Основы законодательства в сфере дорожного движения
Основы законодательства в сфере дорожного движения
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить виды и порядок проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Пешеходные переходы. Правила проезда пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».
Классификация железнодорожных переездов и порядок движения транспортных средств через них. Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.
Решение ситуационных задач.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЛИТЕРАТУРА:
Правила дорожного движения Российской Федерации, – М.: За рулём, 2018
Г.Б. Громоковский и др. Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д», – М.: Рецепт холдинг, 2018
https://автошколадома.рф
http://avtonauka.ru.
http://avto-russia.ru.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 , и выделенный для движения пешеходов через дорогу. С 2014 года под определение «Пешеходный переход» попадает ещё и обозначенный этими знаками участок трамвайных путей.
Рассмотрим, в каких местах Правила разрешают движение пешеходам через проезжую часть. Ответ на этот вопрос даёт п. 4.3 ПДД:
«Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».
На пешеходных переходах ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
обгон – п. 11.4;
остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним – п.п. 12.4 и 12.5;
разворот – п. 8.11;
движение задним ходом – п. 8.12.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Четырнадцатый раздел ПДД – не самый большой. Здесь всего семь, казалось бы, простых требований. Но каждое из них нуждается в комментарии. В чём вы сейчас и убедитесь.
1. Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Если уж строго в соответствие с «буквой» Правил, то сейчас водитель ничем не обязан пешеходам.
Ведь уступать дорогу требуется только пешеходам, «переходящим или вступившим» на проезжую часть, а в настоящий момент пешеходы стоят на тротуаре.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
А вот сейчас пешеход, если не «переходящий», то уж точно «вступивший» на проезжую часть.
И, следовательно, обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
2. Правила. Раздел 14. Пункт 14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учётом требований пункта 14.1 Правил.
Вот как раз такая ситуация – у белого автомобиля вспыхнули стоп-сигналы, и он явно тормозит и даже останавливается прямо перед пешеходным переходом. С чего бы это?
Конечно, всё может быть, и причина остановки может быть любая.
Но Ваша задача – предполагать, что он пропускает пешеходов.
И, следовательно, надо тоже снижать скорость или даже остановиться. А там уже посмотрите, можно ли продолжать движение.
ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРАНИЧЕННЫЙ ИЛИ ЗАКРЫТЫЙ ОБЗОР
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
И в подавляющем большинстве случаев именно так оно и будет – из-за остановившейся машины появится пешеход. И очень хорошо, что вы снизили скорость и предполагали такое развитие событий. И очень хорошо, что в Правилах есть такое требование. Осталось только нам, водителям, научиться его неукоснительно исполнять.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
3. Правила. Раздел 14. Пункт 14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.
Конечно же, сейчас, когда на светофоре горит «красный», водители должны стоять у стоп-линии.
Но вот сигналы переключились – загорелся «зелёный». И что же, будем давить пешеходов?
В принципе, каждому нормальному водителю и так понятно, что надо дать пешеходам возможность завершить переход. Тем не менее, Правила сочли необходимым узаконить эту норму и прописали её в пункте 14.3.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
4. Правила. Раздел 14. Пункт 14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
Сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходы на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено!
Только не надо останавливаться в 5-ти метрах от перехода, это же не преднамеренная остановка. Достаточно просто не наехать на «зебру».
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
5. Правила. Раздел 14. Пункт 14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
Иначе говоря, слепые пешеходы всегда и везде пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами. Важно только, чтобы у них была белая трость, и чтобы они несли её в вытянутой вперёд руке (иначе, как водители догадаются, что это слепой пешеход).
Уверяю вас, белая трость у них будет, они без неё не ходят.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
6. Правила. Раздел 14. Пункт 14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Что касается автобусов или троллейбусов, то посадка-высадка пассажиров крайне редко осуществляется с проезжей части. А вот с трамваем это сплошь и рядом.
И, конечно же, сейчас водитель должен остановиться и дождаться, пока закончится посадка-высадка пассажиров.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Но вот посадка-высадка закончилась, а трамвай никуда не едет. Более того, водитель трамвая даже не закрыл переднюю дверь! Можно ли нам начинать движение? Или нужно стоять, пока трамвай не поедет?
Прочитаем ещё раз внимательно пункт 14.6 – Водитель должен уступить дорогу пешеходам!
А «уступить дорогу», как вы уже знаете, это не обязательно остановиться. Уступить дорогу – это не вынудить (в данном случае пешеходов) изменить скорость или направление движения.
А раз пешеходов нет, то и стоять нечего – можно начинать движение.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Другое дело, что у трамвая могут внезапно открыться двери, и оттуда выпадет пассажир.
Или неожиданно появятся опаздывающие, но не потерявшие надежду ещё успеть.
Так что двигаться-то можно, но очень аккуратно и осторожно, внимательно контролируя происходящие вокруг события.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
7. Правила. Раздел 14. Пункт 14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, с включённой аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.
Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» .
Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге.
Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию.
