Слайд 1
Образовательная программа и её реализация в образовательном учреждении
Заместители директоров по УВР:
Арбузова М.В.
Горбатова Н.Г.
Забалуева Т.П.
Плякина В.В.
Черкасова О.В.
2013 г.
Слайд 2Структура основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые
результаты
Учебный
план
Система
оценки
Пояснительная
записка
Система условий
реализации ООП
1.
Ц е л е в о й р а з д е л
2. С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л
3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
Формирование экологической
культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа
развития
УУД
Программа
воспитания и
социализации
Программы
отдельных учебных
предметов (курсов)
Формирование
и развитие ИКТ-
компетентности
Социализация,
профессиональная ориентация
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность
Программа
коррекционной
работы
Духовно-
нравственное
развитие и
воспитание
Слайд 3Требования ФГОС ООО:
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной
программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Слайд 4ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОРГАНИЗАЦИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИфИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ПЕАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Слайд 5Документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении
ФГОС ООО
Примерные основные
образовательные программы начального и основного общего образования.
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);
О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Слайд 6Требование ФГОС ООО к условиям реализации ООП ООО
кадровые условия;
финансово-экономические условия;
материально-технические условия;
психолого-педагогические
условия;
информационно-методические условия.
Слайд 7Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и
утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования.
Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы.
Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения.
Слайд 8
ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени,
учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы.
Слайд 9
При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности образовательного учреждения
в формировании компетентностей выпускников. Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для развития личности.
Слайд 10
В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков
является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся.
Слайд 11
основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на
этом этапе школьного образования могут быть:
увеличение удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;
использование разных форм модульного или концентрированного обучения;
усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;
введение социальной практики и социального проектирования;
дифференциация учебной среды (мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал и т.п.);
переход на накопительную систему оценивания (например, использование технологии «портфолио» и т.п.).
Слайд 12
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их
правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.
Слайд 13 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего
образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися повышением своей квалификации.
На основе ФГОС должен формироваться социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Слайд 14Цели и задачи педагогов, реализующих образовательную программу
сохранение психического и физического здоровья
учащихся;
сохранение у учеников желания учиться;
работа по определенным образовательным учреждением образовательным программам и использование различных технологий;
развитие у обучающихся универсальных способностей и компетентностей;
формирование широкого кругозора, учебной и социальной самостоятельности ребенка;
раскрытие индивидуальности ученика;
партнерские отношения с родителями;
оказание психологической и педагогической помощи педагогически запущенным обучающимся;
самообразование педагогов, ориентированное на реализацию образовательной программы.
Слайд 15Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической
документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.
Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы.
Слайд 16
Федеральный перечень учебников должен формироваться на основе новых требований к современному
учебно-методическому комплексу, включающего в себя учебник, печатные материалы для учащихся (тетради, хрестоматии, сборники заданий, атласы, цифровые образовательные ресурсы и т.п), методические материалы для учителей.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет.
Слайд 17
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические
издания в расчете 5-6 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета.
Слайд 18Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса
При финансировании образовательных учреждений должен использоваться нормативно -
подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программ в расчете на 1 учащегося, устанавливаемый субъектами Российской Федерации.
Оплата труда педагогического работника должна складываться из базовой части фонды оплаты труда, которая обеспечивает гарантированную заработную плату педагогического работника образовательного учреждения исходя из количества выданных им учебных часов и численности обучающихся в классах.
Слайд 19
Помимо базовой части оплаты труда педагогический работник может получать оплату из
стимулирующей части фонда оплаты труда.
Стимулирующая часть оплаты труда должна составлять не менее 30% от базового фонда оплаты труда.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективным договором.
Слайд 20Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения
включают в себя параметры и характеристики:
санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);
комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);
пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).
Слайд 21
Образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы всех ступеней общего образования, должно
располагать материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебные виды деятельности, предусмотренных учебным (образовательным) планом учреждением и соответствующей действующим санитарным и противопожарным или иным правилам и нормам.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также свободный доступ в сети Интернет.
Слайд 22Результаты реализации образовательной программы
Результатом реализации образовательной программы является образ выпускника конкретного
образовательного учреждения.
Образ выпускника может включать:
уровень обученности выпускника;
сформированность общеучебных умений и навыков (уровень достижения различных компетентностей);
доминирующий способ мышления выпускника;
приоритетные личностные качества, которые должны быть сформированы у обучающегося конкретной школы в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;
возможные сферы распределения выпускников II и III ступеней данной конкретной школы.