Слайд 1Определение безопасности жизнедеятельности (БЖД). Преобразование среды обитания - биосферы в техносферу.
Причины этого преобразования. Природные опасности (землетрясения, извержения вулканов, наводнения и т.д.). Техногенные опасности и их причины. Понятие опасности. Структура БЖД. Охрана труда и ее составные части.
Лекция1
Слайд 2Среда обитания
Человек в процессе жизнедеятельности все время взаимодействует со средой обитания.
Среда обитания – окружающая среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдалённое воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство
Слайд 4На начальном этапе своего развития средой обитания человека служила биосфера –
область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферы и верхний слой литосферы, не испытавшей техногенного воздействия. Поэтому человеку в этом случае угрожали в основном природные опасности.
Слайд 5Опасности литосферы. К таким опасностям относятся :
землетрясения,
извержения вулканов,
оползни, сели,
снежные лавины.
Все эти опасности можно рассматривать как чрезвычайные ситуации, поскольку они могут сопровождаться большими материальными и людскими потерями. Наиболее катастрофическими из них являются землетрясения и извержения вулканов.
Слайд 6Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие вследствие
внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Сила землетрясений оценивается по международной 12-ти бальной шкале MSK-64 или по шкале Рихтера, позволяющей оценить энергию сейсмических волн в магнитудах (M).
Слайд 7Землетрясение в Спитаке в 1988
Слайд 8Землетрясение на Аляске в 1964 году
Слайд 9Землетрясение в Токио и Иокогама в 1923 году(унесло жизни 150 тысяч
человек)
Слайд 10Другим видом глобальных катастроф являются извержение вулканов, что связано с перемещением
магмы в земной коре и на ее поверхности
Слайд 11Самая страшная катастрофа произошла около 3,5 тысяч лет назад в Эгейском
море, когда взорвался остров вулкан Санторин. Во время взрыва по подсчетам геологов в воздух взлетело более 70 кубических километров горных пород. Следствием этого взрыва является гибель высокоразвитой минойской цивилизации
Слайд 12Более близким к нашему времени является извержение вулкана Кракатау, происшедшее в
1883 году. Наиболее сильный взрыв, сопровождавший извержение произошел 27 августа. Шум от взрыва был слышен в Австралии на расстоянии 3600 км. Было выброшено в воздух 18 кубических километров горных пород. Образовавшееся цунами высотой до 40 м обрушилось на побережье Явы и Суматры. В результате погибло 36 тысяч человек. Было сметено с лица земли около 300 городов и селений.
Слайд 13 Опасности гидросферы.
наводнения
цунами.
Следует
отметить, что наибольший ущерб жителям Земли наносят наводнения. В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на:
половодья,
паводки,
заторы,
зажоры,
ветровые нагоны
наводнения при прорыве плотин.
Слайд 14Наиболее частыми причинами наводнений являются паводковые наводнения и ветровые нагоны. Так,
например, вследствие сильного ветра в 1824 и 1924 годах произошли навод-нения в Петербурге, приведшие к большим материальным и людским потерям. Аналогичные события произошли в Гамбурге в 1962 году. Наводнение 1931 года на реке Янцзы унесло жизни 140 тысяч человек. Во время наводнения во Флоренции в 1966 году вода поднялась до 6 метров.
Слайд 15Наводнение во Флоренции в 1966(вода поднялась до 6 метров)
Слайд 16Возникновение цунами обычно связано с подводными землетрясениями и извержением вулканов. Сила
и степень воздействия цунами определяются по 5-ти балльной шкале - от очень слабого (1 балл) до очень сильного (5 баллов). Высота волн цунами может составлять величину в несколько десятков метров, а их скорость достигать нескольких сот километров в час
Слайд 17Рекордная высота цунами была отмечена на Аляске в заливе Литуйя и
составляла величину 600 метров. Естественно, что такие цунами приводят к большим потерям..
Слайд 18Так, цунами, обрушившееся на побережье Индонезии в 2004 году, унесло жизни
250 тысяч человек
Слайд 19Опасности атмосферы. Это ураганы, бури, смерчи, туманы, гололед и т.д. Наибольшую
опасность для людей представляют ураганы и бури, т. е. опасности, связанные с большой скоростью ветра. Скорость ветра оценивает-ся по шкале Бофорта. Нулевому баллу соответствует штиль (скорость ветра– 0,2 м в секунду). 12-му баллу соответствует ураган (скорость ветра более 32,7 м в секунду). Ущерб, наносимый ураганами, бурями и другими атмосферными опасностями может быть весьма значительным
Слайд 20ураган «Катрина» в 2005 году обрушился на город Новый Орлеан. При
этом погибло 1228 человек, а эвакуировано более 1 миллиона жителей.
Слайд 21Космические опасности. Астероиды, кометы и другие. Хотя вероятность столкновения нашей планеты
с космическими телами невелика (10-8-10-5), но все-таки она не нулевая. По одной из гипотез столкновение Земли с астероидом 65 млн. лет назад привело к гибели динозавров.
Слайд 22Человек во время своей жизни обязан решать две основные задачи:
1)
обеспечить свои потребности в пище, воде и воздухе;
2) обеспечить защиту от негативного воздействия среды обитания и себе подобных.
Решая эти задачи, человек был вынужден преобразовывать среду обитания.
С середины XIX в. влияние человека на среду обитания стало существенно возрастать.
В ХХ в. на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду.
Слайд 23Этим изменениям во многом способствовали следующие факторы:
1)Рост численности населения (демографический взрыв)
на Земле и его урбанизация.
Динамика демографических процессов на планете показана на рис. 1.
Слайд 24К 1840 году население Земли составляло около 1 млрд. человек.
На
увеличение численности населения в 2 раза потребовалось 90 лет.
к 1930 году население планеты составило 2 млрд. человек.
Ещё вдвое численность населения увеличилась к 1975 году,
а в 2011 году на Земле родился 7-миллиардный житель.
Слайд 25По прогнозам специалистов, численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд.
человек, т.к. при существующем уровне развития технологий жизнеобеспечения данный уровень населения будет соответствовать удовлетворению жизненных потребностей человека.
Слайд 26Одновременно с демографическим взрывом идёт процесс урбанизации населения планеты.
Так, если
к 1830 году часть городского населения составляла 1,7% от числа всех жителей планеты, то к 1970 году это значение увеличилось до 17%, а к 2000 году составляло порядка 85%.
Урбанизация оказывает негативное влияние на природную среду в регионах, так как для крупных городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения компонент среды обитания.
Слайд 272)Рост энерговооружённости. Потребление энергоресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост
населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. О колоссальных способностях к росту потребления энергии свидетельствует использование электроэнергии в США.
По статистике, в 1970 году население США составляло 7% от населения планеты, а производство электроэнергии составляло 30% от мирового уровня.
Слайд 283)Интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. К данной категории относятся рост
промышлености и использование в сельском хозяйстве различных токсичных веществ.
Развитие промышленного производства ведёт к увеличению объёма выброса загрязняю-
щих веществ в атмосферу.
Избыточное количество вносимых удобрений, а также средств борьбы с вредителями приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведёт к загрязнению водоёмов, особенно в паводковый период
Слайд 294)Массовое использование транспорта и развитие транспортной сети. Постоянное увеличение количества автомобилей
в мире негативно ска-зывается на качестве атмосферы. Так, если в 1986 на планете насчитывалось около 500 млн автомобилей, то к 2010 году это количество превысило 1 млрд. Отрицательное влияние на атмосферу оказывают также вырубки лесов для расширения транспортных сетей.
5)Развитие военной промышленности. Ядерное, химическое, бактериологическое оружие представляет потенциальную опасность для всей планеты. Сброс в водоёмы и захоронение в землю ядерных отходов наносит непоправимый вред биосфере Земли.
Слайд 30В результате произошло преобразование биосферы в техносферу - части биосферы, преобразованной
человеком с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим потребностям. На планете остаётся всё меньше территорий с ненарушенными экосистемами (табл. 1).
Слайд 31Основным фактором, влияющим на появление опасностей в техносфере, является человеческий фактор.
Он может проявиться на любых этапах разработки, использования технических систем и устройств.
А также при взаимодействии различных групп человеческого общества. Поэтому на опасности техносферы и их воздействие на человека большое влияние оказывают психические процессы, протекающие в человеке (память, ощущения, эмоции и др.), психические свойства человека, в том числе его темперамент (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики).
Слайд 32 Кроме того, в процессе жизнедеятельности организм стремиться приспособиться к изменяющимся
условиям. При этом возникает состояние психической напряженности, называемое стрессом. Все это приводит к тому, что в техносфере могут возникать аварии, катастрофы, наносящие большой материальный ущерб
приводящие к гибели людей.
