Презентация, доклад Ориентировка в пространстве незрячих и слабовидящих детей

Содержание

Учет и знание особенностей развития незрячих детей позволило разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий, руководствуясь критериямизнание индивидуальных психофизиологическихособенностей каждого ребенказнание основ психического развития детей с нарушением зрения здоровьезберегающие технологииготовность сохранных анализаторов воспринимать окружающий мир наличие

Слайд 1

Ориентировка в пространстве


Одним из условий социализации незрячих и
слабовидящих школьников, является

обучение их
эффективным приемам ориентировки в малом и
большом пространстве.
Ориентировка в пространствеОдним из условий социализации незрячих и слабовидящих школьников, является обучение их эффективным приемам ориентировки в

Слайд 2

Учет и знание особенностей развития незрячих детей позволило разработать содержание и

методику специальных коррекционных занятий, руководствуясь критериями

знание индивидуальных
психофизиологических
особенностей
каждого ребенка

знание основ
психического развития
детей
с нарушением зрения

здоровьезберегающие
технологии

готовность
сохранных анализаторов
воспринимать
окружающий мир

наличие и характер
остаточного зрения

Учет и знание особенностей развития незрячих детей позволило разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий, руководствуясь критериямизнание

Слайд 3



Цель программы «Обучение ориентировке в пространстве»: обучение незрячих школьников взаимодействию с

окружающей средой посредством овладения ими специальными навыками самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в пространстве.

Цель программы «Обучение ориентировке в пространстве»: обучение незрячих школьников взаимодействию с окружающей средой посредством овладения ими специальными

Слайд 4



Задачи:
Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и

устойчивого интереса к занятиям;
Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах и явлениях окружающей среды;
Развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;
Овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами;
Овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;
Обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими;
Обучение слабовидящих и незрячих детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировки в пространстве.

Задачи: Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям; Развитие сенсорной

Слайд 5

Основные разделы
обучения

Ориентировка
в свободном
пространстве
Развитие
сохранных
анализаторов
Использование
сохранных
анализаторов
Формирование
правильной позы

и
жеста

Формирование
топографических
представлений

Формирование
навыков
ориентирования по
типу «карта-путь»
И
«карта-обозрение»

Расширение
представлений об
окружающем
пространстве


Ориентировка в микро-
пространстве

Основные разделыобученияОриентировка в свободном пространствеРазвитие сохранных анализаторовИспользование сохранных анализаторовФормирование правильной позы и жестаФормирование топографических представленийФормированиенавыков ориентирования потипу

Слайд 6



Системы ориентировки и мобильности
инвалидов по зрению.

Для безопасного передвижения и обнаружения препятствий на пути, люди с нарушенным зрением используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности.


Системы ориентировки и мобильности 		инвалидов по зрению.   Для безопасного передвижения и обнаружения

Слайд 7



1. Первая система предполагает передвижение без
каких – либо специальных

средств.

Вторая система предполагает передвижение
с сопровождающим.

Третья система построена на передвижение
с тростью.

Четвертая система мобильности предполагает
использование электронных средств передвижения.

Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки – проводника.

Шестая система предполагает использование
для ориентировки в пространстве различных
оптических средств.

1.  Первая система предполагает передвижение без каких – либо специальных средств.Вторая система предполагает передвижение с сопровождающим.Третья

Слайд 8

Использование сохранных анализаторов при
ориентировке в пространстве.

При ориентировки в пространстве

незрячих и слабовидящих
очень большую роль играют сохранные анализаторы.

Вестибулярный аппарат и мышечная чувствительность

Осязание

Слух

Обоняние

Остаточное зрение

Использование сохранных анализаторов при 	ориентировке в пространстве. При ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих очень большую роль

Слайд 9
Обучение ориентировке в пространстве проходит в три этапа: начальное звено, среднее

и старшее

I этап
В начальном звене идет ознакомление с малым пространством и предметами ближайшего окружения:
- ориентировка в приборе для письма по системе Брайля;
- учебнике;
- ориентировка на своем теле и относительно его;
Изучение жизненно важных маршрутов: «класс-спальня»,«класс- столовая» и т.д.
Обучение алгоритму обследования предметов.
Развитие сохранных анализаторов к восприятию признаков окружающего мира.

II этап В среднем звене идет расширение пространства: изучаем территорию школы, близлежащие улицы, правила дорожного движения и изучение видов транспорта, усложнение маршрутов.

III этап Использование общественного транспорта, изучение маршрутов в черте города: «школа-аптека», «школа-автовокзал», «школа-почта», «школа-ж.д.вокзал». Ориентировка в учреждениях общественного назначения. Развитие коммуникативных навыков.

Обучение ориентировке в пространстве проходит в три этапа: начальное звено, среднее и старшееI этап В начальном звене

Слайд 10

Представления и мышление незрячих детей отличаются от представлений зрячих. Чтобы представления

были наиболее близки к реальным на занятиях по ориентировке используются различные виды наглядности: макеты, рельефные схемы, карты города доступные осязательному восприятию и восприятию с помощью остаточного зрения.
Представления и мышление незрячих детей отличаются от представлений зрячих. Чтобы представления были наиболее близки к реальным на

Слайд 11

Благодаря активным ощупывающим движениям становится возможным не только отражение отдельных свойств

и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. Активное осязание составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деятельности.
Благодаря активным ощупывающим движениям становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы

Слайд 12

Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость. На практических занятиях

изучаются различные техники владения тростью: «диагональ», «маятник», «скольжение», «касание».

Техника ходьбы с сопровождающим дает возможность незрячему вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, ускорить или замедлить шаг и т.д.

Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость. На практических занятиях изучаются различные техники владения тростью: «диагональ»,

Слайд 13

Не меньшее значение для самостоятельной ориентировки имеют высшие психические процессы (внимание,

память, мышление, воображение), позволяющие при восприятии информации от анализаторов отличить нужную от бесполезной
Не меньшее значение для самостоятельной ориентировки имеют высшие психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), позволяющие при восприятии

Слайд 14

Для обнаружения остановки транспортного средства и посадки в него незрячего необходимо

научить хорошо представлять местонахождение остановок. Особое внимание уделяется работе тростью при подходе к транспортному средству.
Для обнаружения остановки транспортного средства и посадки в него незрячего необходимо научить хорошо представлять местонахождение остановок. Особое

Слайд 15

При посадке в транспортное средство необходимо определить местоположение входной двери, высоту

первой ступени с помощью трости. Во время движения важно представлять сам маршрут используя мышечно-двигательную память: чувствовать рельеф дороги, повороты, подъем и спуск и т.д.
При посадке в транспортное средство необходимо определить местоположение входной двери, высоту первой ступени с помощью трости. Во

Слайд 16

Большое внимание уделяется ориентировке на перекрестках с интенсивным движением.
При переходе через

перекресток необходимо учить детей активизировать сохранные анализаторы: слух, остаточное зрение, двигательный анализатор.
Большое внимание уделяется ориентировке на перекрестках с интенсивным движением.При переходе через перекресток необходимо учить детей активизировать сохранные

Слайд 17

Обучение самостоятельному передвижению в пространстве - процесс сложный и длительный, требующий

учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода.

Изучение нового маршрута предполагает многократное прохождение его с опытным сопровождающим

Обучение самостоятельному передвижению в пространстве - процесс сложный и длительный, требующий учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода.Изучение

Слайд 18

В старших классах идет освоение более сложных жизненно-важных маршрутов, акцентируя внимание

на выбор наименее опасного: «школа-автовокзал», «школа-магазин-аптека», «школа-почта-телеграф», «школа-библиотека», «школа-сбербанк» и др.
В старших классах идет освоение более сложных жизненно-важных маршрутов, акцентируя внимание на выбор наименее опасного: «школа-автовокзал», «школа-магазин-аптека»,

Слайд 19

Моделирование ситуаций из жизни. Проведение игры «Магазин» (нахождение необходимых продуктов, предметов

личной гигиены, правила обращения к продавцу)
Моделирование ситуаций из жизни. Проведение игры «Магазин» (нахождение необходимых продуктов, предметов личной гигиены, правила обращения к продавцу)

Слайд 20

Ориентировка в магазине, гипермаркете (нахождение необходимых продуктов, предметов личной гигиены, кассы)

Ориентировка в магазине, гипермаркете (нахождение необходимых продуктов, предметов личной гигиены, кассы)

Слайд 21








Предметно-практическая
деятельность
Развитие осязательного
восприятия и
мелкой моторики
Пальцевые упражнения
Развивающие игры
?
?
?

?







?
Коррекционное пространство

для успешного развития осязания и мелкой моторики

Предметно-практическая деятельностьРазвитие осязательного восприятия имелкой моторикиПальцевые упражненияРазвивающие   игры???✌?✄?Коррекционное пространство для успешного развития осязания и мелкой

Слайд 22

Наглядные пособия и развивающие игры

Наглядные пособия и развивающие 			игры

Слайд 23

Предметно-практическая деятельность
Различные виды деятельности способствуют развитию подвижности пальцев, укреплению мышц кистей

рук.
Предметно-практическая деятельность способствует формированию пространственного образа.
Предметно-практическая деятельностьРазличные виды деятельности способствуют развитию подвижности пальцев, укреплению мышц кистей рук. Предметно-практическая деятельность способствует формированию пространственного

Слайд 24

Материалы Монтессори;
Мозаики по возрастающей;
-Шнуровки;
Пазлы различной сложности;
Конструкторы; трансформеры;
Кубики Дьенеша; головоломки;
Пособия по

развитию осязания и т.д.

При сочетании различных видов деятельности совершенствуются точные движения пальцев, приемы осязательного обследования, сенсорные способности детей.

Материалы Монтессори;Мозаики по возрастающей; -Шнуровки;Пазлы различной сложности;Конструкторы; трансформеры;Кубики Дьенеша; головоломки;Пособия по развитию осязания и т.д. При сочетании

Слайд 25



Развитие общей моторики ( умения ходить, бегать, перестраиваться).

Развитие общей моторики ( умения ходить, бегать, перестраиваться).

Слайд 26

ИТОГ
Подводя итог необходимо сказать следующее:
Все разделы коррекционной работы составляют единую систему,

как средства в достижении компенсации зрительных нарушений.
Коррекция и компенсация утраченных функций происходит на всех этапах обучения ориентировки в пространстве
В результате комплексного подхода к коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, наблюдаются положительные результаты.
Система построения занятий направлена на адаптацию выпускников к социуму.
ИТОГПодводя итог необходимо сказать следующее:Все разделы коррекционной работы составляют единую систему, как средства в достижении компенсации зрительных

Слайд 27





Сердце –отдам детям!


Сердце –отдам детям!

Сердце –отдам детям!				Сердце –отдам детям!

Слайд 28

Уважаемые коллеги, участники семинара!
В заключении мы хотим пожелать Вам:

ЗДОРОВЬЯ;
СЧАСТЬЯ;
УСПЕХОВ В РАБОТЕ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.

Благодарим за внимание!




Уважаемые коллеги, участники семинара! В заключении мы хотим пожелать Вам:    ЗДОРОВЬЯ;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть