Слайд 1Домашнее задание
Подготовьте небольшие доклады о Д. Рикардо, К. Марксе, А. Маршалле
и представьте в виде презентации.
Слайд 2Итоги контрольной работы
Спрос. Предложение. Рыночная цена
Слайд 3Повторение
В чем заключается главная задача экономики?
Чтобы удовлетворить потребности человека необходимы различные
виды благ. Какие виды?
Чтобы произвести экономические блага необходимы различные факторы производства, или производственные ресурсы. Какие?
В чем заключается главная проблема экономики?
Если все ресурсы ограничены и все имеют своих собственников, где брать ресурсы для производства экономических благ?
Слайд 5Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли—продажи товаров,
работ и услуг
Виды торговли:
Розничная торговля.
Оптовая торговля.
Слайд 6Розничная торговля – ( от слова розно, т.е. порознь, по отдельности,
поштучно) продажа потребительских товаров непосредственно покупателям в небольшом числе экземпляров, либо в малом объеме.
Слайд 7Виды
розничной торговли
Универсальный
магазин
Моллы
Фирменный магазин
Торговая сеть
Специализированный
магазин
Слайд 8 Оптовая торговля – продажа товаров крупными партиями (в
большом объеме) для последующего использования в производственных целях или для розничной торговли.
Товарный рынок
Слайд 9Товарный рынок
Говоря о механизмах, управляющих рынком, мы говорили о спросе, предложении,
рыночной цене.
А что такое цена?
Слайд 11цена
Цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена — это
количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Слайд 12Концепции цены
Первую концепцию цены определили англичанин Давид Рикардо и немец Карл
Маркс. Это классическая теория цены в рамках трудовой теории стоимости.
Вторая концепция — неоклассическая. Она получила своё целостное изложение в трудах американского экономиста Альфреда Маршалла.
Слайд 13цена
Виды цен
1) Оптовая (отпускная) цена
2) Розничная цена
3) Свободная
(договорная, рыночная) цена
4) Фиксированная цена
5) Регулируемая цена
6) Цена предельная
7) Мировая цена
Государственные
твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения.
цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции
государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его
Слайд 14Факторы, влияющие на цену
1.Если спрос превышает предложение,
цена растёт,
если предложение
превышает спрос,
цена снижается.
При возникновении равновесия между объёмом спроса и объёмом предложения
устанавливается свободная равновесная цена.
2. Конкуренция между продавцами ведёт к
снижению цены;
конкуренция между покупателями вызывает
повышение цены.
3. Монополизация способствует установлению завышенных цен.
4. В условиях товарного дефицита цены растут.
Слайд 151. Как называется цена, которая не регулируется государством и складывается под
воздействием спроса и предложения?
а) отпускная г) фиксированная
б) регулируемая д) предельная
в) свободная
2. Как называется цена, формирующаяся под влиянием различных государственных ограничений?
а) отпускная г) фиксированная
б) регулируемая д) ограниченная
в) свободная
Слайд 16Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни,
а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.
Цена призвана обеспечить реализацию ряда функций, основными из которых являются:
1. Учетная;
2. Стимулирующая;
3. Распределительная;
4. Сбалансированности спроса и предложения;
5. Средства рационального размещения производства;
6. Информационная.
Слайд 17Функции цены
Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене
присущи четыре функции:
Информационная
Стимулирующая
Ориентирующая
Распределительная
Слайд 18Информационная функция цены
служит средством учета и измерения необходимых затрат на производство
и реализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и расходов населения (мерой труда и мерой потребления), обмена между производителем и потребителем (покупателем), цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены получают объективную информацию о потребностях рынка. Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики – предприятий, населения.
Слайд 19Стимулирующая функция цены
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии
цен на разные сферы воспроизводства. Цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее и сдерживающее действие на производство и потребление разнообразных видов товаров. Посредством цены можно: воздействовать на развитие науки и техники; способствовать более рациональному использованию ресурсов; воздействовать на уровень качества продукции; воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.
Стимулировать деятельность экономических агентов можно при помощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.
