Слайд 1«Парижский воробышек»
К 100 –летию со дня рождения Эдит Пиаф
Заседание литературно –музыкальной
гостиной для учащихся МБОУ «Средняя школа №14»
Педагог – библиотекарь Жаплова Ж.А.
Слайд 2«О ней писать почти невозможно. О ней написано все. Впервые я
увидел ее в кафе на втором этаже Эйфелевой башни – и не поверил своим глазам. Эта маленькая некрасивая женщина с беспредельно усталым лицом, с темными тенями под глазами, сутулящаяся, с трудом передвигающая ноги, кажущаяся значительно старше своих сорока шести лет – это Эдит Пиаф? Не может быть!
В тот же вечер она давала свой концерт.После ряда отличных эстрадных номеров под шквал аплодисментов на сцену вышла та же пожилая некрасивая женщина. На сцене погас свет, короткое вступление и Эдит начала петь…
То, что я увидел,- было чудо. Эдит после первых нот стала красавицей. Да-да, красавицей в полном физическом смысле слова. И не грим, не профессиональная техника, не жесткая актерская дисциплина была тому причиной. Просто – фея искусства, прикоснувшись к ней своей волшебной палочкой, осуществила у меня на глазах чудесное превращение. И с каждой новой песней красавица менялась. Она была нежной и задумчивой, грозной и веселой, ироничной и трагичной. Сама Франция с ее радостями и горестями, трагедиями и смехом пела правду о себе.»
Никита Богословский, русский композитор
Слайд 3Эдит Пиаф: — Я умру, и столько всякого будут говорить обо
мне, что, в конце концов, никто не узнает, чем же я была на самом деле. Не так уж это и важно, скажете вы? Да, конечно. Но эта мысль не дает мне покоя.
Слайд 4Дитя парижских улиц, она принесла на эстраду мотивы, которые напевают на
окраинах столицы и в кабачках на Монмартре, в метро и очереди на стоянках автобусов. Свои произведения Эдит пиаф исполняла совсем по-особому, так могла петь она одна. Песни составляли существо ее жизни, становились ее плотью и кровью.
Иногда эта песня была приветливой и ласковой, как пожатие дружеской руки, иногда звучвли иронически, высмеивая обывателя – рантье, но чаще всего – трагически.
Слайд 5По сравнению с другими шансонье путь Эдит Пиаф был чрезвычайно тернист.
Даже тогда, когда она добилась известности, ей постоянно приходилось преодолевать непрязнь буржуазной среды. Ее презирали мещане, третировали эстеты, всю жизнь ей ставили в упрек ее №гизкое происхождение». Бульварные газеты трепали ее имя, обвиняя во всех смерных грехах, особенно в расточительстве: знаменитая артистка, познавшая в детстве жестокую нищету, не вела счет деньгам. Она говаривола : «Кто скуп на монеты, скуп на чувства.»
Слайд 6«Мне суждено было родиться на последней ступеньке социальной лестнице, на ступеньке,
которая погружена в грязь и где не существует надежд» Эдит Пиаф
Она не успела родиться, а судьба уже занесла над ней свою руку для первого удара. Девочка, родившаяся 19 декабря 1915 года у никому неизвестной актрисы Аниты Майяр (псевдоним Лина Марса), оказалась не нужна собственной матери. Поэтому своего ребёнка Анита оставляет на воспитание своей матери, но и тут несчастный ребёнок оказался не ко двору и, чтобы угомонить мешающую своим плачем малышку, «добрая» бабушка накачивает её разбавленным вином вместо молока. Не удивительно, что от такого воспитания и отношения к себе, девочка заболела. Развившееся воспаление глаз, разумеется, осталось незамеченным, и Эдит Пиаф ослепла.
Слайд 7К счастью, отец, до этого отстранявшийся от воспитания дочери из-за службы
в армии, всё же не выдержал и отправил Эдит в Нормандию - к своей матери. Та, недолго думая, везёт внучку в монастырь Святой Терезы. И тут происходит невероятное. Сама Эдит вспоминая об этом, говорила: «Моя жизнь началась с чуда. В четыре года я заболела и ослепла… Бабушка отвезла меня в Лизье к алтарю святой Терезии и вымолила у неё мое прозрение. С тех самых пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера».
