Слайд 1Педагогический проект
«Особенности общения
с детьми разного возраста»
Слайд 2Цель проекта: изучение особенностей общения с детьми разных возрастов .
Для достижения
цели в работе предусматривается решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические материалы по исследуемой теме: раскрыть содержание понятия общение, его структуры.
2. Изучить особенности коммуникации в младшем, подростковом и старшем возрасте.
3. Провести анализ потребностей в общении и удовлетворенности школьников собственными коммуникативными способностями. Сравнить полученные данные между разновозрастными группами.
Гипотеза: потребности в общении детей школьного возраста не удовлетворят их ожидания.
Слайд 3Теоретическая часть
«Общение - взаимодействие двух и более людей,
состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.
Слайд 4 Общение играет огромное значение в развитии личности.
Вне общения невозможно формирование личности.
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Только в процессе общения формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.
Слайд 5Структура общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается
процесс общения.
Основные компоненты общения:
- субъекты;
- средства;
- потребности, мотивация и цели;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
- результаты.
Слайд 61.2 Особенности общения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (7-10 лет).
Младший школьник активно овладевает навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Слайд 8Совместная деятельность младших школьников способствует формированию коммуникативных навыков
Слайд 9Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется
постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений младших школьников, так как дети еще не умеют определить достоинства и недостатки свои собственные и своих одноклассников.
Слайд 10Средний школьный возраст
(подросток 11-14 лет)
Тема подросткового возраста в
возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется большим практическим значением (из одиннадцати классов общеобразовательной школы по крайней мере в пяти учатся подростки); именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; подросток иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».
Слайд 11 Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных
потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях.
В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.
Слайд 13Старший школьный возраст - ранняя юность (15-17 лет)
Изучая особенности
общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций:
- общение старшеклассника является очень важным «каналом информации»,
- это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности,
- это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.
Слайд 152. Практическая часть
Проанализировав разнообразные диагностические методики, которые помогают изучить особенности общения, пришли
к выводу, что ни одна из них не соответствует поставленным нами задачам.
У младших школьников 4-х классов (27 человек) после анкетирования и тестирования был выявлен невысокий уровень коммуникативных навыков.
Слайд 16Для развития коммуникации младших школьников было использовано задание «Знакомство»
Задание направлено на
развитие у младших школьников умений рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски, принимать и выполнять инструкцию. Время проведения -15 минут. Оборудование: два кружка из плотной бумаги (на каждого ребенка) с изображением лица с улыбкой на одном и недовольного лица на другом.
На обратной стороне указывается фамилия ребенка. Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске.
Инструкция: предложите ребятам познакомиться друг с другом, говоря: «Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, чем он охотнее всего занимается в свободное время. Затем поменяйтесь ролями». После того как ребята закончат диалоги, каждый ряд по очереди выходит к доске, и ученики рассказывают, что они узнали о соседях. Когда все выступят, педагог предлагает выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, выбрать и показать смеющееся лицо, если нет – грустное.
Слайд 17 Эффективной формой обучения общению для детей среднего
и старшего школьного возраста являются социально-психологический тренинг, тестирование, беседа.
Ученикам средних классов был предложен тест «Ваш стиль общения».
Тест «Ваш стиль общения» помогает ученикам лучше узнать себя.
Слайд 18Некоторые вопросы
теста «Ваш стиль общения»:
I . Склонны ли вы искать
пути примирения после очередного служебного конфликта?
1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда.
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1. Внутренне «кипите». 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас?
Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независимым.
Слайд 19
Выводы:
По итогам проведенных тестирований следует заметить разновозрастные различия уровней
потребности и удовлетворенности школьников собственными навыками общения.
В целом удовлетворены своими навыками общения старшеклассники.
Ученики средних классов менее уверены в своих коммуникативных способностях.
Младшие школьники стремятся развивать свое общение в коллективе.
Слайд 20Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что общение –
это важный социальный фактор, от эффективного овладение которым будет зависеть вся будущая жизнь ученика разного возраста.
Общение – является ведущим видом деятельности школьника.
Неудовлетворенность потребности в общении может привести к серьезным проблемам касаемо личности человека и его дальнейшей жизни.
Слайд 21Данный проект показал актуальность выбранной проблемы проекта, необходимость разработки
практических рекомендаций
для педагогов, психологов и родителей
с целью формирования
эффективного взаимодействия с обучающимися.
Слайд 22Список литературы:
1. Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика,1983.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2х томах. Перев с франц. – М.: Мир, 1996.
4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- Минск, Харвест.- 1998.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
6. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2005
Слайд 24Общение – путь к взаимопониманию!