Слайд 1Основы экологического права
Экологическое право,
как отрасль права.
Источники экологического права.
Слайд 2Экологическое право
как отрасль права
В основу классификации отраслей
российского права положены предмет
и метод правового регулирования.
Слайд 3Предмет отрасли экологического права и его признаки
Предметом отрасли – являются общественные
отношения в области взаимодействия общества и природы.
Слайд 4Признаки предмета отрасли:
Отношения должны иметь волевой характер, прекращение отношений определяется волей
людей;
Экологический характер общественных отношений, вытекает из свойств природных объектов, по поводу которых и складываются эти отношения;
Отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, обеспечивающих условия жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.
Слайд 5Объекты экологических отношений:
Природные объекты, природные комплексы и окружающая среда в
целом;
Порядок (процесс) эксплуатации и охраны этих объектов.
Слайд 6Метод правого регулирования экологического права
Метод отрасли права – совокупность способов, средств,
приемов, посредством которых право воздействует на волю людей.
Метод правого регулирования – способ правового воздействия путем законодательного закрепления элементов экологической системы РФ, значимых для правового регулирования, структуры органов управления, круга экологопользователей, установление права экологопользования с помощью диспозитивного или императивного подхода.
Слайд 7Метод экологизации:
закрепление в действующем законодательстве экономически и экологически значимых элементов экологической
системы страны;
закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;
Слайд 8закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей;
регламентация правил экологопользования, обусловленных, с одной
стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;
установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.
Слайд 9Принципы экологического права
Согласно основаниям ст. 3 10 января 2002 г. N
7 - ФЗ "Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
4) ответственность за экологические правонарушения;
5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды и т.д.
Слайд 10Классификация принципов экологического права:
Слайд 11Общеправовые (конституционные) принципы:
Принцип народовластия
предоставляющий возможность народу осуществлять свою власть в экологический
отношениях непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3 Конституции РФ)
Слайд 12Принцип гуманизма
все отношения в сфере экологопользования должны строятся с учетом интересов
настоящего и будущих поколений людей.
а). недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы наносил вред здоровью людей (ст.23-25 ФЗ «Об ООС»)
б). обязанность каждого субъекта осуществлять свою деятельность таким способом, который бы обеспечивал экологическую безопасность данного поведения (ч.1 ст.33 ФЗ «Об ООС»)
Слайд 13Принцип социальной справедливости
равноправие всех перед судом и законом (ст.19 Конституции РФ);
в
праве каждый на благоприятную ОС (ст.42 Конституции РФ) и т.д.
Слайд 14Принцип законности
безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.
а) принцип
всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организаций, которые являются субъектами экологических правоотношений;
б). принцип безусловности, недопустимость отступления от выполнения нормативных предписаний;
в). принцип единства, единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.
Слайд 15Принцип интернационализма
предполагающий международное сотрудничество в области ООС (ст.81 ФЗ «Об ООС»),
приоритет международно-правовых норм над национальными.
Слайд 16Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех
форм хозяйствования (ч.2 ст.8 Конституции РФ)
а). пресечение монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов;
б). защита от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-природопользователей;
Слайд 17Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей.
установлена платность за
использования природных ресурсов, введены налоговые и иные льготы при внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий и т.д.
Слайд 18Принцип субъективного вменения
применение эколого-правовой ответственности только за виновные экологические правонарушения (ст.75
ФЗ «Об ООС»).
Слайд 19Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст.42 и 58
Конституции РФ)
выражается в том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.
Слайд 20Принцип сочетания убеждения и принуждения
отражается по формуле «Вначале убедить и лишь
потом принудить».
Слайд 21Принцип гласности
предполагающий право каждого проживающего на территории РФ на правдивую информацию
о состоянии ОС (ст.11 ФЗ «Об ООС»)
Слайд 22Принципы Общей части экологического права
Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории,
и защита прав отдельного человека.
а). земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст. 9 Конституции РФ);
б). природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, установленных законом;
в). управление в сфере использования и охраны природных объектов осуществляется под контролем органов управления общей компетенции;
г). государство вправе координировать использование природных объектов, в том числе изымать их для государственных или муниципальных нужд и принудительно выкупать.
