Презентация, доклад Особенности дореволюционного исторического образования. Шевчик О.Д..

Содержание

С 1860-х гг. до начала ХХ в. преподавание истории в школах России велось на основе учебников Д.И.Иловайского, И.И.Беллярминова, С.Е.Рождественского, К.В.Елпатьевского. Авторы этих учебников стремились красочно изложить исторические явления и события, подчас даже в

Слайд 1особенности дореволюционного исторического образования

особенности   дореволюционного   исторического   образования

Слайд 2 С 1860-х гг. до начала ХХ в. преподавание истории

в школах России велось на основе учебников Д.И.Иловайского, И.И.Беллярминова, С.Е.Рождественского, К.В.Елпатьевского.
Авторы этих учебников стремились красочно изложить исторические явления и события, подчас даже в ущерб научному содержанию курса истории.
Вместе с тем научная сторона истории как науки более целостно отражалась в учебниках С.М.Соловьёва («Учебная книга русской истории», 1859), других так называемых «профессорских учебниках».
С 1860-х гг. до начала ХХ в. преподавание истории в школах России велось на основе

Слайд 5 В начале ХХ в. преподавание истории велось на основе

«профессорских» и «учительских» учебников.
Авторами первых были профессора университетов — П.Г.Виноградов, Н.И.Кареев; вторых — соответственно, педагоги средних учебных заведений — К.А.Иванов, К.И.Добрынин.
Учительские учебники, как правило, пользовались популярностью среди учителей и преподавателей.
В начале ХХ в. среди преподавателей средних учебных заведений были популярны учебники В.О.Ключевского («Краткое пособие по русской истории»), С.Ф.Платонова («Учебник русской истории для средней школы», «Сокращённый курс русской истории для средней школы», 1914).
В этот период шли поиски новых идейных и структурно-содержательных основ создания учебной литературы для учащихся средних учебных заведений.
В начале ХХ в. преподавание истории велось на основе «профессорских» и «учительских» учебников.  Авторами

Слайд 7 В России, начиная с 1860-х гг. и до 1917

г., прослеживалась тенденция к либерализации содержания исторического образования.
Шли поиски новых концептуальных основ построения учебных курсов. На этот процесс оказывала влияние существовавшая в Европе эволюционистская модель исторического образования.
В дореволюционной России сложилась своеобразная система исторического образования, предполагавшая преемственность в изучении прошлого, целостность освещения исторического процесса, был накоплен опыт линейного и концентрического конструирования содержания курсов всемирной и отечественной истории, отбора содержания учебных дисциплин в соответствии с возрастными возможностями обучения.
В России, начиная с 1860-х гг. и до 1917 г., прослеживалась тенденция к либерализации содержания

Слайд 10 В период правления Екатерины II начинает складываться система образовательных

учреждений,
К этому времени всеобщая история уже преподавалась в малых и главных народных училищах.
С 1786 года в учебный план главных народных училищ введено изучение русской истории.
Согласно ему,
в третьем классе изучалась первая часть всеобщей истории,
в четвертом классе - вторая часть всеобщей истории и история России.
В период правления Екатерины II начинает складываться система образовательных учреждений,   К этому времени

Слайд 11 Дальнейшее оформление системы И.О. в России происходит в результате

реформы 1804 г. По уставу 1804 г. среднее образование было всесословным: дворяне вынуждены были проходить те же ступени обучения, что и все дети других слоев населения.
Были созданы четыре типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты.
История как учебный предмет была внесена в учебный план гимназий: «кроме полных курсов латинского, немецкого и французского языков преподается в гимназиях дополнительный курс географии и истории, включая в сию последнюю науку мифологию (баснословие) и древности».
История преподавалась с первого по четвертый классы, на предмет отводилось 18 уроков в неделю (по полтора часа каждый). Между учебными планами всех типов учебных заведений должна была соблюдаться преемственность.
Дальнейшее оформление системы И.О. в России происходит в результате реформы 1804 г. По уставу 1804

Слайд 14 В дальнейшем, согласно уставу 1828 г., в России было

введено сословное образование.
Для обучения дворян предназначались классические гимназии, которые находились в полном подчинении университетов.
По учебному плану 1828 года на преподавание истории в 3-7 классах гимназии отводилось 2-3 часа в неделю.
По объему недельной нагрузки в гимназии история занимала второе место после иностранных языков – она изучалась 13 часов.
Преимущественно преподавались античная и средневековая история.
Много сведений по истории учащиеся также приобретали при изучении латыни и древнегреческого языка, которым отводилось ведущее место в учебных планах.
В дальнейшем, согласно уставу 1828 г., в России было введено сословное образование.  Для обучения

Слайд 15 С конца XVIII века изложение учебного материала в учебниках

приобрело повествовательный характер.
Учебный материал излагался либо по странам, либо хронологически (по историческим периодам).
Преобладали конкретно-исторические сведения. Авторы учебников избегали выводов и обобщений.
Учебники были перегружены датами, событиями, именами (например, в учебнике Ла Кроца (1766) насчитывалось 750 дат, в учебнике И. Кайданова (1822) – 159). На этом этапе в преподавании истории преобладал репетиционный метод обучения.
С конца XVIII века изложение учебного материала в учебниках приобрело повествовательный характер.

Слайд 18Этап в развитии И.О. в России с сер. XIX до н.

ХХ в.в.
ознаменован окончательным оформлением структуры среднего ИО, обеспечивающей последовательное, систематическое изучения всеобщей и российской истории с древнейших времен до нового времени от класса к классу, существенным изменением подходов к содержанию ИО.

История стала рассматриваться как всесторонний (многофакторный) процесс исторического развития в единстве ее фактического и теоретического содержания.
Этап в развитии И.О. в России с сер. XIX до н. ХХ в.в. ознаменован окончательным оформлением структуры

Слайд 19Сохранялось изучение истории в народных училищах. Согласно Уставу гимназий 1864 года

создавались два типа гимназий классическая (с изучением двух древних языков) и реальная (без изучения древних языков и увеличенным количеством часов на преподавание предметов естественнонаучного цикла). На изучение истории в гимназиях отводилось 14 часов в неделю. Окончательно оформилась концентрическая структура исторического образования. Она, как правило, включала два концентра: 1- предполагал освещение истории в эпизодических элементарных курсах истории Древнего мира и отечественной истории, второй, в старших классах, троился на основе систематических курсов и предполагал последовательное изучение важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
Сохранялось изучение истории в народных училищах. Согласно Уставу гимназий 1864 года создавались два типа гимназий классическая (с

Слайд 23 К этому этапу развития ИО относится появление первых учебных

программ по истории.
По своей структуре они состояли из пояснительной записки и основного содержания учебных курсов.
В программах отражались цели обучения истории, направления «умственного и нравственного развития учеников», указывались особенности исторического содержания.
Во второй половине XIX – начале XX было создано большое количество учебников (было опубликовано свыше 100 учебников только по отечественной истории).
Это, во многом, было обусловлено развитием исторической науки. На смену экземпляристскому освещению истории пришли различные походы к познанию прошлого, объединенные стремлением раскрыть закономерности исторического процесса - гегельянство, позитивизм, марксизм.
К этому этапу развития ИО относится появление первых учебных программ по истории.  По своей

Слайд 24 Появились учебные курсы истории, создаваемые
под влиянием 
Эволюционист -ского подхода к освещению

прошлого
(П.Г. Виноградов, Н.И.Кареев,
С.М. Соловьев
и др.).
Появились учебные курсы истории, создаваемые под влиянием Эволюционист -ского подхода к освещению прошлого(П.Г. Виноградов, Н.И.Кареев, С.М. Соловьев и

Слайд 25В среднем образовании нашло отражение изложение учебного материала на основе социологического

подхода - по стадиям общественного развития
(Р.Ю. Виппер, М.М. Покровский и др.).
При отборе содержания предпочтение отдавалось раскрытию социологических понятий, описанию типологических, а не конкретно-исторических фактов
В среднем образовании нашло отражение изложение учебного материала на основе социологического подхода - по стадиям общественного развития

Слайд 26 В обучении истории к концу дореволюционного периода использовалась широкая

палитра методов обучения истории
– реальный,
лабораторный,
- реферативный,
- трудовой, экскурсионный и др.
В практике преподавания использовались специально созданные для учебного процесса средства обучения истории.
В дореволюционный период накопление методических знаний осуществлялось, благодаря деятельности
Педагогического общества, изданию различных методических публикаций, была даже предпринята попытка разработки специального курса по методике обучения истории для вузов (См. Кареев Н.И.).
В обучении истории к концу дореволюционного периода использовалась широкая палитра методов обучения истории – реальный,лабораторный,- реферативный,-

Слайд 28Именно общественный характер педагогической реформы обеспечил ей должный успех, который выразил

К.Д. Ушинский:
«Общественное воспитание - только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого.
Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества»
Именно общественный характер педагогической реформы обеспечил ей должный успех, который выразил К.Д. Ушинский:  «Общественное воспитание -

Слайд 30Помимо школьного образования, широкое распространение получило внешкольное образование населения:
открывались народные библиотеки-читальни,

организовывались народные чтения,
- создавались воскресные школы.
О необходимости чтения исторических и нравоучительных книг указывалось в уставах всех первых учебных заведений.
Как полагают некоторые исследователи, рекомендации по чтению книг давались под влиянием Монтэна, который в основу всей своей системы воспитания включал философию и историю, рекомендуя читать Плутарха и Цицерона
Помимо школьного образования, широкое распространение получило внешкольное образование населения:открывались народные библиотеки-читальни, организовывались народные чтения, - создавались воскресные

Слайд 33Монтень пишет:
«Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого

начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему
возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,
иногда указывая ему путь,
иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому…» 
Монтень пишет:  «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему

Слайд 34 Сократ, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил

сам.
«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.
И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это». 
 Сократ, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика

Слайд 35«Пусть его душе будет привита благородная любознательность;
пусть он осведомляется обо

всем без исключения;
пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий».
«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все

Слайд 36«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы

сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики;
и, какую бы из этих наук он не выбрал, -- раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг;
иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.»


В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня. особенности дореволюционного исторического образования.

«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть