Слайд 1Презентация к уроку этики в 6-7 классах
по теме «ВОСПИТАННОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ.»
Подготовила:
учитель Тишкина Светлана Владимировна.
Образовательное Учреждение им. А. П. Чехова
г. Бишкек 2018г.
Слайд 2ВОСПИТАННОСТЬ.
НРАВСТВЕННОСЬ.
Поведение - это зеркало, в котором каждый
показывает свой лик.
В. Гёте.
Слайд 3ВОСПИТАННОСТЬ - способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности,
высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.
НРАВСТВЕННОСТЬ - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
На протяжение всей человеческой истории вопрос о нравственности был всегда в центре внимания мыслителей разных эпох. С течением времени и развитием человеческих обществ изменялись подходы к понятию нравственности как предмета, изучаемого этикой, тем более, что жизнь давала все новые яркие примеры нравственных взлетов.
Что же такое нравственность? Многие авторы интерпретируют это философское понятие по-разному, часто смешивая признаки нравственности с признаками морали. Действительно, эти понятия близки, но все-таки различаются, и весьма существенно. У истоков сущностного понимания нравственности в том виде, какой мы ее понимаем сегодня, стоял немецкий ученый Г.В.Ф. Гегель.
Слайд 4 В своих трудах Гегель четко разграничивал понятия мораль и нравственность.
Мораль, по Гегелю, является продуктом классового общества (рабовладельческого, капиталистического), в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствоваться юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. То есть мораль является внешним требованием к поведению (поступкам) человека, так же как и закон (право). Нравственность же, по Гегелю, "... есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность... " (1) . Говоря другими словами, нравственность - внутренняя потребность человека совершать поступки в соответствии со своей совестью и волей .
Слайд 5Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и
уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Нравственный человек – это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.
Слайд 6Какой он воспитанный человек?
Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия
при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом: Обаяние и приятное общение. Воспитанный человек излучает доброжелательность, разговаривает грамотно, не прибегает к повышенному тону. К такой личности тянутся люди, окружают вниманием. Интеллигентность. Для многих – это синоним культурной личности. Интеллигентный человек сдержан, немногословен, с чувством собственного достоинства. Не выходит из равновесия, чтобы не случилось вокруг. Тактичность и деликатность. Воспитанный человек лучше промолчит, чем выскажет мнение, которое обидит собеседника. В разговоре не употребляет матерных слов, не затрагивает темы, неприятные окружающим. Уважение. Отмечается не показное качество и игра на людях. Воспитанная личность с одинаковым уважением отнесется к незнакомцу или родному человеку. Принято считать воспитанных людей скромными, тихими, забитыми и не имеющими собственного мнения. На самом деле такой человек уверен и самодостаточен, ему не надо доказывать что-либо окружающим.
Слайд 7Факторы воспитания.
К числу главных факторов относятся:
1) сложившийся образ жизни, который может
содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
2) условия жизни, содействующие становлению определенного образа жизни в различных регионах (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);
3) средства массовой коммуникации;
4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на воспитанника (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы);
5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
6) индивидуальные и личностные особенности.
Слайд 8.
Объективные и субъективные факторы воспитания.
К объективным факторам относятся те, что не
зависят от воспитанника. Их сравнительно немного: уголок Земли, где родился человек; природа, среди которой он развивается; климат, среда обитания; способ жизни его народа; традиции; господствующие нормы. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные, стержневые признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что- либо в действии объективных условий (факторов) воспитания невозможно. Человек велик именно принадлежностью к своей культуре, традициям своего народа. Воспитание во все времена и у всех народов только усиливает и развивает естественные качества человека, еще больше привязывает его к родной земле, вере, обычаям. В этом проявляется один из наиболее общих законов воспитания, названный законом естественной связи. Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.
Слайд 9К субъективным условиям (факторам) воспитания относятся все причины, зависящие от самого
воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Это, в частности:
• субъективные (личностные) предпочтения;
• воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);
• направленность воспитанника, его желания, стремления, намерения;
• воспитательные системы;
• деятельность воспитателей;
• организация воспитательного воздействия;
• программы воспитания;
• духовная связь воспитанника с воспитателем;
• взаимодействие воспитателей с воспитанниками;
• морально-психологический климат и др.
Субъективные факторы весьма переменчивы и непостоянны,
но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке. Их вызов и использование требуют большого педагогического мастерства. Недаром говорится, что в одну минуту в воспитании можно все исправить или все погубить.
Слайд 10Как стать воспитанным человеком?
1.Проанализируйте свое поведение. Подумайте, какие стороны или
черты характера, хотели бы улучшить. Затем попросите знакомых, чтобы они дали вам характеристику. Поработайте над негативными и слабыми сторонами.
2. Уважайте окружающих. Начните с уничтожения негативных мыслей. Не позволяйте думать о других людях плохо. Прежде чем высказаться, дать совет, подумайте, хотели ли бы услышать подобные слова в свой адрес.
3. Общайтесь с людьми непринужденно. Неумение поддержать разговор люди воспринимают, как невоспитанность. Ведь такой человек отмалчивается либо произносит глупости. Закрепощенность, робость, неуверенность в себе приводит к тому, что человек стесняется высказаться. Чтобы не прослыть невоспитанным человеком, учитесь общению с людьми.
4. Найдите идеал. На первых порах понадобится пример для подражания, чтобы сформировать азы. Поищите воспитанного человека среди друзей. Подойдет герой фильма или книги. Если подходящего примера нет, то заводите новые знакомства, чаще общайтесь с людьми, отмечайте, какие качества характера нравятся, перенимайте опыт. 5. Принимайте мнение других людей. Острые шутки в адрес человека, высмеивание поведения или одежды говорят об отсутствии воспитания. Каждая личность проявляется по-своему и не нуждается в навязывании вашего мнения. Нельзя подшучивать над людьми с физическими или умственными недостатками.
Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях. Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции. Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.
Слайд 11Воспитание — это не то, как человек здоровается, ест и пьет, это,
по его мнению, совершенно другое, то, что основано на моральных принципах. Наверное, многие слышали такие цитаты Антона Павловича: «Воспитанный человек — это не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого» и «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой».
Сегодня мы предлагаем тебе прочесть отрывки из его письма брату в виде цитат, в которых он говорит о качествах воспитанного и интеллигентного человека.
Слайд 12Снисходительность, мягкость, вежливость, уступчивость. «Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки;
живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних».
Сострадательность не к одним только нищим и кошкам. «Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом».
Уважение к чужой собственности. «Поэтому они платят долги».
Чистосердечность и боязнь лжи как огня. «Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат».
Не стараются вызвать сочувствие. «Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!»
Не суетливы. «Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным».
Уважение к своему таланту. «Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой».
Эстетичные. «Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.
Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность.
Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае».
Слайд 13Нравственные поступки
1. А. Гайдар " Тимур и его команда" (
мальчишки - подростки помогают старикам , пока их сыны воюют на войне)
2. Некрасов " Дед Мазай и зайцы" ( старик спасает зайцев , которым грозит учесть утонуть на островке)
3. Железняков " Чучело" ( Лена берёт на себя вину своего друга, несмотря на то, что после этого поступка становится изгоем в классе)
Безнравственные поступки
1. Пушкин " Дубровский" ( Троекуров из чувства мести, подкупает суд, для того чтобы отобрать имение у Дубровских)
2. Железняков " Чучело" - одноклассники, во главе с Железной Кнопкой унижают Лену, за то что она не такая как они , имеет другие ценности)
3. Твен " Приключения Гекльбери Финна" ( Аферисты Король и Герцог пытаются обмануть и обобрать
Слайд 15«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».