Слайд 20Ориентирующая функция цены
Сущность функции состоит в балансировании спроса и предложения. Посредством
цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением. Если между предложением и спросом возникает диспропорция, то цена первой сигнализирует об этом. Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.
В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, и вслед за ней уменьшается и предложение.
Слайд 21Распределительная функция цены
Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от
стоимости под воздействием множества рыночных факторов и предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. С помощью этой функции в той или иной степени решаются многие социальные проблемы общества.
Слайд 223. Функция цены, выражающаяся в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство
и потребление различных товаров через величину заключенной в цене прибыли…
а) стимулирующая в) распределительная
б) информационная г) ориентирующая
4. Какая функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения?
а) стимулирующая в) распределительная
б) информационная г) ориентирующая
Слайд 235. Какая функция цены заключается в том, что через цену осуществляется
связь между производителями и потребителями, предложением и спросом?
а) стимулирующая в) распределительная
б) информационная г) ориентирующая
6. Какая функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против»?
а) стимулирующая в) распределительная
б) информационная г) ориентирующая
Слайд 24Стоимость
Цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг
Рабочая тетрадь,
стр. 55
Стоимость товара (в соответствии с трудовой теорией стоимости) — это количество труда, овеществлённого в товаре.
Как экономическая категория проявляется в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции.
Слайд 25Ценообразование
Ценообразование — установление цены на товар или услугу.
Различают две основные
системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Слайд 26Формирование цены
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения,
издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.
Слайд 287. Как называется цена, применяемая предприятиями- изготовителями, снабженческо-сбытовыми и др. организациями
в расчетах со всеми покупателями за исключением населения?
а) закупочная г) розничная
б) оптовая д) сопоставимая
в) отпускная
8. Как называется цена, по которой предприятия-изготовители, снабженческо-сбытовые и др. организации продают продукцию крупными партиями другим предприятиям?
а) закупочная в) отпускная
б) оптовая г) розничная
Слайд 299. Как называется цена, по которой товар приобретается населением у торговых
предприятий, на рынках и является ценой конечного потребления?
а) свободная г) розничная
б) закупочная д) потребительская
в) отпускная
10. Как называются цены, по которым перерабатывающие предприятия закупают продукцию у сельхозпредприятий в счет госзаказа?
а) оптовые г) фиксированные
б) сметные д) сопоставимые
в) отпускные
Слайд 30Задача
Используя данные, приведенные в таблице, постройте графики спроса и предложения,
определите равновесную цену. Рассчитайте общую выручку и расходы покупателя.
Слайд 31S
D
P= 3 руб.
Q = 30 тыс.шт.
TR = P x Q
TR =
3 x 30000 = 90 000 руб.
Слайд 32Задача. Определить оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия (подакцизного товара) с учетом
акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) при следующих данных
1) оптовая цена ювелирного изделия (подакцизного товара) — 6000 руб.;
2) ставка акциза — 900 руб.;
3) налог на добавленную стоимость (НДС) —20% к оптовой цене ювелирного изделия.
Слайд 331. Рассчитываем оптовую отпускную цену ювелирного изделия с учетом акциза
Цотп -
оптовая цена ювелирного изделия (подакцизного товара) + ставка акциза, отсюда Цотп = 6000 руб. + 900 руб. = 6900 руб.
2. Налог на добавленную стоимость к оптовой цене ювелирного изделия с учетом акциза.
НДС = (6900 руб. х 20%)/100% = 1380 руб.
3. Определяем оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия с учетом акциза и налога на добавленную стоимость
Цопт.отп = 6900 руб. + 1380 руб. = 8280 руб.
Решение.
Слайд 34Задача. Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном
рынке, снижение установленной цены одного изделия на 2 руб. при следующих фактических данных:
1) установленная (текущая) цена 1-го изделия составляет 20 руб.;
2) планируемый объем реализации —50 000 изделий;
3) показатель эластичности спроса по цене -1,7.
Слайд 36Домашнее задание
§ 9, в. 1, 2, 3, 4 - устно
§ 10,
в. 1, 2, 3, 4 – устно
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Ценообразование в условиях рынка» или «Рынок и рыночный механизм ценообразования». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.