Слайд 1Педагогический аспект реабилитации инвалидов: воспитание и обучение детей инвалидов.
Учитель:
Миронова О.В.
Слайд 2"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети
могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".
Д.А. Медведев.
Слайд 3Педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы обучения,
воспитания и всестороннего развития детей с физическими и умственными ограничениями; эти меры облегчают подготовку к профессиональной деятельности, жизни в обществе и семье.
Слайд 4Реабилитация (от лат. rehabiltatio— восстановление в правах) — система медицинских, психологических и
социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.
Слайд 5Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Слайд 6Реабилитировать ребенка — значит снять у него страх перед школой, восстановить
и укрепить общенаучные навыки, способность к волевому усилию, восполнить пробелы в знаниях, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить желание быть учеником. Именно для этого ребенка посылают в реабилитационное учреждение, в котором ему помогут снизить эмоционально-психологическое напряжение и помочь ребенку забыть прежние занятия, приносившие ему отрицательные эмоции, а иногда даже и унижение.
Слайд 7Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной
терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Слайд 8Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья:
- умственные нарушения
- психические
нарушения
- слуховые и вестибулярные нарушения
- зрительные нарушения
- висцеральные и метаболические нарушения
- уродующие нарушения
- прочие нарушения
Слайд 9Воспитание и обучение детей-инвалидов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24-11-95 181-ФЗ (ред- от 27-05-2000)
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2016)
Статья 18. Воспитание и обучение детей - инвалидов
Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей - инвалидов.
Слайд 10 Для инвалидов образование играет сегодня более
важную роль, чем для «здоровых» людей, так как это один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости.
Обладая данным ресурсом и реализуя его на практике, лица с инвалидностью способны повысить не только свой материальный уровень, но и свои мотивации, направленные на повышение личностного статуса и на полноценное включение в жизнь общества.
Слайд 11Воспитание и обучение детей-инвалидов
1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты
населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание детей-инвалидов и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Слайд 12Воспитание и обучение детей-инвалидов
2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры
и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
Слайд 13Воспитание и обучение детей-инвалидов
3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность
их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Слайд 14Воспитание и обучение детей-инвалидов
4. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов
в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Слайд 15Воспитание и обучение детей-инвалидов
5. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных
испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
Слайд 16В России существуют специальные (коррекционные) учреждения для детей с ограниченными возможностями.
Образовательные
учреждения, органы социальной защиты населения и т. д. обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов.
Слайд 17 Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для
пребывания в детских дошкольных учреждениях. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания их в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Слайд 18Создаются реабилитационные учреждения
В реабилитационных учреждениях (школы-центры) предусмотрено применение
четырех видов программ:
1. Учебная программа для умственно отсталых (нарушение интеллекта в степени имбецильности).
2. Для умственно отсталых (степень дебильности).
3.Для детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
4.Для детей с пограничным состоянием и неуточненным,
неустойчивым состоянием интеллектуального развития.
Слайд 19Индивидуальный дифференцированный подход
Количество детей в классе не должно превышать 8—10 человек.
Режим дня у детей должен быть строго расписан и соблюден: нормированы часы для обучения, отдыха, занятий в коррекционных студиях, подготовки домашних заданий.
Продолжительность уроков — 45 мин. (на уроке могут быть небольшие паузы), перемены — 10 мин., большие перемены — 20 мин.
Слайд 20Система оценок
Начинать:
с оценивания прилежания
отношения к учебе
а затем, постепенно
оценивать его
знания и умения
Слайд 21Лечебная физкультура
Обязательна и незаменима ЛФК, так как
у многих детей имеется:
нарушение опорно-двигательного аппарата
снижение мышечного тонуса
вялая осанка
сколиоз
недоразвитие вестибулярного аппарата
Слайд 22Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде, новой системе
отношений, необходим комплекс условий, обеспечивающий:
хороший быт
возможность вернуться к получению образования и приобщиться к труду
пристальное медико-психологическое обследование и восстановление
индивидуальный патронаж
Слайд 23Содержание детей - инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за
счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Слайд 24Успех социальной – реабилитационной работы
вовлечение детей в посильный, развивающий труд
обслуживающий
труд
Условия:
предоставление ребенку возможности выбирать мастерскую и переходить из одной в другую
исключение бесцельной работы, ребенок должен видеть результат и получать за него моральное вознаграждение
реализация принципа программно-наглядного обучения, постоянное движение от изготовления менее сложного законченного продукта к более сложному
Слайд 25Обучение на дому
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов
в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Слайд 26Список литературы
1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты
детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1. – С.3-10.
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М., 1991.
3. Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
4. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 1995. №9. – С. 11-12.
5. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
6. Информационный бюллетень по реализации Федеральной Целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды».
– М., 1995.
7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002. – 192 с.
8. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
10. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
20. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. – 2003. №1. – С. 33-34.
11. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. – 2002. — №4. С. 140-142.
12. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 400 с.
13. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
14. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. – М., 1996.
15. Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. - М.: Эксмо, 2012. - 128 с.