Слайд 1Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений
Тема 2.5. Манипуляции в
общении
2.5.1. Характеристика манипуляций в общении
Слайд 2Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения
к чему- либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей.
Слайд 3- манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу,
общество);
манипуляции имеют скрытый характер;
манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия»;
манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:
Слайд 4Манипуляции —могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных
контактов:
1. для создания ореола руководителя организации или подразделения;
2. для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;
3. для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации
Слайд 5Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них
иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.
Слайд 6Уловки-манипуляции можно условно объединить в три группы:
1) организационно-процедурные;
2) психологические;
3) логические манипуляции.
Слайд 7Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии.
Они сориентированы
либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
Слайд 8Примерами манипуляций данной группы являются:
«формирование первичной установки» ;
«предоставление материалов лишь накануне»
;
«недопущение повторного обсуждения» ;
«накал атмосферы» ;
«первоочередная преемственность в голосовании» ;
«приостановка обсуждения на желаемом варианте» ;
«выборочная лояльность в соблюдении регламента» ;
Слайд 9«перерыв в обсуждении» ;
«выпускание пара на несущественных вопросах» ;
«избыточное информирование» ;
«потеря
документов»
Слайд 10Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения,
играющие на его чувствах самолюбия и стыда.
Слайд 11К числу таких манипуляций можно отнести:
«раздражение оппонента» ;
«использование непонятных слов»;
«чтение мыслей
на подозрении» ;
«отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» ;
«недосказанность с намеком на особые мотивы» ;
«ссылка на авторитет» ;
«авторитетность заявления» ;
«мнимая невнимательность и недопонимание»
Слайд 12«видимая поддержка»;
«сведение аргумента к личному мнению» ;
«селекция приемлемых аргументов»; «рабулистика» ;
«умалчивание
или полуправда» ;
«принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности»;
«многовопросье»;
«нарушение личного пространства собеседника»
Слайд 13подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»);
«невинный» шантаж» ;
преувеличенная демонстрация
своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости»
Слайд 14Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной
логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.
Слайд 15Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:
«неопределенность тезиса» ;
«несоблюдение закона
достаточного основания» ;
«порочный круг в доказательстве» ;
«причинно-следственный алогизм» ;
«неполное опровержение»;
«неправомерные аналогии»
Слайд 16Домашнее задание
Учить конспект по теме
А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика
деловых отношений», стр. 218-226
Слайд 18Раздел 2. Общение как инструмент этики деловых отношений
Тема 2.5. Манипуляции в
общении
2.5.2. Правила нейтрализации манипуляций
Слайд 19Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать
объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.
Слайд 20Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их
нейтрализовать.
В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями:
отслеживание изменений ситуации;
анализ механизмов манипулятивного воздействия.
Слайд 21Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции.
Слайд 22Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких
как:
дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения ;
наличие силового давления;
нарушение сбалансированности элементов ситуации ;
несоответствия в поведении партнера ;
стремление стереотипизировать поведение адресата .
Слайд 23Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций
заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата.
Слайд 24Можно указать следующие виды таких индикаторов:
неоправданно частое появление или подчеркнуто явное
проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;
регрессия к инфантильным реакциям;
дефицит времени, отпущенного на принятие решения;
Слайд 25Способов нейтрализации манипулятивных уловок:
открытое объявление о недопустимости использования манипуляций ;
разоблачение уловки,
т. е. раскрытие ее сути ;
повторное напоминание о недопустимости использования уловок;
«информационный диалог» ;
«конструктивная критика» ;
«цивилизованная конфронтация» ; «уловка на уловку»
Слайд 26Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять
«барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы
Слайд 27Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу
завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии — это люди, наделенные обаянием.
Слайд 28Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:
1. Природные качества
- коммуникабельность.
2. Характеристики личности, являющиеся следствием образования и воспитания.
3. Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека
Слайд 29Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к
конфликту (конфликтогенов).
Слайд 30Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:
открытое недоверие;
перебивание собеседника;
принижение значимости его роли;
подчеркивание
различий между собой и собеседником не в его пользу;
напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
Слайд 31устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
заниженная оценка вклада партнера
в общее дело и преувеличение собственного вклада;
постоянное навязывание своей точки зрения;
неискренность в суждениях;
резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
Слайд 32проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний
(например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.);
проявление агрессивности.
Слайд 33Домашнее задание
Учить конспект по теме
А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика
деловых отношений», стр. 218-222