Слайд 1ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»
Проект
«Педагогическое
наставничество»
Выполнила: преподаватель высшей квалификационной категории, методист
Шишкова Марина Викторовна
Рязань, 2018
Слайд 2«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не окончил
педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда
не будет хорошим педагогом, я сам учился
у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Слайд 3Наставничество – разновидность индивидуальной работы с начинающими педагогическими работниками, не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях, имеющими трудовой стаж менее 3-х лет или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Слайд 4 Наставники – подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников:
- обладающие высокими
профессиональными качествами;
- имеющие стабильные показатели в работе;
- обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Слайд 5 Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность
сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Практика показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого преподавателя может протекать длительно и сложно.
Слайд 6 Начинающему педагогу необходимо получить поддержку опытного
наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего педагога.
Общее количество педагогов - 59 (100%)
Количество молодых специалистов – 10 (16,9%)
Количество педагогов – наставников – 9 ( 15,2%)
Слайд 7
В колледже организована работа по наставничеству:
- действует «школа
молодого педагога» (Приложение № 1, 2)
- разработано положение о наставничестве в учебном заведении (Приложение № 3)
- разработана дорожная карта (программа) профессиональной адаптации начинающих педагогических работников (Приложение № 4)
- за каждым молодым специалистом закреплен педагог-наставник (Приложение № 5)
- каждым наставником разработан и утвержден план работы с молодым специалистом (Приложение №6,7)
Слайд 8Формы и методы
обучения молодых преподавателей:
семинары;
консультации;
взаимопосещение
уроков ;
просмотр видеофильмов отснятых уроков и мероприятий;
проведение мастер-классов и открытых уроков;
самообразование;
беседы;
разработка и презентация моделей уроков.
Слайд 9
Этапы деятельности наставника:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Слайд 10Наставничество базируется
на следующих принципах:
Добровольность.
Гуманность.
Соблюдение прав молодого специалиста.
Конфиденциальность.
Ответственность.
Искреннее желание помочь в преодолении трудностей.
Взаимопонимание.
Слайд 11 Проблемы, возникающие у молодых преподавателей в учебном процессе:
Отсутствие мотивации
к работе.
Отношения со студентами.
Отношения с родителями.
Неумение обеспечить дисциплину.
Затруднение при планировании урока.
Неумение использовать современные формы и методы работы на уроке.
Неуверенность в себе.
Неумение выходить из нестандартных педагогических ситуаций.
Слайд 12В нашем образовательном учреждении
в 2000 года создана «Школа молодого педагога,
которая имеет богатый опыт и традиции.
С 2012 года я являюсь её председателем.
Слайд 13Целью работы «Школы молодого педагога» является:
развитие профессиональных
умений,
накопление опыта, поиск
лучших методов и приемов
работы с обучающимися,
формирования своего стиля
в работе,
появление авторитета среди
обучающихся.
Слайд 14 Задачи работы «Школы молодого педагога» – помочь
молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Слайд 15 Для реализации поставленных задач систематически провожу работу
с молодыми коллегами, оказываю им помощь в правильности оформления учебно–планирующей и отчётной документации, а так же в составлении рабочих программ по дисциплинам, контрольно – оценочных средств, экзаменационного материала, помощь в подготовке, проведении и анализе уроков, использовании различных форм, методов и приемов обучения, выборе методической темы для самообразования, в подготовке к защите на квалификационные категории.
Слайд 16Для достижения поставленных целей и задач в колледже используются различные формы
и методы работы
с молодыми педагогами:
Слайд 17Круглый стол на тему «Основные проблемы молодого преподавателя»
Проводит -преподаватель высшей квалификационной
категории Егорова В.А.
Проводит зам. директора по УР – Цыбизова А.В.
Слайд 18Семинар-практикум на тему: «Эффективность урока - результат организации активной
деятельности обучающихся»
Проводит
председатель
«Школы молодого педагога»
Шишкова М.В.
Проводит заведующая по ИМР
Мельникова В.В.
Слайд 19Мастер-классы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе.
Слайд 20 Мною разработано методическое пособие «В помощь
молодому педагогу», где представлена необходимая информация для разработки и проведению урока (типы и виды уроков, методы и формы обучения, темы для самообразования, самоанализы и анализы уроков, технологические карты), как для преподавателей предметников, так и для мастеров производственного обучения.
Слайд 21В рамках работы «Школы молодого педагога», осуществляем посещение открытых уроков и
мероприятий опытных преподавателей.
Слайд 22Молодые специалисты проводят открытые уроки,
которые в дальнейшем анализируются на заседаниях
«Школы молодого педагога».
Викторина по информатике, преподаватель - молодой специалист Малыш Ю.А.
Внеклассное мероприятие «Парад «Голливудских» звезд» - молодой специалист Дудукина С.Н.
Слайд 23Открытый урок английского языка преподаватель - молодой специалист Кровекова А.Н.
Открытый урок
английского языка преподаватель - молодой специалист Дудукина С.Н.
Слайд 24Молодые специалисты принимают участие в ежегодно проводимых конкурсах «Методических разработок».
Слайд 25
Молодые специалисты, наряду с опытными педагогами учебного заведения, размещают свои методические
разработки на сайте колледжа
Слайд 26 Публикации молодых преподавателей на различных педагогических порталах
Слайд 27 В 2017 году в рамках «Школы
молодого педагога», в колледже проводился конкурс «Лучший педагог года»,
в ходе которого молодые педагоги, наряду с опытными преподавателями проводили открытые уроки,
выступали с самопрезентациями.
Слайд 28 Одним из показателей эффективности сложившейся
системы сопровождения молодых специалистов является тот факт, что пришедшие на работу молодые кадры остаются работать в колледже, становясь высокопрофессиональными педагогами.
Слайд 29Повышение квалификации молодых специалистов – прохождение курсов .
Слайд 31 Результатом работы «Школы молодого педагога» и наставничества два молодых педагога
защитились на
1 квалификационную категорию:
Воронин С.А.- мастер производственного обучения, защита прошла в 2015 году;
Дудукина С.Н.- преподаватель английского языка, защита состоялась в 2017 году.
В настоящее время два молодых педагога:
Малыш Ю.А.- преподаватель информатики и Кровекова А.Н.– преподаватель английского языка, подали заявление на защиту, которая состоится в апреле 2018 года
Слайд 32 Опыт работы позволяет сделать вывод, что процесс
личностно-профессионального становления молодых специалистов будет продуктивным, если выстроена система в работе с молодыми специалистами, используются различные формы работы, молодые коллеги привлекаются к участию в методических мероприятиях, учитываются их интересы, формируется мотивация к достижению успеха посредством поддержки и стимулирования.
Слайд 33Заключение
Целенаправленная
работа с молодыми специалистами способствует их своевременной адаптации, расширению знаний молодых преподавателей, вовлечению их в жизнь колледжа, продолжению традиций. Позволяет своевременно избегать ошибок во взаимоотношениях с обучающимися, преподавателями, между собой. Позволяет «технически» подготовиться к самостоятельной работе, осваивая современные технологии, а так же закрепиться на рабочем месте в колледже.