Слайд 8Опекаемая бабушкой Гассион, девочка какое-то время росла без особых проблем. Но
учёба в школе не задалась. А причина – своеобразная деятельность той же бабушки, которая, ни много, ни мало, владела собственным публичным домом. Презрение к подобной деятельности и послужило поводом к тому, что маленькую девочку буквально затравили родители её одноклассников. Им претило её нахождение в одной школе с их отпрысками. Эдит Пиаф бросает учёбу. Она так никогда и не выучилась до конца грамоте и писала с ошибками даже тексты своих песен. Но кого это теперь смущает?
Слайд 9Эдит пыталась даже жить с отцом, но взаимоотношения с родителем (надо
отдать ему должное: именно он вывез будущую певицу в Париж – город больших возможностей) и его новой семьёй, которым Эдит помогала материально, зарабатывая пением на улицах, привели к тому, что в 15 лет девушка уходит из дома. Навсегда. Именно там, на улицах Парижа, голосистую двадцатилетнюю девушку замечают и приглашают выступать в кабаре «Жернис» на Елисейских Полях, владельцем которого в то время был Луи Лепле. Это стало первым шагом вверх по лестнице успеха и признания, но при этом Эдит пришлось пройти одно страшное испытание, которое оставило неизлечимую рану в её сердце.
Слайд 10Сейчас таких девушек принято называть «неблагополучными». Вышедшие из семей с отягощённым
психологическим анамнезом, они, невольно, всю жизнь ищут недополученное тепло семьи, рано выходят замуж и рано же рожают детей. Эдит не стала исключением. Уже в 16 лет она выходит замуж за Луи Дюпона, владельца магазина, и беременеет. Рождённая дочь Марсель становится камнем преткновения между супругами. Эдит уже работает в кабаре, кормит себя, дочь и разорившегося мужа, но Луи всё время кажется, что жена, занятая работой, слишком мало внимания уделяет ребёнку. Эдит бросает мужа и забирает дочь себе. Но он похищает девочку, а свирепствующая в то время «испанка» настигает ребёнка. Заразившись и сама при посещении Марсель в больнице, Эдит, по выздоровлении узнаёт, что у неё больше нет дочери – страшная болезнь поглотила её жизнь. Больше Эдит никогда не рожала. В своих воспоминаниях она говорила: «У вас должно быть определенное имя. Мою дочь, которая умерла совсем маленькой от холода и нищеты, звали Марселла».
Слайд 11С тех пор Эдит Пиаф будет искать любовь и поддержку у
мужчин именно с таким именем. Марсель Ашар, Марсель Блистэн сыграли в её жизни свои значимые роли, были верны ей как другу всю жизнь и поддерживали в самые сложные моменты. А Марсель Сердан станет тем, кто сможет затмить всех прочих мужчин, станет её величайшим счастьем и не менее страшным горем.
Слайд 12Карьера
А пока Эдит поёт. Легкомысленная песенка о воробышке, которую она исполняла
ещё будучи совсем юной девочкой, стала судьбоносной. Прозвище «Piaf», которое в переводе с просторечного французского и означает ««воробышек», стало сценическим псевдонимом певицы. Она сразу же стала пользоваться невероятным успехом. Удивительный трепещущий и, в то же время, сильный голос, поднимавший в слушателях волны эмоций – буквально в один день сделал Эдит Пиаф знаменитой. Её выступление, записанное и озвученное в радио-эфире, буквально взорвало аудиторию. Люди, словно сошли с ума, они звонили на радио, требовали снова и снова поставить песню в исполнении Малышки Пиаф.
Слайд 13Карьера
Но столь успешно начавшаяся карьера едва не оборвалась в один миг.
