Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Поисково–исследовательский проект
Повседневная жизнь
белокалитвинцев в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям очевидцев
Слайд 2Актуальность:
Чем больше времени проходит с
окончания Великой Отечественной войны, тем меньше остается очевидцев и свидетелей того времени. Нынешнее поколение мало интересуется и знает о событиях того страшного периода. Факты Великой Отечественной войны фальсифицируются. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Размышляя об этом, мы пришли к выводу, что необходимо больше пропагандировать сведения известные и малоизвестные о той страшной войне.
Цель работы:
Донести до подрастающего поколения - какой ценой нам досталась жизнь и мир, в котором мы живем;
Расширить знания о Великой Отечественной войне на основе воспоминаний земляков – очевидцев.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Изучить научно-историческую литературу по данному направлению;
Найти и собрать архивные материалы о военном времени в г. Белая Калитва и Белокалитвинского района;
Встретиться с очевидцами событий, жителями г. Белая Калитва;
В дальнейшем донести материал данного проекта до обучающихся
и общественности, использовать его в воспитательных мероприятиях.
Слайд 3Начало войны, 22 июня 1941 года для нашего города, как и
для всей страны, началось с разлучения семей. Мужчины, женщины, молодежь уходят на фронт, их эвакуируют для работ на оборону страны. 24 июня 1941 года от станции Белая Калитва отправили эшелон с первыми призывниками. Конечный пункт назначения – город Тбилиси. В том грузинском городе собрался почти весь Белокалитвинский район – призывники были
со всех окрестных хуторов
и станиц.
Первый признак войны,
изменивший житейские
будни белокалитвинцев:
семьи расставались, и
никто не знал на долгий
ли срок или может даже
навсегда…
Вчерашние школьники вместо учебы работают в госпитале, ухаживают за ранеными, роют окопы, строят аэродромы.
Слайд 4 В 1941 году в городе оборудовали госпиталь, где лечили
и оперировали раненных бойцов. Находился он в школе №1 (ныне это здание городского краеведческого музея). Раненых привозили прямо с фронта на машинах, снимали на землю. В это время записывали их данные и несли в операционную к старшей сестре. Была еще одна операционная на Московской улице в начальной школе. Многие из раненых умирали. Хоронить было невозможно, потому что зима 1942 года была лютая, многоснежная.
Умерших складывали в
силосную яму, которая
находилась на пустоши, за
магазином. При первой же
оттепели их закрыли
землей. Там они и
находились до 1951 года.
Слайд 5Июль 1942 года. Врываясь в города и села Ростовской области, фашисты
чинили жестокую расправу над мирными жителями: стариками, женщинами, детьми. На протяжении всего пути, где шли фашистские войска, был грабеж местного населения, бомбежки, обстрелы, гибель мирного населения.
Это был второй признак войны.
Слайд 6
19 июля 1942 года фашисты заняли станицу Усть-Белокалитвинскую,
ставшую к началу войны рабочим поселком. Затихли улицы в старой казачьей станице. Лишь выстрелы, взрывы да чужая лающая речь нарушали безмолвие – это новый порядок вступал в свои права. «Грабеж, насилие, физическое уничтожение советских людей» было написано на знамени «нового порядка».
Слайд 7Немцы отбирают вещи, домашний скот и птицу, запасы продуктов. Местное население
выгоняют из своих домов, вынуждая их жить в хлеву, в землянках, сараях.
Зимой жители станицы за водой ходили на Донец. По воду ходили только женщины. Мужчин сразу убивали.
Третий признак войны – люди теряют все, что у них есть, вынуждены выживать.
Слайд 8Проводится перепись населения, каждого жителя ставят на учет. Это необходимо было
для отбора крепких людей, чтобы угнать их в Германию на работы. Из нашего района было отправлено 1349 человек, из них каждый десятый – подросток.
Только некоторым хитростью, обманом или сбежав из города, удалось миновать такой участи.
Многие из угнанных
в Германию сгинули
в безвестности.