А наша задача – приближаясь к такому автобусу, снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Рассмотрим вопрос, касающийся проезда пешеходного перехода:
Вам можно выполнить разворот:
1. Только по траектории А.
2. По траекториям А и В.
3. По любой траектории из указанных.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Правильный ответ – 2.
Комментарий к задаче:
Перед Вами нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2, а также разметкой 1.14.1 «зебра». Правилами развороты ЗАПРЕЩЕНЫ ТОЛЬКО НА САМИХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ (п. 8.11), поэтому Вы можете выполнить разворот по траектории А или В.
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
И вопрос, касающийся проезда остановок маршрутных транспортных средств:
Подъехав к трамваю попутного направления, остановившемуся у посадочной площадки, которая расположена посередине дороги, водитель должен:
1. Уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него.
2. Остановиться и продолжить движение только после закрытия дверей трамвая.
3. Остановиться и продолжить движение только после начала движения трамвая.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Правильный ответ – 1.
Комментарий к задаче:
Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю или от него, если посадка и высадка пассажиров производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней (п. 14.6).
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Железнодорожный переезд – это пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
В настоящее время в нашей стране находится в эксплуатации свыше 21000 железнодорожных переездов.
Все знают, какие трагедии случаются на железнодорожных переездах. Как было бы хорошо, если бы наши дороги никогда не пересекались с железнодорожными путями. К сожалению, пока об этом можно только мечтать, пересечения с железнодорожными путями случаются сплошь и рядом, и всё, что нам, водителям, остаётся – это строго выполнять предписания Правил.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Железнодорожные переезды подразделяют на однопутные и многопутные, регулируемые и нерегулируемые.
На регулируемых переездах возможность движения через них водители определяют:
по положению шлагбаума;
сигналам светофора и звуковой сигнализации;
по сигналам дежурного по переезду (регулировщика).
Многие регулируемые переезды оснащаются барьерами-автоматами, не позволяющими водителям при закрытом шлагбауме (запрещающих сигналах светофора) выезжать на переезд.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
На нерегулируемых переездах отсутствуют все вышеперечисленные технические устройства оповещения водителей о запрещении движения через переезд, а также нет и дежурного по переезду.
На нерегулируемых переездах водитель должен самостоятельно определить возможность движения через железнодорожные пути.
Перед нерегулируемыми переездами устанавливается знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» , ОБЯЗЫВАЮЩИЙ водителей остановится перед принятием решения о возможности дальнейшего движения.
Следовательно, водитель, приближаясь к железнодорожному переезду, должен определить его тип. Помогут водителю сориентироваться предупреждающие знаки 1.1-1.4:
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Приступим к изучению порядка движения транспортных средств через железнодорожные переезды, т.е. пятнадцатого раздела Правил. Здесь уже восемь требований. И каждое из них нуждается в комментарии.
1. Правила. Раздел 15. Пункт 15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
В принципе, можно попробовать пересечь железнодорожные пути и за пределами железнодорожного переезда.
Но это будет нарушением Правил дорожного движения.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
2. Правила. Раздел 15. Пункт 15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиям дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду, и убедится в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
Вообще-то, что может быть более естественным, чем выполнение требований дорожных знаков, светофоров и разметки. Причём не только при подъезде к железнодорожному переезду, а вообще везде и всегда.
Ну, а при подъезде к железнодорожному переезду требуется ещё и руководствоваться положением шлагбаума (если он есть) и подчиняться указаниям дежурного по переезду, что, согласитесь, тоже абсолютно естественно. Но вот что по-настоящему важно:
Во всех случаях Правила обязывают водителей, прежде чем въезжать на переезд, убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Через мгновенье последний вагон поезда минует переезд. И что, уже можно будет начинать движение?
Так вот, по Правилам водитель сейчас ДОЛЖЕН ОСТАНОВИТЬСЯ У ЗНАКА и убедиться в отсутствии приближающегося поезда!
И только после этого можно въезжать на переезд.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
3. Правила. Раздел 15. Пункт 15.3. Запрещается въезжать на переезд:
– при ЗАКРЫТОМ ИЛИ НАЧИНАЮЩЕМ ЗАКРЫВАТЬСЯ ШЛАГБАУМЕ (независимо от сигнала светофора);
– при ЗАПРЕЩАЮЩЕМ СИГНАЛЕ СВЕТОФОРА (независимо от положения и наличия шлагбаума);
– при ЗАПРЕЩАЮЩЕМ СИГНАЛЕ ДЕЖУРНОГО ПО ПЕРЕЕЗДУ (дежурный обращён к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарём или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
– если к переезду В ПРЕДЕЛАХ ВИДИМОСТИ ПРИБЛИЖАЕТСЯ ПОЕЗД (локомотив, дрезина).
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
На экзамене в ГИБДД вам будут задавать такие вопросы:
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум
разрешает, а светофор запрещает?
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум
запрещает, а светофор разрешает?
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум
поднят, на светофоре ничего не горит, но на переезд
вышел дежурный и стоит к вам грудью или спиной,
разведя руки в стороны?