Эдит оказалась подозреваемой в убийстве Луи Лепье, который указал её имя в завещании. Скандал нарастал, и её стали освистывать и унижать во время публичных выступлений. Вход в кабаре закрылся для Пиаф. Её, вновь оказавшуюся на улице, буквально спас поэт Раймон Рассо, чей жизненный путь был не намного проще, чем у самой Эдит. Написав для неё несколько песен, ставших настоящими хитами, он вложил в неё не только свой талант, но и обогатил Пиаф своими знаниями. Эдит Пиаф расцвела на глазах, превратившись под мудрой и терпеливой рукой поэта в настоящую королеву сцены. Она изменила всю себя: причёску, манеры, стиль в одежде. Этот стиль Великой Пиаф остался с ней навсегда, и она никогда уже ему не изменяла. Наконец-то, она взошла на сцену истинной королевой, заполнила эфиры своим потрясающим голосом, и навсегда вписала своей волей, трудолюбием и сумасшедшей энергией имя Эдит Пиаф в историю музыки.
Слайд 14Вторая Мировая
Она была настолько популярна и востребована, что, даже, могла помогать
пленным французским солдатам во время Второй Мировой Войны. Эдит приезжала с концертами в лагеря, фотографировалась там «на память» с немецкими офицерами и пленными солдатами. Именно из этих фотографий и вырезали потом лица военнопленных для фальшивых паспортов. Пиаф ехала с повторным концертом и там, тайно, передавала новые паспорта нужным людям, которым, впоследствии, эти документы помогали бежать из плена и пробираться по оккупированной территории. Она рисковала собственной жизнью, но это не останавливало бесстрашного «Воробышка».
Слайд 15Любовь
Она никогда не была красавицей, но что-то, неуловимое по фотографиям, однако,
совершенно чётко осязаемое в реальной жизни - её взгляды, её голос, сметающая всё энергия - притягивало к этой миниатюрной женщине лучших мужчин того времени. Она никогда не была одна. Мужчины сопровождали её на протяжении всей жизни: Шарль Азнавур, Жак Пилс, Жан Мааре, Ив Монтан, Жан Кокто… Но среди них был тот, кто стал номером один.
Слайд 16Лучший, самый любимый и драгоценный дар её жизни – Марсель Сердан.
Он, блестящий спортсмен, боксёр – чемпион мира в среднем весе, великан с огромными кулаками, от природы наделённый недюжинной силой, носил Эдит Пиаф на руках во всех смыслах этого слова. Он обожал её, и это было взаимно. Он практически оставил свою семью: жену и троих детей, которым, впрочем, помогал потом материально. Доселе примерный семьянин, он вдруг потерял голову и до самой своей смерти был возле Эдит, посвящая свою жизнь только ей, начиная от сборов на гастроли и заканчивая дорогими подарками. Это он, во время пресс конференции, в ответ на бесконечные расспросы о связи с Пиаф ответил прямо: «Хотите знать, люблю ли я Эдит Пиаф? Да, люблю! Да, она моя любовница, только потому, что я женат». Ни одна газета после этого заявления не посмела ни строчкой обмолвиться о взаимоотношениях Пиаф и Сердана, а Эдит получила в дар огромный букет багровых роз с запиской «От джентльменов - женщине, которую любят больше всего на свете».
Слайд 17Любовь
Именно эта неземная страсть и стала в какой-то мере причиной его
гибели. Истосковавшись по любимой во время её гастрольного турне, Марсель едет к ней. Но она, не менее соскучившаяся и стремящаяся увидеть Сердана как можно скорее, настаивает на авиа-перелёте. Самолёт разбился, а Марселя опознали только по рукам. Он носил часы, подаренные Эдит Пиаф на обеих руках. Она узнала о смерти Сердана утром, а вечером должна была выходить на сцену. Горе буквально свалило с ног эту сильную женщину, и на сцену её вынесли на руках. В тот вечер она спела только одну песню – «Гимн любви», который посвятила Марселю.
