Слайд 1№ 5
Дисциплина
Введение в профессиональное обучение
Слайд 2ТЕМА:
«Искусство
общения»
(тренинг)
Слайд 4Задача каждого из вас - не используя слова (молча), найти себе
пару. Договариваться обо всем вы можете только взглядом. Итак, нужно найти себе партнера и поменяться с ним местами, то есть вы займете его стул, а он займет ваш. Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнером. Как только вы поменялись местами, ищете себе нового партнера и повторяете с ним все-то же самое. Упражнение вы заканчиваете по моему сигналу.
Инструкция
Слайд 5- У кого получилось договариваться взглядом?
- А поменяться местами, встав одновременно?
Сложно
ли это было?
Анализ
упражнения
Слайд 6Даже вот так, не говоря ни слова, можно общаться и договариваться
о чем-либо. В нашем упражнении молчание означало: давай встанем одновременно и поменяемся местами. Это было непросто. Но если настроиться на человека, посмотреть ему в глаза - все становится возможным.
И на сегодняшнем занятии мы с вами многое узнаем о процессе общения и освоим некоторые очень полезные техники.
Слайд 8Как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один человек
хочет передать другому какую-то информацию, сколько процентов этой информации в итоге дойдет до его собеседника?
Слайд 10
Сейчас мы проведем одну игру. В ее ходе разрешено все, что
не запрещено. Запрещать буду я. Сейчас мне нужно 6 человек; один остается, остальных я прошу выйти за дверь.
Слайд 11
Выслушай внимательно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к
услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет.
Инструкция
Слайд 12 С каждым пересказом текст становится все более коротким и менее
точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте, и т. д. Давайте перечислим примеры искажения и потери информации.
Анализ
упражнения
Слайд 13 Правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100
дойдет до собеседника - только около 10%!
Слайд 14
Давайте разберемся, где и как теряется информация?
Слайд 15
Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около
25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным.
Слайд 16
Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около 25%
информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.
Слайд 17
Порог личностного восприятия: теряется около 25% информации. Этот барьер говорит
о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.
Слайд 18
Активный словарь, наши речевые навыки: теряется
12-15% информации. Процент потерянной
здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.
Слайд 19
Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подростковый
сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите в другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать.
Слайд 20
Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.
Слайд 23
Сейчас каждый из вас будет производить приятное впечатление на
партнера. Начинают разговор участники внешнего круга, потом, то же самое делают участники внутреннего круга. В ходе разговора следует улыбаться, называть друг друга по имени и говорить комплименты. По моему сигналу участники внешнего круга сдвигаются на одного человека, и упражнение продолжается с новым партнером.
Инструкция
Слайд 24- Сложно ли было говорить комплименты? Что мешало?
-Кто из вас какие
виды комплиментов использовал?
-Какой из видов комплиментов было придумать сложнее всего?
-Чей комплимент вам запомнился больше всего?
Анализ
упражнения
Слайд 25
ТЕОРИЯ
«Вербальное и невербальное общение»
Слайд 26Давайте поговорим о том, что такое общение вообще, из чего оно
состоит и каким бывает? Общение имеет две составляющих - вербальную и невербальную.
Слайд 28Как вам кажется, какой вид общения труднее всего контролировать? Почему?
Слайд 29УПРАЖНЕНИЕ
«Невербальное общение»
Слайд 30У нас есть трое добровольцев. Один из участников будет играть роль
«глухого-и - немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, мимика; второй участник играет роль «глухого-и-парализованного»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Вы все вместе между собой должны договориться о месте, времени и цели встречи.
Инструкция
Слайд 31- Что было труднее всего, когда вы договаривались?
- Тяжело ли было
быть в роли «инвалидов»?
- Как можно было бы договориться быстрее, что для этого нужно было сделать?
Анализ
упражнения
Слайд 32РЕФЛЕКСИЯ
Прошу Вас продолжить следующие предложения:
Сегодня на занятии я узнал (а)…
На занятии
мне понравилось…
Самым трудным для меня было…
Слайд 33
Наше общение - очень хрупкая и сложная вещь. Однако можно
и нужно тренироваться, чтобы наше общение стало более эффективным.
Слайд 34
Общение - это двусторонний процесс, поэтому он зависит не только
от говорящего, но и от слушающего.
Слайд 35
Те навыки, о которых вы узнали сегодня, нужно тренировать. О
них мало знать, их следует использовать и над ними надо работать.