Слайд 2Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами
рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Слайд 3Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной
конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Слайд 4Конъюнктура рынка характеризуется следующими показателями
емкость рынка определяется объемом товаров, реализованных на
рынке в течение определенного промежутка времени (обычно за год)
доля рынка — это отношение объема проданных товаров фирмы к потенциальной емкости рынка данного товара. Этот показатель достоверно отражает результаты деятельности предприятия;
потенциальная емкость рынка — это показатель общего объема закупок товара, которые могут быть совершены в течение определенного отрезка времени всеми покупателями данного рынка (можно по каждому сегменту);
инфраструктура (основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы) рынка представляет собой обслуживающую часть любой функциональной структуры.
Слайд 5Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение
товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
биржи
торговые
фондовые
валютные;
аукционы, ярмарки;
предприятия оптовой и розничной торговли;
банки, страховые компании, фонды;
биржи труда;
информационные центры;
юридические конторы;
рекламные агентства;
аудиторские и консалтинговые фирмы и др.
Слайд 6Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Выделяют
следующие критерии для классификации структуры рынка:
Структура рынка по объектам рыночных отношений
Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).
Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).
На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
Слайд 7Структура по территориальному признаку выделяют:
внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными
границами, в том числе:
местный (локальный) — охватывает территориальную единицу (город, область, край) и учитывает особенности региона (колхозный, кооперативный),
региональный (внутри страны) — Северного Кавказа или по группе стран — стран Восточной Азии;
национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) — в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;
мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.
Слайд 8По организационной структуре выделяют:
внешний рынок, в том числе:
открытый — обычная
коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно. Для них характерно заключение сделок, так как коммерческие отношения создают неустойчивость отношений между ними,
закрытый — это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,
преференциальный — включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;
внутренний рынок, в том числе:
оптовый,
розничный
Слайд 9Структура рынка по степени ограничения конкуренции
чистой (свободной) конкуренции - особенность в
том, что имеется большое количество небольших фирм продавцов, которые предлагают однородную продукцию. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену при продаже. Коммерческая деятельность на таком рынке более инициативна и результативна. Это яркий пример свободного рынка;
монополистический - это такие условия, когда фирма располагает уникальным продуктом и является единственным его продавцом. Поскольку аналогов продукции нет (газ, электроэнергия), фирма устанавливает самые высокие цены (газ, тепло, естественные монополии).
олигополистический - ограниченное количество производителей, но они производят как одинаковый, так и разнообразный товар — автомобили.
Слайд 10Структура рынка по отраслям
рынок машин и оборудования (рынок машиностроения, приборостроения, транспорта);
рынок
минерального сырья и топлива (угля, нефти, природного газа, урановой руды, сельскохозяйственных удобрений);
рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.
Структура рынка по характеру продаж
оптовый
розничный
Структура рынка по соответствию действующему законодательству
легальный
нелегальный
"черный" рынок
Слайд 11Регулирующая — обеспечение постоянства связей между отраслями производства, спросом и предложением,
выравнивание пропорций общественного производства и распределения ресурсов
Интегрирующая — объединение разных сфер и уровней экономической деятельности в единое целое
Оздоравливающая — «очищение» экономики от ненужной хозяйственной деятельности
Стимулирующая — создание условий для вознаграждения тех, кто наиболее рационально использует факторы производства для получения наилучших результатов
Ценообразующая — установление цен на товары и услуги при взаимодействии спроса, предложения и конкуренции
Посредническая — предоставление возможности взаимодействия продавцов и покупателей
Функции рынка
Слайд 12Условия успешного функционирования рынка
Экономические
Свобода принятия хозяйственных решений Ответственность за результаты деятельности
Конкуренция
производителей товаров
Свободное ценообразование
Отсутствие ограничений на перемещение ресурсов
Политические
Демократия
Стабильность политической системы
Социокультурные
Способность и готовность общества принять рыночные
отношения