Слайд 18Любовь
Эдит была не в силах преодолеть боль, заполнившую её сердце. Инъекции
морфия лишь на время позволяли ей забыться. Она прекратила общение со своими близкими и похоронила себя в своём доме. С трудом переболев душой, она всё же сумела пережить даже такой страшный удар от жизни, но, как известно, беда не приходит одна. Вскоре Эдит Пиаф дважды попадает в аварии. Её тело, переломанное и израненное, причиняет ей такие боли, что она снова начинает принимать морфий. Она могла бы окончательно скатиться на дно жизни, став наркоманкой, как это случается со многими даже довольно сильными людьми, но не такой была Пиаф. Она превозмогает зависимость и снова выходит на сцену.
В её жизни была ещё одна любовь. Но слишком поздняя. В это время стало уже известно, что Эдит больна раком. Однако это не останавливает влюблённых. Эдит Пиаф пишет своему возлюбленному Димитрису Хорну, греческому актёру много моложе неё, трогательные письма «я люблю тебя так, как никогда никого не любила раньше», она готова отдать ему всё и всю себя.
Слайд 19Эдит Пиаф не стало 11 октября 1963, ей было 47 лет.
Миллионы людей оплакивали её смерть, понимая всю тяжесть утраты. О ней написано множество статей и воспоминаний. Но для историков самым главным источником, из которого можно узнать правду, а не легенды и вымыслы, стали мемуары самой Эдит Пиаф - «На балу удачи». В этой книге тоже хватает неточностей и полу-правд, что-то Пиаф добавила от себя, и всё же, на страницах этих мемуаров перед нами раскрывается живая, настоящая Эдит, такая, какой она чувствовала саму себя.
Слайд 20Не опасаясь чужих суждений, Эдит Пиаф пишет:»Моя жизнь была отвратительной, это
правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому, что я любила прежде всего ее, жизнь. И потому я любила людей, своих друзей, своих любовников.
Но я любила и незнакомых, тех незнакомых, из которых состояла моя публика, та,для которой я пела,для которой хотела умереть на сцене вместе с последней песней своей…
Это та толпа, которая , я надеюсь, будет провожать меня в последний путь, потому что я не люблю одиночества. Ужасного одиночества. Что сжимает вас в объятиях на заре или с наступлением ночи, когда спрашиваешь себя : стоит ли еще жить и для чего жить?...»
Слайд 22Зарисовки к портрету Эдит Пиаф по книге Натальи Кончаловской «Эдит Пиаф»
Слайд 23Олимпия" - небольшой театр на бульваре Капуцинок. Сегодня здесь во втором
отделении поет Эдит Пиаф. У входа толпится публика, то ли мечтая проникнуть в театр, то ли ожидая конца, чтобы хоть на минуту встретиться с Эдит, выходящей после концерта, и попросить у нее автограф.
К началу второго отделения зал битком набит. Занавес поднимается над абсолютно темной сценой. Два пучка света прожекторов вырывают из мрака широкое, бледное лицо со строгими глазами.
Редкие рыжеватые волосы взбиты в прическу. Маленькая, тщедушная фигурка одета в черное, более чем скромное платье. В небольшом вырезе на шее - цепочка и крест с изумрудами.
Эдит с усилием передвигает ноги, обутые в простые черные сандалеты: у нее ревматизм. Вид у нее изможденный, она не спит без снотворного. Следы богемы, постоянной, изнурительной, залегли в глубоких складках возле рта и глаз. Ей всего сорок пять лет, а она уже неизлечимо больна.
Вот такой я увидела ее единственный раз в жизни, за два года до кончины. Вид этот вызвал во мне недоумение.
Слайд 24Ни единого шороха! Эдит поет задумчиво, сначала говорком, потом в голосе
начинает звенеть горечь. Эдит замолкла. Долгий отыгрыш оркестра держит весь зал в напряженном молчании. И потом - взрыв аплодисментов и буквально рев публики. Все это ошеломляет меня. Сижу со спертым в горле дыханием.
Эдит стоит неподвижно. Лицо ее преобразилось счастливой, вдохновенной улыбкой, она просто - красива! Когда буря улеглась, Эдит объявляет следующую песню. Снова зал замер, торжественно, словно молясь. Последнюю ноту певица берет с такой мощью, что перекрывает и оркестр и хор. Невозможно понять, откуда берется все это у тщедушной женщины с сутулой спиной, узкими плечами и впалой грудью?
Снова буря аплодисментов. Люди встают, что-то выкрикивают, плачут и хлопают, хлопают, хлопают...
Эдит смотрит в зал такими глазами, словно только что прозрела. Потом склоняет низко свою большую голову. А публика в зале неистовствует. Она любит свою Эдит и верит ей. И тот, кто хоть раз слышал ее, уже не забудет никогда.
Слайд 25Этот эпизод великолепно описал Марсель Блис
тен. Он же рассказывает о
том, что Эдит никогда не училась ни в школе, ни в музыкальном училище. До конца жизни писала с ошибками, не знала нот и когда придумывала мелодии, то наигрывала их на рояле одним пальцем. Она обладала врожденным абсолютным слухом, который позднее помогал ей уловить в оркестре из восьмидесяти человек фальшивую ноту, пропущенную самим дирижером.
Восьми лет Эдит стала выступать с отцом на улицах, в казармах, в кабачках, на площадях во время народных гуляний. Отец раскладывал потертый коврик и проделывал несложные акробатические трюки, дочь собирала на тарелочку медные гроши, а потом, в заключение, пела Марсельезу.
Он был грубоватым человеком, Луи Гассион, и нередко Эдит получала от него затрещины. Но где-то в глубине его сердца и мозга жила нежность и воображение, и он мог при всей своей нищете вдруг купить дочери вместо пары туфель роскошную куклу.
Слайд 26Семнадцати лет она забеременела. Петь было нельзя. Она поступила на кухню
в судомойки, но ее уволили: била слишком много посуды и была дерзка на язык. Поступила на галошную фабрику Топэна и Маске, за двести франков в неделю красила галоши. Через некоторое время уволили: не имели права держать беременных.
Родилась девочка, ее назвали Марсель. Снова отель в районе Пигаль. Комнатка с потрескавшимися стенами. Белье на веревках за окном. Под кроватью чемоданы, грязное белье и весь мусор, что заметался туда ежедневно. И все-таки они были счастливы. Безденежье вынуждало порой крадучись уходить из отеля, проползая на четвереньках мимо дежурного, чтобы поселиться в другом отеле, откуда уходили тем же способом. Впрочем, однажды спустились из окна, связав четыре простыни.
Слайд 27Марсель Сердан погиб. Он погиб вместе со всей командой в авиационной
катастрофе под Нью-Йорком. В этот вечер Эдит, которая ждала его в Нью-Йорке, должна была выступать в театре-кабаре "Версаль".
Известие о катастрофе было равносильно смертельному удару. Эдит находилась в состоянии, близком к помешательству или к самоубийству.
Но выступать она должна была непременно. От этого зависели дела и жизнь ее партнеров-хористов, оркестрантов, дирижера. Полуживую, истерзанную, ее принесли на носилках и поставили перед еще закрытым занавесом. Ей предстояло найти в себе силы встретиться с публикой, которая пришла сюда развлекаться.
- Свое выступление я посвящаю светлой памяти Марселя Сердана... - хрипло прозвучал голос, исходивший из белой, полуживой маски с бонапартовским лбом.
Она пела. Она пела, как никогда больше. И это была та одухотворенность исполнения, та торжественность и мощность подлинных чувств, которая заставляет тысячу человек превратиться в одного. Ее маленькая, невзрачная плоть, одержимая величайшим духам, сообщала бессмертие ее громадной любви. Любви, погибшей во цвете лет. Со сцены певицу унесли в глубоком обмороке.
Пела она "Гимн любви" на свои собственные слова, положенные на музыку Маргерит Монно.
Слайд 28НА КРАЮ ПРОПАСТИ
Это была полная потеря человеческого и женского достоинства.
После смерти Сердана отчаяние довело Эдит до больницы, и там ей стали впрыскивать морфий для успокоения нервов и от бессонницы.
Для такой повышенной чувствительности было достаточно нескольких уколов, чтобы Эдит превратилась в морфинистку.
Ежедневная порция была уже необходима как воздух. Без нее невозможно было ни жить, ни работать. Перед каждым выступлением трясущимися, как у пьяниц, руками она вкалывала себе сквозь юбку и чулок недезинфицированным шприцем "дозу" и тогда уже с расширенными зрачками, бледная от возбуждения становилась под прожекторы, чтобы исполнить блестяще, с нервом, с аффектацией свои песни, а потом, едва дотащившись до кушетки в уборной, упасть полумертвой и медленно приходить в себя - то есть в отчаяние, одиночество и тоску.
"Доза" стала расти. Начались признаки невменяемости. Эдит снова попала в больницу. Ее медленно начали отучать от наркотиков. Но нашлась сердобольная подружка, которая украдкой таскала в больницу ампулы. На четвереньках Эдит залезала под кровать, нашаривала там шприц и вкалывала отраву.
Эдит вышла из больницы. Целых восемь месяцев, запершись у себя в комнате, завесив окна шторами, отказавшись от друзей, от жизни, от работы, она жила в безумном страхе начать все снова.
Но пришел тот день, когда она открыла шторы, распахнула окна, в комнату ворвались лучи солнца, и Эдит вернулась к жизни - к песне.
Слайд 29Замужество, развод.
И снова одиночество, тоска и неудовлетворенность. Эдит стала суеверной до
смешного. Видимо, такой огромный талант, такой неуемный темперамент редко уживаются с нормальной, здоровой психикой. Что-то должно быть нарушено. У Эдит нарушение пошло в сторону мистицизма, который, кстати, был всегда во Франции в моде и находил место даже в самых культурных слоях общества. Меня приводил в недоумение вопрос, который я постоянно слышала в Париже: "Под каким созвездием вы родились?" И когда я отвечала, что не имею понятия, люди удивлялись и смотрели на меня, как на отсталую женщину...
Слайд 30СНОВА НА КРАЮ ПРОПАСТИ
Здоровье Эдит сильно пошатнулось. Участились приступы ревматизма,
которым она страдала с юности. Ноги переставали слушаться. На каблуках стоять было невыносимо, Эдит стала выступать в простых черных сандалетах. Это было уродливо, но по крайней мере не больно. А публике было абсолютно все равно, в чем Эдит выходит на сцену, лишь бы пела!..
После разрыва с Жаком Пилем снова одиночество и тоска довели Эдит до отчаяния, и она начала пить. Алкоголь заменил "дозу". Она не могла выступать, не опрокинув несколько рюмок коньяку перед выходом.
Пела она все так же великолепно. Голос звучал безукоризненно. К репертуару прибавлялось все больше и больше новых песен. Марсель Блистен рассказал мне, что к ней постоянно приходили авторы с предложениями новых песенВременами она бросала пить, а потом начинала снова. И в 1953 году в Париже, в казино де Руайо, имел место небывалый скандал. Эдит выпила перед концертом лишнего, и, когда оркестр проиграл вступление, она начала петь вместо слов "шагаю под непогодой" - "шалаем, балуем на воду". Эдит была зверски пьяна. Кто-то из публики крикнул:
- По-каковски она поет?
Публика не могла примириться с падением кумира. Поднялся невообразимый скандал. И те, кто выл от восторга на ее концертах и, захлебываясь, колотил в ладони, сейчас свирепо орали и топали ногами: "Вон! Вон с эстрады!"
Эдит увезли в больницу. Она была невменяема. Она видела чертей, разговаривала с духами, рыдала и пела ночами, бегала по коридорам от воображаемых гномов.
Слайд 31И самое интересное было то, что с первыми звуками оркестра лицо
ее преображалось... Это - чудо, когда уже не видишь ни фигуры, ни сутулости, ни изможденности... Все ваше внимание сосредоточивалось на том, что она поет, чем хочет вас удивить, чем хочет поделиться с вами. И вы верите ей и вместе с ней горюете, жалеете, радуетесь... Дивная была актриса!
