Слайд 1Этапы развития отрасли: формирование, рост, зрелость, спад.
Модель жизненного цикла отрасли, используемая
на сегодняшний день в стратегическом управлении, была хорошо изложена и описана Майклом Портером в 1980 году. Портер считал, что уровень зрелости рынка оказывает сильное влияние на степень и интенсивность конкурентной борьбы, а также устанавливает определенные правила конкуренции в отрасли. А значит компания должна кристально точно понимать степень развития отрасли для формирования эффективной стратегии выживания и захвата рынка.
Слайд 2Модель описывает развитие отрасли в виде линии продаж во времени, которая
называется кривая жизненного цикла отрасли.
Слайд 3Краткое описание основных этапов зрелости рынка.
Выделяют 4 стадии жизненного цикла отрасли:
1 стадия зарождения спроса,
2 стадия роста рынка,
3 стадия зрелости,
4 стадия старения или стадия рыночного спада.
Слайд 4Краткая характеристика каждого этапа: развития рынка:
Слайд 5Стадия становления отрасли
Характеризуется высокими темпами роста рынка, низким количеством конкурентов, отсутствием
угрозы со стороны товаров заменителей, использованием новых технологий, высоким уровнем инвестиций в отрасль и высоким уровнем цен. На стадии становления отрасли пенетрация (% потребления) товара или услуги среди населения мала. Потенциал роста рынка высок.
Слайд 6Стадия роста
Характеризуется укреплением рынка, который продолжает расти, показывая высокие темпы увеличения
продаж и прибыли. Конкуренция на стадии роста еще невелика, поэтому компании, оперирующие в отрасли, «пожинают плоды» своих инвестиций. Уровень цен стабилен. Но новые игроки, постепенно заимствуя технологию, начинают входить на рынок. К концу стадии роста пенетрация товара или услуги достигает своего максимума. Потенциал роста рынка высок.
Слайд 7Стадия зрелости рынка
Характеризуется замедлением темпов роста. Конкуренция растет за счет увеличения
количества игроков, производственные мощности в отрасли увеличиваются, а предложение начинает превышать уровень спроса. Начинается период развития дифференциации между многочисленными товарами. Уровень цен снижается. Пенетрация товара или услуги среди населения максимальна, растет частота использования.
Слайд 8Стадия старения рынка
Характеризуется снижением динамики продаж и спадом спроса. Компании начинают
уходить с рынка или начинаются процессы консолидации. За рыночную долю сохраняют борьбу только сильные игроки.
Слайд 9Стратегии бизнеса на стадии рождения рынка
Новая отрасль возникает в результате технологических
инноваций в продукте, появления новых потребностей со стороны покупателя, изменения структуры издержек при производстве товаров. Если рассматривать новую отрасль с точки зрения бизнес-стратегии, то это, в первую очередь, отсутствие правил работы на рынке. Отправную точку для уровня прибыльности, входных барьеров, правил распределения, рекламы, упаковки продукта создает компания, создающая рынок.
Слайд 10Важные характеристики рынка на стадии становления, которые необходимо учитывать для разработки
эффективной бизнес-стратегии:
технологическая и стратегическая неопределенность
высокие затраты на вход
угроза появления новых игроков
первые покупатели — аудитория, которая не боится инноваций и нововведений
короткая продолжительность фазы
возможность субсидирования бизнеса
Слайд 11На стадии становления рынка компания может выбрать одну из 2-х стратегий:
Стратегию
инноватора
Стратегию последователя
Слайд 12Стратегия инноватора
Инноватор (компания, которая первая предлагает продукт для рынка) обязательно должна
иметь устойчивое конкурентное преимущество, которое позволит защитить свой продукт от копирования максимально долгое время.
Исследования множества фирм, создающих новые сегменты, рынки или ниши, доказывают, что самая эффективная стратегия инноватора для сохранения конкурентного преимущества продукта — это поддержание качества продукта и создание различных вариаций продукта.
