Слайд 1Коммуникации в управлении
Понятие коммуникации
Типы организационных коммуникаций
Процесс коммуникации
Коммуникационные стили
Правила эффективности коммуникаций
Слайд 2Общее понятие коммуникации
Происходит от латинского «communis» -общее
Любой обмен информацией между людьми
или группами независимо от того, приводит она к взаимопониманию или нет
Передача не просто информации, а значения и смысла с помощью символов
Слайд 3Аспекты содержания коммуникации
Коммуникация – общий процесс в организационной системе на всех
ее уровнях и во вех структурах
Коммуникация – практика контактов руководителя с подчиненными, группами, подразделениями
Коммуникация – особая, специфическая функция управления
Слайд 4КОММУНИКАЦИЯ
Нормативно-организационный план:
Организационные формы коммуникации
Структура оптимального коммуникативного процесс
Правила эффективных коммуникаций
Субъектно-психологический план раскрывает
сильное влияние на коммуникацию психологических особенностей коммуникантов
Слайд 5ЭФФЕКТИВОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЯСНОСТЬ ЦЕЛИ
АДЕКВАТНЫЙ И ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ПЛАН
ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ
ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА
КОНТРОЛЯ
ЧЕМ МЕНЬШЕ ФУНКЦИЯ КОММУНИКАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, ТЕМ ВЫШЕ ЕЕ СОБСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Слайд 6КОММУНИКАЦИИ
Внешнеорганизационные
Внутриорганизационные
Вертикальные
Горизонтальные
Восходящие
Нисходящие
Неформальные
Формальные
На различных этапах
Руководитель-руководитель
Руководитель-группа
Руководитель-подчиненный
Между руководителями
Между группами
Между исполнителями
Прием на работу
Адаптация
Зрелое функционирование
Контроль
Оценка
Слухи
Слайд 7ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
Структурный аспект
Отправитель
Получатель
Сообщение
Канал коммуникации
Обратная связь
«Шум»
Коррекция
Процессуальный аспект
Формулировка идеи
Кодирование и выбор канала передачи
Передача
Декодирование
Слайд 8Коммуникативный процесс
Информация, накопленный опыт
Лицо, генерирующее идею - отправитель
Кодирует
Вербальные или невербальные символы-
сообщение
Речь, электр. средства связи - канал
Отбирает
Декодирует и правильно или неправильно понимает - получатель
Передает сообщение
Кодирует
Отклик в адрес отправителя - сообщение
Отбирает
Канал
Передача сообщения
Генератор идеи декодирует отклик
ШУМ
Обратная связь
Слайд 9Сети коммуникаций
Сеть коммуникации – соединение определенным образом коммуникантов в процессе коммуникации
с помощью информационных потоков.
Структура сети коммуникаций влияет на точность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности ее членов.
Слайд 10Сети коммуникаций
«КРУГ»
Члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом
с ними. Сеть активная, без лидера, неорганизованная, неустойчивая
Скорость низкая
Точность низкая
Удовлетворенность высокая
Слайд 11Сети коммуникаций
«КОЛЕСО»
Характеризуется формальной, централизованной иерархией власти, при которой подчиненные коммуницируют друг
с другом через своего начальника.
Скорость высокая
Точность высокая
Удовлетворенность низкая
Слайд 12Сети коммуникаций
«Y»
Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются
простые проблемы.
Скорость средняя
Точность высокая
Удовлетворенность средняя
Слайд 13Сети коммуникаций
«Цепь»
Решение передается с одного конца на другой, становится известным всем
исполнителям и всеми обсуждается. В данном типе иерархии появляются горизонтальные связи – элемент децентрализации.
Скорость средняя
Точность высокая
Удовлетворенность средняя
Слайд 14Сети коммуникаций
«Всеканальная»
Полностью децентрализованные группы.
Используется в том случае, когда необходимо участие всех
в решении сложных проблем. Это тип открытых коммуникаций.