Четвертый признак войны-
потеря Родины
Слайд 9 Теперь жизнью жителей, оставшихся в родном городе, управляли квартальные, которые
могли по доносам или из личных целей, уничтожать целые семьи, неугодные новому режиму. Из местного населения немецкое командование выбирает полицаев. В их обязанности входило не только оповещать население о распоряжениях немецкой комендатуры, но также следить за порядком и докладывать о каждом нарушении. Кроме этого полицаи и квартальные зачастую выдавали коммунистов, которых впоследствии расстреливали.
Но все полицаи были
разные: были и такие,
которые поддерживали
русских, делая вид, что
прислуживают немцам.
Таким был Турбин С.Б.
Слайд 10Начались аресты коммунистов и активистов советской власти. Немцы не только расстреливали
коммунистов, комсомольцев, партийных работников. Они могли повесить русских за воровство продуктов или вещей у самих немцев.
Слайд 11 В это время шли жестокие бои за Сталинград.
Всех жителей Сталинграда и военных, которых немцы захватывали в плен, немецким командованием было решено перегонять в Германию. В Белой Калитве возле переправы через реку Донец немцы оборудовали распределительный лагерь. Женщины из Калитвы спасали узников. Через проволочный забор пленники кидали записки со своими данными. Жительницы Калитвы приходили в управу и говорили, что среди пленных находится муж. Так спасли не одну жизнь.
А на территории нынешнего металлургического завода, в полуразрушенных птичниках немцы создали лагерь советских военнопленных и эвакуированных граждан из Сталинграда, главным образом женщин с детьми. В лагере находилось свыше 6000 тысяч человек, комендантом лагеря был гестаповец Эрлих. Жители станицы как могли помогали узникам. Но далеко не многим удалось выжить…
Слайд 12 Но в результате боев под Сталинградом наши войска
перешли в наступление и фашистской армии пришлось отступать. Стали уходить немцы и из нашего города и района. Зверствовали при отступлении. Подожгли один из бараков концлагеря, а спасающихся из огня людей расстреливали.
В некоторых хуторах поджигали дома с соломенными крышами. В хуторе Дядин перед немецким отступлением неделю шли непрерывные воздушные налеты с утра до ночи. Некоторые хутора (как Грушево-Дубовский) освобождали мирно, без убийств. Но все равно при отступлении взорвали каменный мост через балку, сожгли амбар с зерном.
Слайд 13 После освобождения города и района зимой 1943
года мирное население начало налаживать жизнь. Но это было очень трудно. Жители собирали и хоронили останки советских и немецких воинов.
Дети и подростки часто находили неразорвавшиеся снаряды и гибли при их взрывах.
Слайд 14 Сразу после ухода немцев заработала почта, и
жители хутора стали получать долгожданные письма. Для одних была радость – весточка с фронта от живых и здоровых близких. А для других – горе. Получали безжалостные извещения- «похоронки» о погибших и пропавших без вести. Невозможно вспоминать те годы без слез. Бедность была невероятная. Не было спичек, соли, жили без электричества. Люди забыли вкус сахара. Невозможно было достать керосин, чтобы залить в лампу. Смотрели, у кого идет дым из трубы, значит, топится печь. Просили уголек и бегом домой, чтобы его разжечь, а то и высекали искры кремнем о железку.
С фронта стали приходить солдаты – инвалиды. Безрукие, безногие, но живые. Это было огромной радостью для родных.
Слайд 15 Наша исследовательская работа, которую мы считаем своим проектом,
может быть использована в дальнейшем на внеклассных мероприятиях, уроках истории, во внеурочной деятельности, на уроках краеведения. Мы надеемся, что в дальнейшем ребята нашего города и района будут и дальше собирать материалы и дополнять нашу работу.
Слайд 16Авторы работы:
Пенягина Татьяна Александровна, учащаяся 11 класса;
Стефанкив Алёна Дмитриевна, учащаяся 11
класса.
Руководитель проекта:
Ельникова Елена Ивановна, руководитель школьного музея
Использованная литература и источники:
Воспоминания очевидцев, детей войны;
Архивы школьного и городского музея;
Материалы из библиотеки им. Лермонтова;
Справочная литература (энциклопедии);
Фотографии Интернет-ресурса "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."