Слайд 1МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа имени
М.А. Сельгикова»
Республика Калмыкия, Кетченеровский р-н,
с. Кегульта
Направление: История
«Отражение истории в сказке Шарля Перро «Золушка»»
Номинация: «Юный исследователь»
Автор: Белеева Полина
Эрдниевна, 6 класс
Руководитель: Кардашова Анна
Геннадьевна, учитель истории
2019 г.
Слайд 2Актуальность темы заключается в том, что сказки будут существовать всегда и
во все времена, они многому нас учат, но в современном мире, мире технологий и интернета, стирается грань глубокого понимания. Чаще представление о сказке мы черпаем из мультфильмов и кинофильмов, и, конечно, мало кого заинтересует тот факт, что это не единственный вариант этой сказки, а особенно мало кто вдумается, что в сказках есть и научное объяснение.
Объектом данного исследования является литературная сказка о Золушке – Шарля Перро.
Предмет исследования – исторические факты и сказки о Золушке.
Цель работы: подтвердить наличие исторических фактов в сказке «Золушка».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить литературу и источники по данной теме;
- выяснить историю написания литературной сказки «Золушка» Шарля Перро;
- провести анализ сказки «Золушка»;
- на основе полученных результатов провести сравнительно-исторический анализ;
- после установления границы между фактами и вымыслом, систематизировать полученный материал в заключительной части работы;
- сделать выводы по полученным результатам исследования.
Используемые методы – описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа.
Гипотеза: литературный сюжет сказки «Золушка» - это отражение истории.
Слайд 3Шарль Перро (1628 – 1703 гг.)
«Сказки моей матушки Гусыни, или Истории
и сказки былых времен с поучениями» - 1697 г. На обложке портрет Пьера Д-Арманкура (сын Шарля Перро)
Слайд 4«Золушка» в переводе с французского И.С. Тургеневым – «Замарашка». Это один
из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.
Слайд 5Сравнительно-исторический анализ
Египетская «Золушка» - Родопис (VI век до н.э.)
Франкская «Золушка» -
Бертрада Лаонская (Большеногая) VIII век
Литературная Золушка Шарля Перро XVII век
Слайд 6Базилика Сен-Дени, захоронение Пипина Короткого и Бертрады Лаонской (IX век)
При
дворе Людовика XIV в XVIII в.
Слайд 7Откуда взялась хрустальная туфелька?
В сказке «Золушка» автор написал слово viar –
мех, то есть туфли с меховой оторочкой. Но в последующем при издании в тираж, наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в verre, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и стала туфелька хрустальной. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».
Слайд 8Почему у Золушки нет имени?
Несмотря на то что египетскую «Золушку» называли
красиво – Розовощекая, во всех остальных пересказ и в сказке Перро, прозвище героини связано с золой или пеплом. По первой версии происхождения имени героини – это намек на жрицу огня – ту которая должна была поддерживать огонь, не отходя от него, что бы не случилось. Для того чтобы огонь не обиделся таким соседством, жрицами выбирали самых чистых, добрых и красивых девушек. Но после того, как добывание огня перестало быть проблемой, его культ был упразднен, принижен и осмеян. Поэтому Золушку и называют «чернушкой» и «грязнулей». По второй версии исследователей имени Золушка, считается что раньше люди, прикоснувшиеся к священной тайне, специально посыпали себя тайной или мазали лицо золой. Так окружающие сразу понимали: этих трогать нельзя, их уста на замке. В сказке это может, например, означать, что Золушка – вовсе не та, кем кажется – как мачехе с дочерьми, так и принцу.
Слайд 9Кем были помощники Золушки?
Например, египетской Родопис помог сокол, который оказался богом
Гором. В нашей версии — это различные звери: мышки, птицы, ящерицы, белки, кролики и т.д., представляющие из себя указание на тотемных животных, которые защищали то или иное племя.
Слайд 10Откуда появилась фея?
Кто мог помочь Золушке когда она осталась без родных
ей людей? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению, даже слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей. Крестный становился близким человеком для крестника или крестницы, и без такого человека, когда нет родных плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.
Слайд 11Почему фея создала карету именно из тыквы?
Изначально тыква в Европе вообще
не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказки Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. Вот фея-крестная и использовала ее волшебные свойства.
Слайд 12Почему волшебство заканчивается в 12 часов ночи?
Золушке нужно было вернуться ровно
до 12 часов ночи, чтобы сила волшебства доброй феи не утратила своей мощи. Время часто использовали в разных сказках, как границу между светлым и темным, добром и злом. Поэтому в сказке «Золушка» Шарль Перро показывает, что время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь радостное и приятное.
Слайд 13Выводы:
Сказка «Золушка», по результатам моего исследования, является настоящим отражением истории и
в то же время волшебства, она имеет очень древний первоисточник, есть даже реальная легенда в истории франков. существует большое разнообразие сказок о «Золушке», с помощью «бродячего сюжета» они передавались разным народам, а Шарль Перро собирал их, и сводил в один сюжет десятки вариантов одной и той же истории. В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. То есть сказка «Золушка» становится отзвуком прекрасно известных времен и событий для самого автора. И поэтому на основе народного сюжета Перро писал собственную авторскую сказку, которую принято среди остальных его сказок – считать первыми в мире литературными.
Слайд 14Чему же нас учит сказка о «Золушке»?
Часто за неприглядным внешним обликом
люди не замечают положительные качества человека. Хорошему в сказке помогают силы добра, зло же получает по заслугам. Сказка «Золушка» учит нас помогать близким людям в трудную минуту, не терять человеческое достоинство, верить в добро. Но сказка Шарля Перро — это еще и отголосок времени, некое отражение истории. Это в народных сказках героиня выходит замуж за принца за трудолюбие, усердие и доброту к людям. В «Золушке» Перро еще одним залогом успеха стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. И это «изящество» конечно подразумевает внутреннюю гармонию, естественность и доброту нрава.
Слайд 15Список источников и использованной литературы:
Геродот «История», книга 2, глава 134-135.
Историки эпохи
Каролингов, перевод М.С. Петровой, М.: РОССПЭН – 1999 г.
Интернет источник: https://wikipedia.org
Костанян Н.Н. Русская народная словесность – М.: Просвещение – 1994 г.
Нагиб Махфуз «Родопис Нубийская».
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – М.: Мир и образование – 2010 г.
Перро Ш. Сказки. Изд. ЭКСМО – 2005 г.
Перро Шарль. Большая советская энциклопедия, под редакцией А.М. Прохорова – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969 г.
С. Курий – Сюжеты на все времена из рубрики «Культовые сказки», журнал «Время Z» № 1 2005, декабрь