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Конечно же, во всех перечисленных случаях движение через переезд запрещено. Въезжать на переезд можно только, если выполнены все условия – и шлагбаум поднят, и на светофоре разрешающий сигнал, и дежурного нет на переезде, и в пределах видимости нет приближающегося поезда.
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
4. Правила. Раздел 15. Пункт 15.3. Запрещается въезжать на переезд, если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
Правила имеют в виду вот эту ситуацию – ехавший впереди автомобиль остановился сразу за переездом.
Если Вы сейчас продолжите движение, то останавливаться придётся прямо на переезде. Понятно, что в этом случае Правила запрещают въезжать на переезд.
Как это ни досадно, но придётся подождать, пока за переездом освободится место.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
5. Правила. Раздел 15. Пункт 15.3. Кроме того, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
– самовольно открывать шлагбаум.
Тот факт, что запрещено самовольно открывать шлагбаум, комментария не требует, а вот с объездом стоящих перед переездом транспортных средств надо бы разобраться.
Как правило, уже за 100 метров до переезда осевая линия, разделяющая встречные потоки транспорта, становится сплошной. И в этом случае объезжать очередь у переезда может только нарушитель Правил.
Но ведь разметки может и не быть. И на любом другом участке такой двухполосной дороги, выезд на «встречку» не запрещён.
Но только не перед переездом! Объезжать очередь у переезда с выездом на полосу встречного движения Правилами ЗАПРЕЩЕНО! За такое нарушение можно на полгода лишиться прав.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
6. Правила. Раздел 15. Пункт 15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 метров от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 метров до ближайшего рельса.
Эти две цифры (5 метров и 10 метров) необходимо запомнить. Во-первых, об этом будут спрашивать на экзамене, а, во-вторых (и это самое главное), в реальной действительности, останавливаясь перед переездом, не забудьте оставить 5 метров до шлагбаума.
А если шлагбаума нет, тогда остановиться надо не ближе 10 метров до ближайшего рельса.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Эти пять или десять метров Правила оставили для автомобилей оперативных служб, если они торопятся выполнить неотложное служебное задание.
Пять метров до шлагбаума (или 10 м до ближайшего рельса) – святая обязанность водителей во всех случаях!
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Но, как правило, устроители дорожного движения подсказывают водителям место остановки:
Либо знаком 2.5, и тогда нужно останавливаться у знака
Либо на проезжей части будет нанесена стоп-линия, и тогда останавливаться нужно у стоп-линии
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
7. Правила. Раздел 15. Пункт 15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Что может быть ужаснее, чем застрять на переезде. Ну, допустим, кончился бензин, и двигатель не заводится. Даже опытные водители в такой ситуации теряют голову.
А казалось бы, чего проще! Включайте первую передачу и заводите двигатель. Двигатель без бензина не заведётся, но машина поедет на электрической тяге – стартёр вращает коленчатый вал, передача включена, педаль сцепления отпущена – машине деваться некуда и она будет двигаться вперёд.
Аккумулятора, правда, надолго не хватит, но с переезда точно уедете.
А в противном случае всё может закончиться печально. Но, главное, чтобы без жертв и пострадавших! Поэтому, первое, что должен сделать водитель – это НЕМЕДЛЕННО ВЫСАДИТЬ ПАССАЖИРОВ!
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
8. Правила. Раздел 15. Пункт 15.5. Одновременно водитель должен:
– при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
– оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги (один длинный и три коротких звуковых сигнала). При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигналы остановки.
ПРИМЕЧАНИЕ. Сигналом остановки служит КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РУКИ (днём с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью – с факелом или фонарём).
Основы законодательства в сфере дорожного движения
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
Рассмотрим несколько вопросов, касающихся проезда железнодорожных переездов:
Что должен в первую очередь сделать водитель, застрявший на железнодорожном переезде?
1. Позвонить по мобильному телефону в службу спасения.
2. Принять меры для освобождения переезда.
3. Немедленно высадить всех пассажиров (включая собак, кошек и прочую живность).
Как Вы будете объяснять человеку, что такое сигнал остановки для машиниста поезда?
1. Это значит громко кричать.
2. Это значит быстро бежать.
3. Это значит совершать круговое движение рукой с хорошо видимым предметом.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Правильный ответ – 3.
Правильный ответ – 3.
ЗАНЯТИЕ: Движение в особых условиях
На каком наименьшем расстоянии до ближайшего рельса Вы должны остановиться?
1. – 5 м.
2. – 10 м.
3. – 15 м.
4. – 20 м.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Правильный ответ – 2.
Комментарий к задаче:
При отсутствии шлагбаума Вы должны остановиться не ближе 10 метров от ближайшего рельса (п. 15.4).
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:
[1] Законспектировать порядок проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов (разделы 14, 15).
[2] Решить задачи 1.12, 2.9, 3.5, 5.16, 6.12, 8.14, 9.9, 10.16, 11.9, 12.13.
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть