и другими бессознательными факторами».

Философско-антропологический иррационализм    А. Шопенгауэра «Природа и сущность человека определяются его психикой, эмоциями, инстинктами, рефлексами

Слайд 20Философия жизни Ф. Ницше
«Основу жизни составляет не Мировая воля, а воля

к власти»;
«Идеал великой личности – «сверхчеловек», неподвластный моральным нормам».

Философия жизни Ф. Ницше «Основу жизни составляет не Мировая воля, а воля к власти»;«Идеал великой личности –

Слайд 21Русская философия

XIV-XV вв. – религиозная трактовка человека (Нил Сорский)


XVIII в. - рационалистические трактовки человека (западники
А. И. Герцен, М. А. Бакунин)
Русская философия             XIV-XV вв. –

Слайд 22 Материалистическая трактовка человека
В. Г. Белинский

Н. Г. Чернышевский

Материалистическая трактовка человекаВ. Г. Белинский

Слайд 23Идеалистически-религиозная трактовка человека В.С.соловьева
«Человек-это связующее звено между божественным и природным мирами.

По природе человек погружен в мир зла и страданий; как духовное существо, человек на основе любви к Богу, преодолевает зло»
Идеалистически-религиозная трактовка человека  В.С.соловьева«Человек-это связующее звено между божественным и природным мирами. По природе человек погружен в

Слайд 24иррационалистическая установка (Ф. М. Достоевский)

«Человек недоступен рациональному объяснению, он – тайна»



АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВА «Человек - существо свободное, созданное Богом, цель человека – творение»

иррационалистическая установка  (Ф. М. Достоевский)

Слайд 25Концепции человека о его сущности и природе
Объективистская: человек - продукт и

носитель внешних объективных условий его существовании;
Субъективистская: человек-это ,прежде всего, его внутренний, духовный мир;
Диалектико-материалистическая: человек есть неразрывное единство телесного, духовного и социального; продукт и творец общественных отношений; биопсихосоциальное существо.
Концепции человека о его сущности и природеОбъективистская: человек - продукт и носитель внешних объективных условий его существовании;Субъективистская:

Слайд 26Человек как биосоциальное существо
Биологические факторы: гены, морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие

процессы организма
Социальные факторы: бытие человека в социуме

Человек как биосоциальное существо Биологические факторы: гены, морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организмаСоциальные факторы: бытие человека

Слайд 27Человек - представитель Ноmo-sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен

разумом, рефлексами, речью, способностью создавать орудия труда;
Индивид - отдельный представитель человеческого рода;
Индивидуальность - уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональность и духовных и физических черт человека;
Личность – динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных, морально-нравственных и волевых качеств человека.

Человек - представитель Ноmo-sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексами, речью, способностью создавать орудия

Слайд 28Каждый человек должен самостоятельно искать для себя смысл жизни и никому

другому поручить это дело нельзя;
Каждый человек, как личность, должен сделать свою жизнь осмысленной, целеполагательной, морально-нравственной и одухотворенной;
Любовь к людям, бережное отношение к жизни – источники смысла жизни.

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Каждый человек должен самостоятельно искать для себя смысл жизни и никому другому поручить это дело нельзя;Каждый человек,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть