Слайд 1Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Голубева Н.А.
Слайд 2Причины:
изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране;
интенсификация обучения и перегруженность школьных
программ;
социально-психологический фактор.
Слайд 3«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не
видишь проблему, это значит, что она в тебе самом»
Слайд 4Кого учить?
Чему учить?
Как учить?
Слайд 5Особенности неуспевающих обучающихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень
интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны обучающихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Слайд 6Признаки:
Низкий уровень умственного развития.
Несформированность учебных навыков.
Дефицит внимания с гиперактивностью.
Отсутствие познавательного интереса.
Несформированность
произвольной сферы.
Конфликтные отношения .
Низкий познавательный интерес.
Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
Низкая работоспособность .
Слайд 7Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда
надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Слайд 8Виды работ со слабоуспевающими
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором
ответа.
Деформированные задания.
“Разрезные” теоремы.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
“карточки-конспекты”.
Слайд 9Педагог
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную
обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, веру в возможности обучающегося
Уметь встать на позиции обучающегося
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Применять опережающее обучение, различные формы групповой работы,взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
Слайд 10При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
Рационально распределять учебный материал
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Слайд 11
правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не
требовать быстрого ответа на него, давать ему достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Слайд 12Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только
что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет обучающемуся в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Слайд 13Следует осторожнее оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам очень болезненно к
ним относится.
Во время подготовки обучающимся ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Слайд 14Рекомендации:
Использовать современные образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения, разноуровневую дифференциацию
на всех этапах урока.
Организовывать индивидуально-групповую работу.
Применять «Карточки помощи», «Памятки», использовать игровые задания.
При опросе давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Слайд 15Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверять усвоение материала по
темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаше обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
Слайд 16В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные
на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Слайд 17При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию
и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки-консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.
Слайд 18При планировании работы
Взять на учет и составить список слабоуспевающих и
неуспевающих обучающихся.
Установить причину отставания.
Проводить собеседование с учителями-предметниками.
Проводить индивидуальные беседы о состоянии их учебных дел.
Проводить работу с родителями.
Проводить дополнительные занятия.