Слайд 1
Подготовила:
учитель высшей категории
МБОУ СОШ р.п. Магнитка Челябинской обл.
Кузьмина И.А..
РЕФЛЕКСИЯ
КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС
Слайд 2Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои
переживания
(С.И. Ожегов. Словарь Русского языка).
Что такое рефлексия?
Слайд 3В современной педагогике под рефлексией понимают:
осознание смысла и способа собственной
деятельности,
объективная оценка своих результатов,
обнаружение проблем.
Слайд 4 Цели рефлексии:
сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;
собрать
в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;
уйти с урока с зафиксированным результатом.
Рефлексия осуществляется не только
в конце урока, но и на любом его этапе.
Слайд 5
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Исходя из
функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Слайд 6Этапы урока: в начале урока
в конце деятельности
Приёмы:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 7Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 8Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки(цветы) красного
цвета, если нет, зелёного.
Слайд 9Этапы урока: проверка домашнего задания
защита проектных работ
в конце урока
Приёмы:
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности
Слайд 10
Было интересно…
Меня удивило…
Материал урока мне был…
Мне больше всего удалось…
Моё настроение…
Сегодня на
уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
Могу похвалить своих одноклассников…
Фразы из рефлексивного экрана:
Слайд 11Продолжи фразу:
Я узнал (а) …..
Я повторил (а) ….
Я научился (лась) ….
Слайд 12Оцените этот урок.
И – интересный, исследовательский, …
Т – точный, творческий, трудный,…
О
– организованный, образованный, обучающий
Г – грамотный, грустный, с гостями.
Мы на уроке:
Д - дружные, довольные, деловые
Р - разумные, радостные, рассудительные
О - образованные, организованные, отличные
Б - быстрые, бесстрашные, боевые
И - интересные, исследовательские
Слайд 13Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
сложа руки
смотрел во все глаза
мотал на ус
засучив рукава
бить баклуши
не покладая рук
ловил мух
считал ворон
спустя рукава
работал до седьмого пота
держал
ушки на макушке
Слайд 14 Оценочная лесенка
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить
солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
Слайд 15Этапы урока: изучение учебного материала
Приёмы: дерево целей
я не знал…
теперь я знаю…
Рефлексия содержания
учебного материала
Слайд 16«Дерево успеха»
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Слайд 17«Мудрые совы» Маркировка.
«+» знаю
«-» не знаю
«!» узнал новое
«?» удивило
Слайд 18 Ничего не понятно на уроке
Всё понятно
на уроке,
затруднений нет
Хочу знать больше
Слайд 19“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец –
это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец -мне было трудно(не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Слайд 20 «Мишень»
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им
больше всего подходят по окончании урока.
Слайд 21 «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно
подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Слайд 22Приём “Лови ошибку”
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной
ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Предлагается информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Слайд 23Приём “Жокей и лошадь”
Форма коллективного обучения.
Класс делится на две группы:
«жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Слайд 26
Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о каком-либо
событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.
В конце рассуждения делается _____________________.
Слайд 27Блицопрос
1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)
2. Постоянный признак имен
существительных. (Род.)
3. Часть слова без окончания. (Основа.)
Приём РАФТ
9 класс: Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения.
5,6 класс: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.
Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица.
Слайд 28Приём
«Согласен – Не согласен»
Приём, способствующий актуализации знаний учащихся
и активизации мыслительной деятельности. Дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример:
Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное. +
Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению — это омонимы. -
Словарный состав языка — лексика. +
Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное. +
Слово сходство по отношению к слову различие — антоним. +
Слайд 29Вариант приёма «Корзина»
Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь,
с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.
Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?
Возможны разные варианты ответов.
Слайд 30
Приём «Формула ПОПС»
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 31Приём «синквейн»
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные,
творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Слайд 32Синквейн
к уроку «Петербург Достоевского»
по роману «Преступление и наказание»
Петербург
Грязный, серый
Угнетает, ожесточает, давит
Картины
нищеты и безнадежности
Безысходность
Слайд 33Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное
понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
С и н к в е й н
Слайд 34Формы рефлексии
Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить
свою работу)
Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя)
Слайд 35Устное обсуждение.
Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение
урока.
Письменное анкетирование.
Способы обучения рефлексии
Слайд 36выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию;
развитие оценочной деятельности одноклассников;
выявление самооценки детей;
выделение детьми критериев оценки;
развитие умений оценивать по критериям;
выявление причин для преодоления имеющихся трудностей;
Цели развития рефлексии
Слайд 37Универсальные учебные действия
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к
созидательной деятельности
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 38Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.
Рефлексия помогает ученикам осмыслить
получаемые результаты.
Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
Образовательный эффект рефлексии
Слайд 39Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в
пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
Замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.