Скорость высокая
Точность средняя
Удовлетворенность высокая
Слайд 15Коммуникационные стили
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает
строить коммуникационное взаимодействие с другими.
Для измерения межличностной коммуникации используются переменные:
-открытость в коммуникации
-адекватность обратной связи
Слайд 16Открытость в коммуникации
Высокая
Низкая
Адекватность обратной связи
Низкая
Высокая
Открытие себя
«Торговля» за себя
Слайд 17Открытие себя
Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе,
чтобы вызвать реакцию других на свое поведение.
Реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида.
Слайд 18Реализация себя
Характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью.
Является желательным,
но ситуационные факторы могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.
Слайд 19Замыкание в себе
Характеризуется одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной
связи.
Связан со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
Слайд 20Защита себя
Характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи.
Используется для
того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их.
Слайд 21Торговля за себя
Характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе
межличностной коммуникации.
Индивиды, использующие этот стиль «продают» себя, если другие делают то же самое.
Слайд 22«Барьеры» коммуникаций
Перцептивные ошибки
Диспозиционные ошибки
Статусные ошибки
Семантические ошибки
Невербальные преграды
Неэффективная обратная связь
Плохо сформулированное сообщение
Потери
информации в коммуникативных циклах
Фальсификационные ошибки
Преждевременная оценка
Ошибки «страха»
Слайд 23Перцептивно-интерпретационные ошибки
Люди по–разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в
них главные, по их мнению, особенности.
Люди обычно убеждены, что их индивидуальная точка зрения и есть правильная.
Слайд 24Диспозиционные ошибки
Могут иметь место в том случае, когда у индивидов (или
индивида) имеет место стойкая отрицательная установка к восприятию друг друга.
Информация в этом случае воспринимается ошибочно, либо отторгается.
Слайд 25Статусные ошибки
Возникают в процессе коммуникации между индивидами, имеющими различные организационные статусы.
Чем
больше статусные различия, тем выше вероятность таких ошибок.
Слайд 26Семантические ошибки
Возникают вследствие неоднозначного понимания говорящим и слушающим значения отдельных слов
, выражений.
Слайд 27Невербальные ошибки
Такие ошибки обусловлены неправильной интерпретацией невербальных знаков (жестов, мимики, интонации,
манеры поведения, места и др.) в процессе обмена информацией.
Слайд 28Неэффективная обратная связь
Неэффективность организационных форм, отсутствие в практике руководителя инструментов контроля
и проверки правильности понимания указаний и распоряжений, приводит к неадекватной интерпретации передаваемой информации.
Слайд 29Нечеткость и неоднозначность сообщения
Наличие двусмысленности, неопределенности, бедности лексических средств, повторы могут
явиться «барьерами» в процессе обмена информацией.
Слайд 30Потери информации в коммуникативных циклах
Громоздкое и сложное сообщение не может по
причине перегрузки кратковременной памяти восприниматься в целом слушателем, поэтому возникают информационные потери.
Потери возникают и при передаче информации между организационными уровнями.
Слайд 31Фальсификационные ошибки
Возникают при предоставлении подчиненным информации вышестоящему лицу в свете, благоприятном
и для него, и для самого отправителя.
Слайд 32Преждевременная оценка
Возникает в том случае, если слушающий делает преждевременную эмоциональную оценку
сообщению, не дождавшись его окончания.
Такая оценка формирует неадекватную установку восприятия и ведет к неправильному пониманию всего сообщения.
Слайд 33Ошибки «страха»
Информация, передаваемая подчиненным, может им искажать по причине страха подчиненного
перед руководителем.
Слайд 34Правила эффективных коммуникаций
Проясните свои идеи перед началом их передачи
Постоянная готовность к
непониманию
Конкретность сообщения
Контроль за невербальными сигналами
Учет особенностей коммуникантов
Правило «собственной неправоты»
Правило «места и времени»
Открытость и готовность к пересмотру своей точки зрения
Активное и конструктивное слушание
Эффективная обратная связь
Стратегическое использование неформальной организации