Слайд 13«Пионер» рынка должен использовать все источники сохранения конкурентных преимуществ, перечисленные ниже
в списке:
правильное позиционирование в сегменте (инноватор всегда может выбрать самую выгодную для себя позицию)
установление своих правил игры и конкуренции
создание преимущества экономии на масштабе и ,как следствие, снижения затрат при росте объема рынка
создание высоких барьеров для переключения на будущие товары-субституты
присвоение редких ресурсов и технологий
Слайд 14Стратегия последователя
Суть стратегии последователя — использовать ошибки компании-первопроходца, а также использовать
инвестиции, которые осуществляет новатор рынка на формирование спроса, обучение потребителей, построение системы распределения товара и развитие технологий. Несомненно, новатор получает вознаграждение за высокие инвестиции в качестве высокой доли рынка.
Слайд 15Стратегии бизнеса на стадии роста рынка
Стадия становления рынка проходит очень быстро
и переходит в стадию длительного и стабильного роста объемов продаж. На стадии роста впервые появляются вариации товаров, основной продукт дифференцируется. Технология становится полностью известной и начинается массовое производство.
На стадии роста рынка существует 2 варианта стратегий:
Стратегия лидера рынка (Market leader strategy)
Стратегия нападающего (Challenger strategy)
Слайд 16Стратегия лидера рынка
Лидер рынка должен всегда стремится контролировать правила конкуренции и
устанавливать новые правила игры. Лидер рынка диктует всем остальным компаниям ценовую и товарную политику, задает правила рекламы и нормативы качества продукта.
Слайд 17Цель лидера рынка
сохранение (а не максимизация) высокой рыночной доли, предоставляющей
определенную власть в отрасли. Лидер не должен ставить целью максимизировать долю рынка. В первую очередь доминирующей компании стоит определить, какой % доли рынка будет обеспечивать стабильное лидерство в сегменте, и рассчитать оптимальную долю рынка — точку, в которой любое увеличение доли будет вести к снижению рентабельности компании.
Слайд 18Тактические действия компании — лидера для достижения целевой доли рынка:
найти способ
увеличить спрос на рынке
спланировать действия по защите текущих покупателей и текущей доли рынка
увеличивать долю рынка за счет наиболее слабых игроков
Слайд 19Стратегия нападающего
Остальным компания рынка на стадии роста остается только разрабатывать наступательные
программы, которые позволят увеличивать долю и власть в сегменте:
увеличивать долю рынка за счет наиболее слабых игроков
нападать на лидера рынка в областях, которые для него не являются приоритетными и профильными
использовать ошибки и слабые стороны лидера для развития своих преимуществ
Слайд 20Стратегии бизнеса на стадии зрелости рынка
Стадия насыщения рынка — это переломный
момент в отрасли, когда все битвы за тотальную рыночную власть заканчиваются, и начинается поиск устойчивого положения в стагнирующем сегменте.
Слайд 21Стадия насыщения рынка характеризуется следующими показателями:
очень низкий рост емкости рынка,
отсутствие
новизны продукта,
высокая конкуренция,
технологическая зрелость рынка,
снижение общей рентабельности отрасли,
хороший уровень знаний потребителя о характеристиках продукта.
Слайд 22Такие структурные изменения отрасли вынуждают каждую компанию в сегменте выбрать одну
из 3-х альтернатив:
Сосредоточиться на снижении затрат и выбрать стратегию лидерства в издержках
Сосредоточиться на качестве продукта и выбрать стратегию дифференциации
Сосредоточиться на отдельных потребностях потребителя и выбрать стратегию лидерства в нише
Слайд 23Стратегии бизнеса на стадии спада рынка
Старение рынка начинается с постепенного спада
продаж и снижения уровня прибыли. Универсальной стратегией выживания на таком рынке является сокращение инвестиций и максимизация денежного потока