Слайд 1Особенности разработки рабочих программ по учебным предметам естественнонаучного цикла
МБОУ Кантемировский лицей
Фоменко
О.М.
Слайд 211.5. Естественно-научные предметы
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы»
должно обеспечить:
формирование целостной научной картины
мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных
исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать ГИIIOтезы, конструировать,
проводить экспсрименты, оцснивать lIOлучеШIЫС рсзультаты;
овладение умением сопоставлять ЭКСIIеримептальпые и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в
целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности
жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе
учебных задач.
Слайд 3Функции рабочих программ:
информационно-методическая (позволяет получить представление
о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития
учащихся средствами данного учебного предмета);
организационно-планирующая (предусматривает выделение
этапов обучения, структурирование учебного материала).
Рабочая программа по биологии:
конкретизирует содержание образовательного стандарта,
дает рекомендации по материально-техническому обеспечению
учебного предмета
Содержательные линии
Многообразие и эволюция
органического мира.
Биологическая природа и
социальная сущность человека.
Уровневая организация живой
природы.
Разделы
Живые организмы.
Человек и его здоровье.
Общие биологические
закономерности.
Слайд 4Рабочие программы по учебным предметам
естественнонаучного цикла
Слайд 5Рабочие программы по биологии разработаны для 5-8 классов в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ООО), примерной программой по биологии
предметной линии учебников «Сферы» для 5-9 классов на основе УМК авторов
Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина,
издательством М.- «Просвещение», 2011год
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт (ФГОС) основного
общего образования
Утвержден приказом
Минобрнауки России
от 17 декабря 2010 г. №1897
Зарегистрирован
Минюстом России
№19644 от 01 февраля 2011 г.
Слайд 6Линия УМК «СФЕРЫ» 5-9 классы
Рабочие программы
учебник
Тетрадь –
тренажер
Тетрадь – экзаменатор
Электронное приложение к учебнику
Методические рекомендации
Тетрадь – практикум
Слайд 7Линия УМК «СФЕРЫ» 5-9 классы
Слайд 8Естествознание раскрывает пути познания человеческой природы, формирует у школьников потребность в
изучении окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
В результате изучения пропедевтического курса ученики получают представление о:
- о физических и химических явлениях;
- молекулярно - кинетической теории строения вещества;
- строении атома;
- о современной науке и производстве, средствах связи;
- как люди познают окружающий мир;
- роль автоматике, электронике, компьютеризации производства;
о средствах связи и передачи информации.
Учатся:
- обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием;
производить простейшие измерения;
- обсуждать экологическое состояние в школе и на территории, прилегающей к ней;
- составлять планы конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней практики.
Слайд 9Структура рабочей программы
Программы по учебным предметам естественнонаучного цикла содержат:
1) пояснительную
записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материального обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Слайд 10
1.пояснительная записка, конкретизирует общие цели основного общего образования с учётом специфики
учебного предмета;
Обоснованность и цели учебного предмета, курса
• освоение знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, выполнять биологические эксперименты;
• развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде
Слайд 112. общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» отражает
основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Особенности раздела 7 класса «Разнообразие живых организмов» состоит в том, что он начинается с теоретического введения: положений систематики, эволюционного учения, экологии.
Задачи систематики – упорядочить разнообразие представителей четырёх царств живой природы (а также лишайников и вирусов) в стройную систему. При этом сосредоточить внимание на наиболее крупных таксонах, играющих огромную роль в природе и деятельности человека. Показана сложная иерархическая структура живой природы: организмы входят в состав популяций, популяция – часть вида; совокупность популяций разных видов – компоненты природного сообщества; природное сообщество - живая часть экосистемы. Экосистема – компонент биосферы. Идея системной организации природы на стадии ее формирования связана с идеей эволюции, благодаря чему содержание выстроено в единую целостную систему. Обращение к понятию «экосистема» во введении в курс позволяет при изучении разнообразия живых организмов говорить о видах, играющих в экосистеме средообразующую роль, например, раскрывать значение сфагновых мхов в образовании болот, хвойных растений в формировании экосистемы тайги. Это, в свою очередь, дает возможность познакомить не только с видовым, но и экосистемным разнообразием, что важно для формирования понятия о биоразнообразии в целом и опасности его обеднения.
Задачи эволюционного учения – осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции и затем, при изучении разнообразия таксонов, выявить на основе их сравнения черты более высокой организации, установить филогенетические связи между ними. Введение положений эволюционного учения способствует объяснению возникновения признаков более высокой организации у растений, животных, установлению филогенетических связей в растительном и животном мире. Завершается курс также теоретической главой «Биологическое разнообразие и пути его сохранения».
Слайд 12 3. описание места учебного предмета в учебном плане;
Рабочая программа по
биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Кантемировский лицей» для 7-го класса на изучение биологии на углубленном уровне выделен дополнительный 1 час. Итого 105 часов (3 часа в неделю). В целях индивидуализации и дифференциации образовательной программы в рамках основного учебного времени 30% учебного времени (21ч) отведено на изучение внутрипредметного модуля «Занимательная лаборатория». Рабочая программа рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов» (УМК «Сферы»). В процессе обучения предусматривается использование электронного пособия к учебнику, тетради-тренажёра.
Слайд 13
«Тематическое планирование модуля «Занимательная лаборатория»
Слайд 144. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
обучения в основной школе включают:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных
отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
Слайд 154. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Метапредметные результаты
обучения включают:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории;
Слайд 17ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -
…
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИЯ
«деятель», а не «знайка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 185. Содержание учебного предмета
Организация живой природы (7 ч)
II. Эволюция живой природы (7 ч)
III.
Царство Растения (30 ч)
IV. Царство Животные (44 ч)
V. Бактерии, грибы, лишайники (7 ч)
VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (15 ч)
Слайд 196. Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности.
Слайд 207. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Учебно-методическое обеспечение
На параллели седьмых классов использую УМК «Сферы», который включает:
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: Разнообразие живых организмов: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология: Разнообразие живых организмов: поурочные методические рекомендации – М.: Просвещение, 2014.
Сухорукова Л.Н. Биология: Разнообразие живых организмов. Тетрадь- тренажер. Пособие для учащихся 7классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 20014.
Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся 7классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Биология. Разнообразие живых организмов. Электронное приложение. Издательство «Просвещение», 2014.
Дополнительная литература:
1. «Методические рекомендации к учебнику «Биология - 7. Разнообразие живых организмов» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. М.: «Просвещение» 2008 г. (УМК «Сферы»)
2. «Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И- М.: «Дрофа» 2007-2008
3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
5 .http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
Слайд 218.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных
действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;