Слайд 23Принцип строго целевого использования природных объектов
не допускает использования природных объектов
не по целевому назначению.
Слайд 24Принцип рационального и эффективного использования природных объектов
предусматривает получение при минимальных
затратах наибольшего экономического эффекта от использования природных объектов в хозяйственной деятельности, исключающей причинение экологического вреда природной среде.
Слайд 25Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов
любые природные объекты
не застрахованы от отрицательного воздействия, обусловленного хозяйственной деятельностью. При этом обязанность экологопользователя - предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий, направленных на бережное использование природных объектов.
Слайд 26Принцип комплексного подхода в экологопользовании
содержит требование, согласно которому при использовании
определенного природного объекта необходимо учитывать его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом.
Слайд 27Принцип устойчивости экологопользования
каждый экологопользователь должен быть уверен в стабильности своего положения
и мог производить все необходимые работы при эксплуатации природного объекта.
Слайд 28Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов
Платность природопользования включает
плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Слайд 29Принцип плановости экологопользования
обусловлено производственными отношениями осуществляемых в сфере народного хозяйства РФ,
которые функционируют на основе соответствующих планов.
Слайд 30Принципы Особенной части экологического права
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения
пригодные по своим
характеристикам для ведения сельского хозяйства земли прежде всего должны использоваться в сельскохозяйственных целях.
Слайд 31 Приоритет вод питьевого и бытового назначения
предусмотрен ст.133 Водного кодекса РФ,
согласно которой использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. В этих целях должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты.
Слайд 32Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых
данный принцип предусматривает требование,
согласно которому площади залегания полезных ископаемых используются прежде всего для извлечения природных богатств подземных кладовых.
Слайд 33Приоритет лесов защитного назначения
Законодательством предусматривается статус повышенной охраны для лесного фонда,
имеющего экономическое, экологическое и социальное значение. Леса, имеющие водоохранное, защитное, санитарно-гигиеническое, оздоровительное значение, расположенные на особо охраняемых природных территорий.
Слайд 34Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы
установлен требованиями ФЗ
"О животном мире". Запрещается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если для этого требуется изъять животных из природной среды, и такие действия наносят вред животным и среде их обитания.
Слайд 36Понятие источников экологического права
Источники экологического права – нормативные правовые акты содержащие
эколого-правовые нормы.
Требования:
Объективно выраженная форма – документ;
Принятые уполномоченными органами государства;
Принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.
Слайд 37Классификация источников экологического права
по юридической силе:
законы (Конституция РФ –
основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ);
подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты,а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции);
Слайд 38по предмету регулирования:
общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие
отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ);
специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях);
Слайд 39по характеру регулирования:
материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и использования природных
объектов)
процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды);
Слайд 40по характеру нормативных правовых актов:
кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ,
Лесной кодекс РФ);
некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Слайд 41Система источников экологического права
Система источников экологического права по существу представляет собой
систему законодательства.
Слайд 421. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
2.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой, прямым
действием и применяется на всей территории РФ.
3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
Слайд 434. Федеральные законы в сфере экологопользования направлены на сохранение и оздоровление
окружающей среды, проведение единой экологической политики, выработку принципов всеобщего участия граждан в охране окружающей среды и т.п.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Слайд 445. Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права
и не относятся к подзаконным нормативным актам (ст. 90 Конституции РФ).
6. Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, подразделяются на следующие группы:
а) правительственные нормативно-правовые акты (постановления Правительства РФ);
б) межведомственные нормативно-правовые акты — источники экологического права, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;
в) ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, которые принимаются министрами и ведомствами.
Слайд 457. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
8. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
9. Локальные
нормативные правовые акты
10. Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право применять аналогию закона или аналогию права (п.3 ст.11 ГПК РФ).
Слайд 46Домашнее задание:
Подготовить аннотацию Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» по структуре:
Название.
Исходные данные (дата, номер, последняя редакция).
Структура (количество глав, статей).
Предмет регулирования ФЗ.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Краткая характеристика.
Где опубликован, когда.