Слайд 2Цель – это…
предвосхищаемый результат деятельности;
предметная проекция будущего;
субъективный образ желаемого, опережающий отражение
событий в сознании человека;
осознанный образ предвосхищаемого результата активности человека.
Слайд 3Целеполагание в обучении
Это установление учениками и учителем целей и задач обучения
на определенных его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей обучения, воспитания и развития не должен носить волюнтаристический характер.
Слайд 4Иерархия целеполагания
Цель образовательной политики РФ;
Цель образовательной политики ЧР;
Цель деятельности образовательного учреждения;
Цель
деятельности ЦМО, ШМО;
Цель реализации учебной дисциплины;
Цель реализации раздела дисциплины;
Цель реализации темы или урока (дидактическая, развивающая, воспитательная);
Слайд 6Дидактическая (обучающая) цель урока
Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и
надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.
Слайд 7Развивающая цель
Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной,
эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Слайд 8Воспитательная цель
Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного
на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется прежде всего системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности [153]. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпрофессиональных качеств.
Слайд 9Педагогические задачи
Достижение цели происходит не прямым
путем, а через решение системы задач.
Задача – это ступень в общем движении к цели, частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задача появляется, когда цель разбивают на слагаемые элементы (иногда говорят «декомпозируют цель») и направляют усилия на получение данных элементов общего продукта деятельности. В ходе деятельности субъект обычно забывает о цели, но помнит о системе задач и выстраивает деятельность как последовательное решение задач. Допустим, целью садовника является роза. Он копает землю, культивирует почву, продумывает режим полива и подкорм растения. Его внимание полностью захвачено этими задачами, он стремится максимально качественно их выполнить. Цель как бы отодвигается в тень, на задний план.
Забвение цели означает потерю стратегии деятельности, и тогда как тактическая сторона деятельности теряет свою значимость. Предположим, садовник в увлечении конкретными действиями не учел месторасположение розы в саду, и она никак не изменила садовый интерьер, ее красота никого не порадовала. Но ведь он выращивал ее именно для радости людей. Цель – при выполненных задачах! – не достигнута.
Слайд 10Педагогические задачи
Рассмотрим взаимосвязь и
взаимообусловленность цели и задач. Задача – часть цели, ее составная, ее слагаемое. Однако выполнение задачи должно совершаться в контексте цели, несмотря на то, что акт выполнения задачи автономен, как бы существует сам по себе. Например, педагог, обучая детей правилам этикета, ни в коем случае не может упустить контекста цели; достойный человек – это «homo moralis»? Умеющий быть всегда ориентированным на другого человека, находящегося рядом; осваивая с детьми единицы измерения времени, педагог обязательно введет философический комментарий о ходе жизни как проживании секунд, минут, часов, составляющих содержание жизни человека.
В момент выполнения задачи, она, эта задача, выступает для субъекта целью, а следовательно, обрастает рядом других задач – уровнем ниже. Сохраняя контекст общей цели деятельности, педагог попадает в удивительное поле постоянных преобразований цели в задачи, задачи в цели. Поэтому в педагогической практике бытeт недоумение: что именно является целью? что есть задача? Цель урока достигается посредством решения педагогических задач.
Слайд 11Рекомендации к постановке цели
Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня
и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др. Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе
указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Слайд 12
Цель может быть общая и конкретная, дальня и ближняя, внешняя или
внутренняя, осознаваемая или нет. Поставить цель, значит, предсказать спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал.
Слайд 13Направления цели
Цели могут быть направлены:
— на развитие
ребенка в целом;
— на развитие определенных способностей ребенка;
— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств;
- обеспечение гармоничного эстетического и физического развития;
- выработку навыков здорового образа жизни;
— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
Слайд 14Существительные для формулировки цели
Для написания формулировки цели педагог может использовать
существительные:
— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика,
укрепление, взаимодействие, формирование и др.
Слайд 15Глаголы для формулировки цели
способствовать, развивать, приобщать, помочь, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить,
поддержать, расширить, углубить, познакомить
Слайд 16Примеры постановки задач
Пример1:
Цель дидактическая: Обеспечить усвоение понятия
на уровне его понимания и осмысления.