Слайд 32"...Когда меня спрашивают, как достичь исполнительского мастерства, не претендуя на оригинальность
формулировки, я отвечаю: "Работать, работать и работать". Но это не значит, что все так просто. Надо решиться на то, чтобы быть самим собой и никем, кроме самого себя. Это также не значит, что надо игнорировать других. Наоборот, следует слушать их и извлекать пользу из того, чем они могут быть при случае полезны лично вам.
Не бывает концерта, на котором вы чему-нибудь бы не научились, разве уж только не тому, чего вообще не надо делать.
Большое искушение, которому следует сопротивляться, хоть это не всегда удается, - отдаться легкому успеху, . то есть идти "на уступки публике". Внимание - опасность! Известно, где начинаются эти уступки, но неизвестно куда они вас могут привести.
Я лично стараюсь не делать ни одной. Я отдаю свое лучшее, я вкладываю всю душу и сердце в мою песню, я прилагаю все мое желание создать между залом и собой человеческий контакт, я хочу найти общий язык с теми, которые меня слушают, но если они отказываются следовать за мной, я не пойду на то, чтоб завоевать их, прибегая к ухищрениям, которые роняют меня в моих собственных глазах, а потом и в глазах публики.
Принимают меня или нет, но я против хитрого подмигивания публике, против тех трюков, ценой которых срывают аплодисменты, не составляющие гордости для артиста. И эта непримиримость впоследствии всегда вознаграждается ".
Слайд 33ПРОЩАЙ, ЭДИТ!
Нужно было всегда удивляться неистовому терпению Эдит и ее
выносливости несколько операций, автомобильные катастрофы, страшные периоды морфинизма и алкоголизма, тяжелые приступы ревматизма и, наконец, цирроз печени.
Последнее время, когда она выступала с Тео Сарапо, она уже с трудом передвигала ноги, и надо было видеть это нечеловеческое упорство и силу, чтобы владеть своим голосом, ни в чем не снижая мастерства, а значит, владеть и аудиторией.
Слайд 3411 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Я хочу привести
слова Марселя Блистена об этом скорбном событии, потому что лучше, глубже и искреннее не скажешь.
"...Кончено! В полдень ты нас покинула. Теперь только мы все осознали это. Как вдруг стало холодно и как обидно, что солнце сегодня вовсю светит над Парижем, это ошибка - должны ползти огромные, серые тучи, небо должно висеть низко и тяжело, так же тяжело, как у нас на сердце. Честное слово! Откуда взялись эти тысячи, десятки тысяч и сотни тысяч людей, стоящих шпалерами от твоего дома до кладбища Пер-Лашез? Бульвар Ланн, заваленный цветами, по которым ехали и шли. Люди уже не знали, куда положить цветы!..
Пришли ,все друзья. Изможденные физиономии. Глаза, полные слез. Вчерашние, может быть, враги слились с друзьями в одной общей скорби. И никто не хотел верить.
Но когда вошли в большой зал, затянутый черным, когда увидели гроб на катафалке, то остановились окаменев. Застыли, как все в этом большом доме, еще полном твоего голоса, твоего смеха, всей тобой...
Тихо, не нарушая безмолвия, мы подходили к гробу, и в небольшой, застекленный овал в крышке можно было увидеть эту нелепость: твое восковое лицо...
Слайд 35Это Пиаф... Это Пиаф уходит...
Не просто любопытствующие стояли часами, чтобы
отдать тебе последний долг. Это был один общий крик любви и признания, он поднимался к тебе, чтобы ты знала, что Париж теперь стал не тот и с тобой что-то навсегда ушло из Парижа. Франция потеряла своего соловья. Но песни Эдит остались. Песни Эдит еще долго будут жить в сердцах и памяти французского народа.
Я закончу прекрасными словами Мориса Шевалье:
"Малышка Пиаф, пришедшая с улицы, чтобы стать Эдит Пиаф, отметила свою эпоху талантом, не похожим ни на какой другой.
Из ее пепла выйдут новые знаменитые голоса, вдохновленные ею, и они будут служить песне, потому что песня, которая входит в сердце толпы, - так же вечна, как любовь и жизнь".