Слайд 33Так, например, из-за ошибок в проектировании, связанных с вмешательством короля Густава
II, в 1628 году утонул надежда Швеции фрегат «Ваза».
Слайд 34В 1912 году свой первый и последний рейс совершил «Титаник». Причина
– повышенная скорость при наличии айсбергов (шла борьба за Голубую ленту Атлантики), неверные действия капитана во время столкновения. В результате погибло 1517 пассажиров и членов команды
Слайд 35 В декабре 1917 года произошла трагедия в канадском городе Галифаксе.
Вследствие нарушений правил судовождения взлетело на воздух французское судно «Монблан», перевозящее около 2,5 тысяч тонн взрывчатых веществ. В результате было разрушено полностью или частично более 3000 домов. Погибло по официальным данным около двух тысяч жителей. Столько же пропало без вести.
Слайд 36До атомного взрыва в Хиросиме это был самый мощный взрыв. В
апреле 1986 года произошла авария на 3-ем энерго-блоке Чернобыльской АЭС. Причиной явились ошибки, совершенные при проведении эксперимента на этом энергоблоке. В результате большая территория была заражена радиоактивными веществами. По подсчетам специалистов погибло, и было подвергнуто облучению 75 тысяч человек.
Слайд 37Следующей крупной аварией на АЭС является авария на японской АЭС в
Фукусиме в марте 2011 года. Последствия этой аварии по масштабам выбросов превз-шли Чернобыльскую в 20 раз. Непосредственной причиной явилось мощное землетрясение и возникшее в результате этого цунами. Однако, при проектировании АЭС не была учтена сейсмическая опасность района ее расположе-ния. Таким образом, в данном случае наблюдается комбинированное действие опасностей биосферы и техногенного характера.
Слайд 38Однако в любом случае взаимодействие человека со средой обитания имеет как
положительный, так обязательно и негативный характер. Поэтому можно сделать вывод о том, что любая жизнедеятельность человека потенциально опасна (основная аксиома БЖД). Важным законом в БЖД является закон о неустранимости отходов, которые могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве.
В соответствии с законом сохранения жизни Ю. Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
Слайд 39Таким образом, при жизни человек связан с внешним миром (средой обитания)
потоками вещества, энергии информации, поглощая (или излучая) их. С этой точки зрения различают четыре состояния, которые возникают при взаимодействии человека с потоками энергии, вещества и информации:
Комфортное (оптимальное) состояние, при котором потоки вещества, энергии и информации таковы, что обеспечивается наилучшее состоя-ние человека и природной среды.
Допустимое состояние, при котором потоки таковы, что человек ощущает дискомфорт. При этом возможны некоторые обратимые изменения здоровья человека, а также элементов природной среды.
Опасное состояние, при котором потоки таковы, что наблюдаются необратимые изменения в организме человека и природной среде. При дли-тельном воздействии возникают заболевания человека и происходит деградация элементов природной среды.
Чрезвычайно опасное состояние, при котором потоки таковы, что могут привести к травмам человека вплоть до летального исхода. При этом происходит разрушение элементов природной среды.
Слайд 40Стремительное развитие техносферы стало причиной возникновения такой науки, как безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Таким образом, цель науки БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воз-действий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Объектом защиты является человек.
Предмет исследований в науке БЖД – опасные факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, а также средства и системы защиты от опасностей.
Слайд 41Центральным понятием в БЖД является опасность. Опасность – это негативное свойство
живой и неживой материи способное причинять ущерб самой материи, человеку, природной среде. И БЖД посвящена изучению опасностей, угрожающих человеку, закономерностям их проявления и способам защиты от них.
Безопасность жизнедеятельности подразделяется на две области:
БЖД чрезвычайных ситуациях (ЧС) и
БЖД в нормальных условиях ,которая в свою очередь на БЖД на производстве (охрана труда) и БЖД в быту.
В рамках данного курса в основном рассматривается БЖД на производстве, а также БЖД в ЧС.
Слайд 42Охрана труда – это система законных актов, социально-экономических, организационно-технических и лечебно-профилактических
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособности людей. Структура охраны труда приведена на рис.3.
Техника безопасности – раздел охраны труда, в котором изучаются опасные производственные факторы и рассматриваются методы защиты от них (система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие опасных производственных факторов).