Задачи:
объяснить содержание понятия;
проиллюстрировать примерами рассматриваемое явление или процесс;
отметить значимость его для практики.
Пример2;
Цель дидактическая: (то же понятие) Усвоить учащимся на уровне применения.
Задачи:
Организовать самостоятельную работу над понятием;
Предложить набор упражнений, вопросов, заданий;
Показать образец их выполнения и объяснить действия.
Слайд 17Примеры постановки целей и задач
Рис. 2 Схема планирования работы профессионального учебного
Слайд 18 Пример постановки цели и задач внеклассного или кружкового мероприятия
В качестве образца построения четкой системы целей конкретного занятия приведем цели
занятия кружка «Умелые руки» по теме «Вышивание крестом».
Тип занятия: обобщение и закрепление изученного материала.
Дидактическая (обучающая) цель: систематизация и обобщение знаний, умений и разработка практических навыков в процессе вышивания крестом.
Задачи:
усвоить на уровне осмысленного воспроизведения схемы вышивания простым и болгарским крестом; уметь самостоятельно вышивать крестом на различных тканях; развивать эстетический вкус подбора ниток для работы; учить правильно рассчитывать необходимое количество ниток и другой фурнитуры для работы при вышивании.
Развивающая цель: способствовать развитию творческого и критического мышления учащегося
Задачи:
формировать у учащихся умения: сличения, самостоятельности, экономичности, конкретизации, анализировать и синтезировать; развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие); аргументировано отстаивать свое мнение или точку зрения.
3. Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации
Задачи:
воспитывать у учащихся умение осознанно проявлять ответственность за своевременное и правильное выполнение задания; воспитывать аккуратность и точность в работе; развивать требовательность к себе и товарищам; воспитывать толерантное отношение к ситуации к окружающим.
Слайд 19Пример постановки цели и задач учебного занятия
В качестве образца построения четкой
системы целей конкретного занятия по теме «Учет основных хозяйственных процессов» (специальность «Экономика и бухгалтерский учет»).
Тип занятия: обобщение и закрепление изученного материала.
1.Дидактическая (обучающая) цель: систематизация и обобщение знаний и умений по учету основных хозяйственных процессов.
Задачи:
усвоить на уровне осмысленного воспроизведения схемы учета процессов снабжения, производства и реализации; уметь самостоятельно: оформлять бухгалтерскими записями процессы снабжения, производства и реализации; определять фактическую себестоимость приобретенных материальных ценностей, произведенной продукции, финансовый результат от реализации продукции.
2. Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления
Задачи:
студент должен демонстрировать умения: анализировать производственную ситуацию; обобщать изученный материал и делать выводы; сравнивать и сопоставлять различные точки зрения; аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3.Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Задачи:
студент должен осознавать и проявлять: ответственность за своевременное и правильное ведение учета производственных процессов на счетах бухгалтерского учета, аккуратность и точность в расчетах; умение работать сообща.
Слайд 21Варианты формулировок цели
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской
народной творческой манерой исполнения.
2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и…
3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.
4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Слайд 227. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
13. Профилактика асоциального поведения.
14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
15. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.
Слайд 23Варианты формулировок задач
Воспитательные задачи:
1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Слайд 24
Развивающие задачи
Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения
доводить дело до конца т.д.
Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
3. Развитие артистических способностей.
4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Слайд 25Обучающие задачи
1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной
певческой манерой исполнения.
2. Обучить навыкам танцевального мастерства.
3. Формировать музыкально-ритмические навыки.
4. Научить правильному дыханию.
5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Слайд 26Министерство образования и молодежной политики гоу «чувашский республиканский институт образования»
Кафедра технологии
и профессионального образования
Курсовой проект
«Этапы проектирования и реализации системы воспитательной работы в образовательном учреждении»
Выполнил:
Научные руководители:
Чебоксары 2013
Содержание
Введение (актуальность темы, противоречие, проблема, цель и задачи, гипотеза)
Глава 1. (теоретическое обоснование выбранной темы курсового проекта)
1.1.
1.2.
1.3.
Глава 2. Практическая часть курсового проекта по завяленной теме
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение
Приложение
Литература