Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»
Автор проекта: преподаватель общеобразовательных гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности» Костяев Сергей Николаевич
Слайд 2Актуальность проекта
Продиктована требованиями времени и отражена в стандартах IV
поколения, лозунг которых – научить учиться. Позиция ученика – активная, он выступает не в роли пассивного получателя, реципиента готовой информации, а учится добывать, трактовать и использовать ее самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы.
Слайд 3
ФГОС III ПОКОЛЕНИЯ
Ориентация на результат в виде сформированной позитивной мотивации
обучающихся
Использование
интерактивных
методов
обучения
Успешно
социализированный
и высококомпетентный
выпускник
колледжа
Слайд 4Цель проекта
Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно активизировать
познавательную деятельность учащихся при изучении истории, обществознания, философии и других гуманитарно-социальных дисциплин для повышения качества образования.
Слайд 5Задачи проекта
определить наиболее эффективные для активизации познавательной деятельности обучающихся приемы, методы
и технологии интерактивного обучения;
повысить интерес к общественным дисциплинам и развивать мотивацию учебной деятельности;
включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу ;
ориентировать на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения
повысить результативность обучения, которая отражается в ходе промежуточной и итоговой аттестации в СПО;
ориентировать обучающихся на сдачу ЕГЭ по истории и обществознанию, которая не является обязательной для обучающихся в организациях СПО.
Проект соответствует целевому ориентиру и методической теме образовательной организации: ««Формирование ключевых компетенций студентов в условиях перехода на новые ФГОС»
Слайд 6Новизна проекта
заключается в апробации использования в условиях СПО возможностей
интерактивных методов обучения при преподавании общеобразовательных дисциплин
Слайд 7Практическая значимость исследования
возможность применения результатов исследования при изучении общественных дисциплин в
других образовательных организациях СПО
Слайд 8Объект исследования:
педагогический опыт по использованию технологии интерактивного обучения в процессе урочной
и внеурочной деятельности обучающихся по истории, обществознанию, праву, философии.
Слайд 9Предмет исследования
методы интерактивного обучения как средство повышения мотивации познавательной деятельности, формирования
учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Слайд 10При выборе темы и постановке целей и задач проекта выявлены противоречия:
между
необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и меньшем, чем в общеобразовательной школе, количестве часов, отводимых на изучение общеобразовательных общественных дисциплин (истории, обществознания, права);
между высокими требованиями, предъявляемыми к компетенциям студентов в области социальных дисциплин и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
между возрастающей практической значимостью общественных дисциплин для успешной социализации и профессиональной адаптации студентов и дефицитом учебного времени.
Слайд 11Гипотеза:
Если целенаправленно и систематически использовать интерактивные методы в преподавании общественных дисциплин
для формирования у обучающихся познавательной деятельности, то это позволит им:
значительно повысить мотивацию к обучению и качество знаний по истории и обществознанию и т.д.,
освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;
выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
свободно направлять творческие возможности на решение различных задач
развить коммуникативную культуру, помочь стать способным к пониманию, адекватной оценке и терпимости к другим мнениям;
адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,
овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.
Слайд 12План реализации
Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме интерактивных методов обучения.
Определить наиболее
приемлемые способы и формы в организации изучения социально-гуманитарных дисциплин с применением интерактивных методов обучения.
Разработать механизм взаимодействия преподавателя и обучающегося на основе избранных интерактивных технологий.
Применять полученные в ходе реализации проекта результаты в своей преподавательской практике.
Слайд 13Предполагаемые результаты:
высокий уровень познавательной активности;
повышение интереса к общественным дисциплинам и развитие
мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение обучающихся создавать исследовательские и проектные работы, формирование логической и коммуникативной культуры мышления на основе участия в диспутах, круглых столах и т.д.;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Слайд 16Аналитический этап
Использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению,
основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Метод направлен на изучение уровней познавательной активности.
Слайд 18Практический этап
В ходе реализации проекта из интерактивных методов применялись, по большей
части, следующие:
дискуссия (диспут);
эвристическая беседа;
«мозговой штурм»;
метод проектов
Слайд 19В качестве примера могу сослаться на опыт применения технологии диспута
Слайд 20Динамика успеваемости за 2012-2013 – 2014-2015 уч. годы
Слайд 24Выводы
Использование интерактивных педагогических технологий для повышения мотивации при изучении гуманитарно-социальных дисциплин
в организациях СПО обосновано и целесообразно.
Слайд 25Использованные информационные ресурсы
1. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе.
Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2003.
2. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография. М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. 254 с.
3. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
4. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.
5. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
6. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс [Электронный ресурс] – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http:// www.iori.hse.ru/tuning/materials/Introduction_Tuning%20 Educational%20Structures.pdf
7. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2003
8. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106.
9. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
PAGE